"удовлетворительно", если выпускной курс оценен "удовлетворительно", при этом не менее 70 процентов остальных подразделений слушателей и курсантов, в том числе кафедр (циклов), оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполняются требования на оценку "удовлетворительно".
Все структурные подразделения и вуз в целом по физической подготовке оцениваются в установленном в Министерстве обороны порядке.
Учебная работа в целом в вузе оценивается:
"отлично", если:
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки слушателей и курсантов оценено "отлично";
"хорошо", если:
полнота, своевременность и качество разработки документов планирования и организации учебной работы оценены "удовлетворительно";
качество проведения учебной работы оценено "удовлетворительно";
качество подготовки слушателей и курсантов оценено "хорошо";
"удовлетворительно", если все ее элементы оценены положительно;
"неудовлетворительно", если не выполнены требования на оценку "удовлетворительно".
17. Состояние методической работы проверяется в учебном отделе, на факультетах, на кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов и в вузе в целом и оценивается по следующим показателям:
полнота, своевременность и качество разработки документов по организации методической работы;
качество проведения методической работы.
Оценка полноты, своевременности и качества разработки документов по организации методической работы включает:
изучение планирующих и отчетных документов: плана методической работы вуза на учебный год; планов-календарей основных мероприятий вуза на учебный год и на месяц; комплексного плана формирования командно-методических навыков и навыков воспитательной работы у слушателей и курсантов; индивидуальных планов обучения слушателей и курсантов; планов работы факультетов (батальонов, дивизионов курсантов) на учебный год и на месяц; планов работы кафедр (циклов) на учебный год и месяц; плана работы методического кабинета на год и на месяц; индивидуальных планов работы преподавателей на учебный год; книг протоколов заседаний кафедр (циклов) и журналов работы предметно-методических комиссий; плана контроля учебных занятий руководящим составом вуза; журналов контроля учебных занятий на кафедрах (циклах) и факультетах (в батальонах, дивизионах курсантов); планов работы ученых советов вуза и факультетов на учебный год и протоколов заседаний советов; материалов научно-методических конференций и сборов вуза; учебно-методических материалов всех учебных занятий, предусмотренных расписанием, на кафедрах (циклах) и факультетах (в батальонах, дивизионах курсантов); материалов (акта) последней проверки (итоговой государственной аттестации) вуза и плана устранения недостатков; соответствующих приказов начальника вуза по организации образовательного процесса;
проверку своевременности, полноты и качества отработки планирующих документов, соответствия их требованиям правовым актам Министерства обороны и Генерального штаба, взаимной согласованности с отчетными документами (отчетом о работе вуза за учебный год, отчетом о результатах итоговой государственной аттестации и выпуске слушателей и курсантов).
Оценка качества проведения методической работы включает изучение результатов практической реализации мероприятий методической работы в образовательном процессе.
Состояние методической работы в учебном отделе, на факультетах, кафедрах, в батальонах (дивизионах) курсантов и в вузе в целом оценивается:
"удовлетворительно", если методическая работа спланирована и выполняется в соответствии с требованиями руководящих документов, регламентирующих этот вид деятельности; мероприятия методической работы целенаправленны и имеют практическую реализацию; организация всех видов учебных занятий и используемые на них формы и методы обучения способствуют достижению учебных целей; учебные занятия систематически контролируются, отмеченные недостатки анализируются и устраняются; на заседаниях ученых советов вуза (филиала, факультета), заседаниях кафедр и предметно-методических комиссий вопросы совершенствования методической работы регулярно рассматриваются, принимаются целесообразные решения, которые реализуются в учебном процессе; передовой опыт обучения обобщается, распространяется и внедряется в образовательный процесс; учебно-методические материалы всех видов учебных занятий, предусмотренных расписанием, имеются и соответствуют учебным программам, тематическим планам изучения учебных дисциплин и целям занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество проведения методической работы;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
18. Состояние научной работы проверяется в соответствии с правовыми актами Министерства обороны и Генерального штаба в научно-исследовательском отделе, на факультетах, кафедрах, в научных подразделениях и в вузе в целом. При этом изучаются: содержание и качество планирования научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы; актуальность тематики научных исследований и их соответствие профилю вуза, направленность на решение проблем укрепления обороноспособности страны, совершенствование военного образования, соответствие практическим потребностям войск и вузов; степень участия в научной работе постоянного состава вуза; глубина проработки исследуемых вопросов, обоснованность выводов и предложений; теоретическое и практическое значение, реализация результатов ручной работы, в том числе в образовательном процессе; руководство научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работой; участие в военно-научной работе слушателей и курсантов; состояние научного информационного обеспечения.
