. (6)
Определяют направление максимальной вибрации с учетом корректирующих коэффициентов 1,4; 1,4; 1 (см. ГОСТ 31193). Для данного направления определяют коэффициент вариации по формуле
. (7)
. (7)
Значение для каждой скорости прохождения испытательного участка и для каждого испытателя не должно превышать 0,15. При невыполнении данного условия прохождение испытательного участка повторяют до тех пор, пока для пяти последовательных прохождений рассчитанный коэффициент не будет удовлетворять установленному критерию.
Результаты измерений и вносят в протокол испытаний.
Результаты измерений и вносят в протокол испытаний.
12 Заявляемая вибрационная характеристика
Если испытания проводят с участием только одного испытателя (см. раздел 8), то в качестве параметра заявляемой вибрационной характеристики , м/с , используют максимальное значение , полученное в соответствии с 11.2.3, с указанием типа испытательного участка, скорости прохождения и направления измерений*.
* Здесь, как и в случае с двумя испытателями, направление максимальной вибрации определяют с учетом корректирующих коэффициентов по 11.2.3. Так, значение параметра вибрации в направлении z приводят в том случае, если оно в 1,4 и более раз превосходит значения соответствующих параметров для направлений и .
Если в испытаниях принимают участие два испытателя, то для них сначала находят средние значения для всех , полученных в соответствии с 11.2.3, после чего в качестве параметра заявляемой вибрационной характеристики используют максимальное из этих средних значений.
Другим параметром заявляемой вибрационной характеристики согласно ГОСТ 12.1.012 является неопределенность , которую принимают равной*:
0,5 , если 1 м/с ;
0,4 , если 1 м/с .
* Указанные значения приведены в соответствии с рекомендациями [1] в отсутствие сведений о стандартном отклонении воспроизводимости данного метода испытаний.
* Здесь, как и в случае с двумя испытателями, направление максимальной вибрации определяют с учетом корректирующих коэффициентов по 11.2.3. Так, значение параметра вибрации в направлении z приводят в том случае, если оно в 1,4 и более раз превосходит значения соответствующих параметров для направлений и .
Если в испытаниях принимают участие два испытателя, то для них сначала находят средние значения для всех , полученных в соответствии с 11.2.3, после чего в качестве параметра заявляемой вибрационной характеристики используют максимальное из этих средних значений.
Другим параметром заявляемой вибрационной характеристики согласно ГОСТ 12.1.012 является неопределенность , которую принимают равной*:
0,5 , если 1 м/с ;
0,4 , если 1 м/с .
* Указанные значения приведены в соответствии с рекомендациями [1] в отсутствие сведений о стандартном отклонении воспроизводимости данного метода испытаний.
13 Протокол испытаний
В протокол испытаний следует включать всю информацию, необходимую для правильного понимания, истолкования и использования результатов испытаний, проведенных в соответствии с настоящим стандартом.
Пример формы протокола испытаний приведен в приложении В. Как минимум, в протокол испытаний вносят следующие сведения:
Пример формы протокола испытаний приведен в приложении В. Как минимум, в протокол испытаний вносят следующие сведения:
a) наименование организации - изготовителя машины и ее адрес;
b) тип и модель машины;
b) тип и модель машины;
c) дату проведения испытаний;
d) характеристики машины, в том числе:
- масса (общая, нагрузка на переднюю ось, нагрузка на заднюю ось);
- кабина или защитная рама (есть ли в наличии);
- шины (изготовитель, тип, размер, давление в шинах передних и задних колес);
- сиденье (изготовитель, модель);
- ширина колеи (передних колес, задних колес);
e) характеристики места испытаний, в том числе:
- тип испытательной поверхности;
- состояние поверхности;
- выполняемая при проведении испытаний рабочая операция (в случае выполнения);
- температура окружающего воздуха;
f) сведения об испытателях, в том числе:
- число испытателей;
- их массы;
g) результаты измерений
- скорость движения машины;
- период выборки на каждой скорости движения;
- среднеквадратичные значения корректированного виброускорения по трем направлениям измерений для каждого прохождения испытательного участка;
- средние значения среднеквадратичных значений корректированного виброускорения в каждом направлении измерений и их стандартные отклонения;
- масса (общая, нагрузка на переднюю ось, нагрузка на заднюю ось);
- кабина или защитная рама (есть ли в наличии);
- шины (изготовитель, тип, размер, давление в шинах передних и задних колес);
- сиденье (изготовитель, модель);
- ширина колеи (передних колес, задних колес);
e) характеристики места испытаний, в том числе:
- тип испытательной поверхности;
- состояние поверхности;
- выполняемая при проведении испытаний рабочая операция (в случае выполнения);
- температура окружающего воздуха;
f) сведения об испытателях, в том числе:
- число испытателей;
- их массы;
g) результаты измерений
- скорость движения машины;
- период выборки на каждой скорости движения;
- среднеквадратичные значения корректированного виброускорения по трем направлениям измерений для каждого прохождения испытательного участка;
- средние значения среднеквадратичных значений корректированного виброускорения в каждом направлении измерений и их стандартные отклонения;
h) лицо, проводившее испытания;
i) организация, проводившая испытания.
Приложение А
(рекомендуемое)
1 Изготовитель машины | |||||||||||||||||||||||||
2 Тип и модель машины | |||||||||||||||||||||||||
3 Дата проведения испытаний | |||||||||||||||||||||||||
4 Характеристики машины | |||||||||||||||||||||||||
а) Масса (общая) | кг; (передняя ось) | кг; (задняя ось) | кг | ||||||||||||||||||||||
b) Кабина или защитная рама | |||||||||||||||||||||||||
с) Шины, передние колеса: изготовитель | |||||||||||||||||||||||||
тип и размер | давление | кПа | |||||||||||||||||||||||
d) Шины, задние колеса: изготовитель | |||||||||||||||||||||||||
тип и размер | давление | кПа | |||||||||||||||||||||||
е) Сиденье: изготовитель, модель | |||||||||||||||||||||||||
SEAT, легкий водитель: | Класс AG 1 | Класс AG 2 | Класс AG 3 | ||||||||||||||||||||||
SEAT, тяжелый водитель: | Класс AG 1 | Класс AG 2 | Класс AG 3 | ||||||||||||||||||||||
f) Колесная колея: (передняя) | мм; (задняя) | мм | |||||||||||||||||||||||
d) Другие сведения | |||||||||||||||||||||||||
5 Испытательный участок | |||||||||||||||||||||||||
а) Тип поверхности | |||||||||||||||||||||||||
b) Состояние поверхности | |||||||||||||||||||||||||
с) Выполняемая рабочая операция | |||||||||||||||||||||||||
d) Температура воздуха | °С | ||||||||||||||||||||||||
6 Масса водителей | |||||||||||||||||||||||||
а) Первый водитель | кг | ||||||||||||||||||||||||
b) Второй водитель | кг | ||||||||||||||||||||||||
7 Результаты измерений | |||||||||||||||||||||||||
Легкий водитель |
Скорость, км/ч | Прохождение | , м/с | , м/с | , м/с |
, м/с | ||||
, м/с | ||||
, м/с | ||||
, м/с | ||||
, м/с | ||||
, м/с |
Тяжелый водитель | ||||||||
Скорость, км/ч | Прохождение | , м/с | , м/с | , м/с | ||||
, м/с | ||||||||
, м/с | ||||||||
, м/с | ||||||||
, м/с | ||||||||
, м/с | ||||||||
, м/с | ||||||||
8 Испытания провел | Дата | |||||||
Испытательная лаборатория |
Приложение В
(справочное)
Таблица В.1
Обозначение ссылочного межгосударственного стандарта | Обозначение и наименование ссылочного международного стандарта и условное обозначение степени его соответствия ссылочному межгосударственному стандарту |
ГОСТ ИСО 5348-2002 | ИСО 5348:1998 "Вибрация и удар. Механическое крепление акселерометров" (IDT) |
ГОСТ ИСО 8041-2006 | ИСО 8041:2005 "Воздействие вибрации на человека. Средства измерения" (IDT) |
ГОСТ ИСО 10326-1-2002 | ИСО 10326-1:1992 "Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации сидений транспортных средств. Часть 1. Общие требования" (IDT) |
ГОСТ 24346-80 | ИСО 2041:1990 "Вибрация и удар. Словарь" (NEQ) |
ГОСТ 31191.1-2004 (ИСО 2631-1:1997) | ИСО 2631-1:1997 "Вибрация и удар. Оценка воздействия общей вибрации на человека. Часть 1. Общие требования" (MOD) |
ГОСТ 31193-2004 (EH 1032:2003) | EH 1032:2003 "Вибрация. Испытания самоходных машин с целью определения параметров производимой вибрации" (MOD) |
ГОСТ 31194.1-2004 (ИСО 13090-1:1998) | ИСО 13090-1:1998 "Вибрация и удар. Меры безопасности при проведении испытаний и экспериментов с участием людей. Часть 1. Воздействие общей вибрации и повторяющихся ударов" (MOD) |
ГОСТ 31316-2006 (ИСО 5007:2003) | ИСО 5007:2003 "Вибрация. Лабораторный метод оценки вибрации, передаваемой через сиденье оператора машины. Тракторы сельскохозяйственные колесные" (MOD) |
Примечание - В настоящей таблице использованы следующие условные обозначения степени соответствия стандартов: | |
- IDT - идентичные стандарты; | |
- MOD - модифицированные стандарты; | |
- NEQ - неэквивалентные стандарты. |
Приложение С
(справочное)
Указанное в таблице С.1 изменение структуры межгосударственного стандарта относительно структуры примененного международного стандарта обусловлено приведением в соответствие с требованиями ГОСТ 1.5-2001 и добавлением требований к обеспечению достоверности получаемых результатов.
Таблица С.1
Таблица С.1
Структура международного стандарта ИСО 5008:2002 | Структура настоящего стандарта | ||
Разделы | Пункты | Разделы | Пункты |
1 | 1.1 | 1 | |
1.2 | |||
1.3 | |||
1.4 | |||
1.5 | |||
- | 12 | ||
12 | 13 | ||
Приложение А | - | ||
Приложение В | Приложение А | ||
Примечание - Структурные элементы настоящего стандарта и международного стандарта ИСО 5008:2002, не указанные в данной таблице, идентичны. |
Библиография
[1] EH 12096:1997 Вибрация. Заявление и подтверждение заявленных характеристик вибрационной активности машин и оборудования
(EN 12096:1997) (Mechanical vibration - Declaration and verification of vibration emission values)
______________________________________________________