Состояние научной работы на кафедре, факультете и в вузе в целом оценивается:
"удовлетворительно", если организация, обеспечение и проведение научной, рационализаторской, изобретательской и патентно-лицензионной работы постоянного состава, военно-научной работы слушателей и курсантов отвечают требованиям правовых актов Министерства обороны; в тематике научных исследований имеются работы, направленные на совершенствование образовательного процесса; руководящий, профессорско-преподавательский состав принимает активное участие в научной работе; научные исследования актуальны, имеют фундаментальную и прикладную направленность; результаты научной работы, изобретения и рационализаторские предложения реализуются на практике; слушатели и курсанты участвуют в научной, изобретательской и рационализаторской работе; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на эффективность научной работы в вузе;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
19. Состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров проверяется в научно-исследовательском отделе, отделе кадров, на кафедрах, факультетах и в вузе в целом. При этом изучаются и анализируются:
своевременность, полнота и качество выполнения мероприятий по организации подготовки научно-педагогических и научных кадров, их направленность на достижение укомплектованности вуза лицами, имеющими ученые степени и (или) ученые звания, до уровня контрольных нормативов, установленных для лицензирования вуза на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования;
роль руководящего состава, ученых советов вуза и факультетов в решении задач по сохранению и укреплению научного потенциала военно-учебного заведения;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию подготовки научно-педагогических и научных кадров, на предмет полноты охвата решаемых ими задач в этом направлении деятельности;
содержание и качество работы по отбору кандидатов в военную докторантуру и адъюнктуру;
организация работы с докторантами, адъюнктами и соискателями ученых степеней по обеспечению своевременного выполнения ими индивидуальных планов работы, а также ежегодной их аттестации;
эффективность деятельности военной докторантуры и адъюнктуры;
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий с адъюнктами;
состояние кадрового обеспечения образовательного процесса (укомплектованность вуза учеными, возрастной состав докторов и кандидатов наук, доля военнослужащих, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общей численности докторов наук и кандидатов наук).
Состояние подготовки научно-педагогических и научных кадров в вузе оценивается:
"удовлетворительно", если организация подготовки научно-педагогических и научных кадров отвечает требованиям соответствующих нормативных актов Министерства обороны; план подготовки научно-педагогических и научных кадров за предыдущий год выполнен не менее чем на 70 процентов, план текущего года своевременно разработан и выполняется; содержание выполненных годовых планов подготовки научно-педагогических и научных кадров в основном отражает содержание перспективного плана как по числу подготавливаемых ученых, так и по номенклатуре научных специальностей; мероприятия по сохранению и укреплению научного потенциала спланированы, выполняются своевременно с требуемым качеством и направлены на достижение (поддержание) укомплектованности преподавательских должностей учеными до уровня контрольных нормативов, установленных для лицензирования вуза на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего профессионального образования; работа по отбору кандидатов в военную докторантуру и (или) адъюнктуру, в том числе для целевой подготовки, спланирована и проводится ежегодно; военная докторантура и (или) адъюнктура работают эффективно; учебный план и учебные программы подготовки адъюнктов разработаны и выполняются в полном объеме; учебно-методические материалы разработаны в полном объеме и постоянно совершенствуются; занятия проводятся на высоком методическом уровне с использованием передовых информационных технологий; руководящий состав вуза участвует в проведении занятий; имеющиеся отдельные недостатки не оказывают существенного влияния на качество подготовки научно-педагогических и научных кадров;
"неудовлетворительно", если не выполнены условия на оценку "удовлетворительно".
20. Состояние профессиональной подготовленности постоянного состава оценивается по уровню организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава, уровню организации и качеству командирской подготовки постоянного состава, уровню подготовленности преподавательского состава по преподаваемой дисциплине и методической подготовке.
Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава проверяется на факультетах, на кафедрах (циклах), в батальонах (дивизионах) курсантов, в отделах и в вузе в целом.
При этом изучаются и анализируются:
своевременность и качество выполнения мероприятий по организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава, их направленность на обеспечение требуемой периодичности и степень реализации;
роль ученых советов, учебного отдела, кафедр и факультетов в решении задач профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава военно-учебного заведения;
содержание должностных обязанностей лиц, отвечающих за руководство и организацию профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава;
эффективность деятельности структурных подразделений дополнительного профессионального образования вуза;
качество разработки учебно-методических материалов для проведения занятий в группах профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава структурных подразделений дополнительного профессионального образования вуза;
содержание и качество организации и проведения работы по профессиональному становлению офицеров, впервые назначенных на должности преподавателей и командиров подразделений слушателей и курсантов.
Уровень организации профессиональной переподготовки и повышения квалификации постоянного состава оценивается: