8.2. Не допускается приобретение долей (акций) кредитной организации в случае, если величина чистых активов приобретателя с учетом изъятий, указанных в пункте 8.1 настоящего Положения, меньше совокупной стоимости приобретаемых им долей (акций), рассчитанной по цене их реализации (размещения) за минусом стоимости долей (акций), которые будут распределяться среди участников (акционеров) при увеличении уставного капитала кредитной организации за счет ее имущества.
8.3. Оценка достаточности собственных средств приобретателей, являющихся некоммерческими организациями, осуществляется путем сопоставления совокупной величины приобретаемых долей (акций), рассчитанной по цене их размещения (реализации), с итогом раздела III "Капитал и резервы" формы N 1 "Бухгалтерский баланс", приведенной в Указаниях о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 13.01.2000 N 4н*(4). Если сумма итога по этому разделу равна либо превышает совокупную стоимость приобретаемых долей (акций) кредитной организации по цене их размещения (реализации), территориальное учреждение Банка России вправе сделать заключение о достаточности собственных средств для оплаты приобретаемых долей (акций) при условии соблюдения иных требований, установленных настоящим Положением и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8.4. Достаточность собственных средств приобретателя-нерезидента (в том числе для организаций, деятельность которых подлежит регулированию, установленному органами надзора страны его местонахождения) оценивается с использованием показателя, экономическое содержание которого соответствует понятию "чистые активы", применяемому в Российской Федерации. При расчете чистых активов используются статьи баланса, аналогичные или близкие по характеристике статьям, принятым при расчете указанного показателя приобретателями-резидентами. При этом следует исходить из того, что "чистые активы" - показатель, который определяется как разница между реальной стоимостью активов и величиной обязательств приобретателя. Приобретателем-нерезидентом приводится алгоритм расчета показателя, характеризующего достаточность его собственных средств. При расчете этого показателя должны учитываться ограничения, установленные в настоящего Положения.
9. Оценка финансового положения приобретателя в целях установления удовлетворительности финансового положения производится территориальным учреждением Банка России с учетом порядка, установленного в подпункте 3.1 настоящего Положения
9.1. По учредителям вновь создаваемой кредитной организации, а также приобретателям, ходатайствующим о выдаче согласия Банка России на приобретение единолично или в составе группы лиц более 20 процентов долей (акций) - по годовым отчетам за три последних года деятельности (на каждую годовую отчетную дату) и на последнюю отчетную дату, предшествующую дате направления документов в территориальное учреждение Банка России.
9.2. При проверке правомерности оплаты приобретаемых долей (акций) аффилированными лицами кредитной организации - на последнюю отчетную дату.
В остальных случаях приобретения долей (акций) оценка финансового положения приобретателя в целях определения удовлетворительности финансового положения не производится.
При подготовке заключения об удовлетворительности финансового положения приобретателя должны учитываться последствия фактов хозяйственной деятельности, произошедших с отчетной даты до даты составления заключения, которые оказали существенное влияние на финансовое положение приобретателя, и без знания о которых невозможна достоверная оценка финансового положения приобретателя. Информация о таких фактах (при их наличии) представляется приобретателем в составе документов, необходимых для. Оценки финансового положения.
10. Анализ финансового положения приобретателя в целях определения удовлетворительности финансового положения может проводиться самим приобретателем, кредитной организацией, привлекаемой приобретателем в этих целях аудиторской организацией (индивидуальный аудитором), или иным лицом (консультантом) (далее - лица, анализирующие финансовое положение).
Заключение, подготовленное самим приобретателем (кредитной организацией), должно иметь дату и быть подписано руководителем и главным бухгалтером приобретателя (кредитной организации) с указанием фамилии, имени, отчества и заверено печатью.
Заключение аудиторской организации (индивидуального аудитора) должно быть составлено в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Заключение консультанта должно иметь дату и быть подписано лицом, которое проводило анализ, с указанием фамилии, имени, отчества, данных документа, удостоверяющего личность и данных документа об образовании, подтверждающего получение профессиональных знаний (для физического лица), а при подготовке заключения юридическим лицом в заключении также указываются полное и сокращенное наименования этого юридического лица, организационно-правовая форма и его местонахождение (в соответствии с учредительными документами), фамилия, имя, отчество руководителя, должность лица, подготовившего заключение, с указанием документов, подтверждающих получение профессиональных знаний лица, подготовившего заключение.
11. Финансовое положение приобретателя признается удовлетворительным при отсутствии подтвержденных финансовыми (либо иными) показателями признаков существенных финансовых трудностей, связанных с коммерческой деятельностью приобретателя и влияющих на его способность исполнять в полном объеме и в срок принятые на себя обязательства.
Оценка удовлетворительности финансового положения приобретателя производится на основе анализа абсолютных и относительных показателей, осуществляемого по следующим направлениям:
- анализ финансовой устойчивости;
- анализ платежеспособности (ликвидности);
- анализ деловой активности и эффективности деятельности.
Анализ производится на основе отчетности и иной информации приобретателей, определенных в пункте 5, и на даты, указанные в пункте 9 настоящего Положения.
12. Анализ финансового положения приобретателя в целях оценки удовлетворительности финансового положения должен быть достаточным с точки зрения характера и масштабов коммерческой деятельности, отраслевой и региональной специфики приобретателя и содержать оценку существенных факторов, связанных с деятельностью приобретателя. При проведении анализа необходимо оценить финансовую устойчивость, платежеспособность, деловую активность и эффективность деятельности приобретателя. Оценка данных параметров осуществляется на основе финансовых показателей, определенных в приложении 2 "Показатели оценки удовлетворительности финансового положения приобретателя долей (акций) кредитной организации" к настоящему Положению. Для проведения анализа могут быть использованы и иные финансовые показатели, применимые для решения задач финансового анализа в отношении конкретного приобретателя с аргументированным обоснованием возможности их применения и описанием порядка расчета. Конкретный состав показателей из числа определенных в приложении 2 и (или) иных финансовых показателей определяется территориальным учреждением Банка России или другими лицами, анализировавшими финансовое положение приобретателя. При этом расчет показателей, не используемых при проведении анализа, не является необходимым.
13. Оценка удовлетворительности финансового положения приобретателя-нерезидента производится с использованием применяемых в стране его местонахождения показателей, аналогичных или близких по экономическому содержанию показателям финансовой устойчивости, платежеспособности (ликвидности), деловой активности и эффективности деятельности, применяемым для оценки финансового положения приобретателей-резидентов, на основе подходов, определенных в настоящем Положении.
Приобретателем-нерезидентом представляются формы отчетности и сведения, соответствующие по включаемым в них экономическим показателям формам отчетности и сведениям, указанным в пункте 5 настоящего Положения.
14. Приобретатели - страховые организации признаются финансово устойчивыми и платежеспособными в случае соблюдения ими нормативного соотношения между активами и принятыми ими страховыми обязательствами. Нормативное соотношение активов и обязательств рассчитывается в соответствии с Положением о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 02.11.2001 N 90н (Российская газета, 26.12.2001, N 251) (зарегистрировано Минюстом России 21.12.2001 N 3112). В случае необходимости дополнительного подтверждения удовлетворительности финансового положения приобретателя - страховой организации территориальным учреждением Банка России или иными лицами, анализировавшими финансовое положение, для проведения анализа могут быть использованы иные показатели, применимые для оценки финансового положения страховых организаций.
15. Финансовое положение приобретателей (за исключением индивидуальных предпринимателей), использующих упрощенную систему налогообложения, может считаться удовлетворительным при условии превышения у них доходов над расходами, подтвержденного данными книги учета доходов и расходов, выписка из которой представляется в территориальное учреждение Банка России или кредитную организацию.
Приобретатели (за исключением индивидуальных предпринимателей), использующие упрощенную систему налогообложения или систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности, должны быть добросовестными налогоплательщиками, и в качестве подтверждающих документов представлять справку об отсутствии у них задолженности перед бюджетами, выданную налоговыми органами, а также копии налоговых деклараций по единому налогу или по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности по итогам последнего отчетного (налогового) периода.
16. Независимо от соблюдения других требований, установленных настоящим Положением, финансовое положение приобретателей не может быть признано удовлетворительным в следующих случаях:
- если в отношении них имеются вступившие в силу решения судебных органов о признании их несостоятельными (банкротами);
- при наличии у них задолженности перед федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации и местными бюджетами (без учета решений уполномоченного органа о реструктуризации их задолженности по обязательным платежам в федеральный бюджет, в бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты);
- при наличии картотеки неоплаченных расчетных документов к их расчетным счетам длительностью свыше 10 дней;
- если для оценки финансового положения приобретателя требуется представление данных за три последних года деятельности и из представленной информации можно сделать вывод об отсутствии у приобретателя реальных активов, выручки от продажи товаров, продукции, работ и услуг, а также сведений об осуществлении деятельности, предусмотренной уставом, за три года, предшествующих дате направления документов в Банк России.
Примечание. В качестве реальных активов следует рассматривать активы приобретателя, которые в зависимости от вида деятельности характеризуют его деятельность в течение отчетного (анализируемого) периода. К таким показателям относятся абсолютный уровень (либо колебания) за отчетные (анализируемые) периоды запасов сырья, материалов, готовой продукции и товаров, инвестиций, расходов на осуществление деятельности, предусмотренной уставом, и т.д.
17. Территориальное учреждение Банка России или кредитная организация (в случае, если она проводит оценку финансового положения в соответствии с подпунктом 3.2 настоящего Положения) подготавливают заключение о соответствии приобретателя долей (акций) в уставном капитале кредитной организации требованиям по финансовому положению, установленным настоящим Положением, которое должно содержать:
1) оценку достаточности собственных средств приобретателя для приобретения долей (акций) кредитной организации;
2) указание на отсутствие или наличие оснований, установленных в пункте 16 настоящего Положения;
3) при отсутствии оснований, определенных пунктом 16, мотивированное суждение об удовлетворительном или неудовлетворительном финансовом положении приобретателя, в случаях, предусмотренных пунктом 9 настоящего Положения.
Примечание. В целях настоящего Положения мотивированное суждение об удовлетворительности финансового положения приобретателя - это аргументированный вывод о признании финансового положения приобретателя удовлетворительным (неудовлетворительным) на основе подходов, определенных настоящим Положением. При подготовке заключения учитывается правильность оформления форм отчетности приобретателя, выполнение им требований законодательства по проведению обязательного ежегодного аудита, соблюдение налогового законодательства, а также принимается во внимание заключение, составленное иными лицами, анализировавшими финансовое положение приобретателя, в соответствии с пунктом 10 настоящего Положения (при его представлении приобретателем).
Заключение территориального учреждения Банка России должно быть подписано уполномоченным лицом и храниться в юридическом деле кредитной организации.
Заключение кредитной организации должно быть составлено в трех экземплярах и подписано руководителем и заверено печатью кредитной организации. Один экземпляр заключения направляется приобретателю долей (акций), второй экземпляр представляется в территориальное учреждение Банка России, третий экземпляр хранится в кредитной организации.
18. Кредитная организация не вправе принимать в оплату долей (акций) денежные средства или иное имущество до получения в случаях, установленных нормативными актами Банка России, предварительного согласия территориального учреждения Банка России.
19. Территориальное учреждение Банка России вправе запросить у кредитной организации, которая проводила оценку финансового положения приобретателя в соответствии с подпунктом 3.2 настоящего Положения, материалы, на основании которых было подготовлено заключение о соответствии приобретателей долей (акций) кредитной организации требованиям по финансовому положению, установленным настоящим Положением. При выявлении нарушений требований настоящего Положения кредитной организацией или приобретателем территориальное учреждение Банка России вправе применить к кредитной организации меры в соответствии со статей # 74 Федерального закона "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст.2790).
20. Основанием для отказа в приобретении долей (акций) являются:
- недостаточность чистых активов (собственных средств) для приобретения долей (акций) кредитной организации;
- наличие оснований, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения;
- при отсутствии оснований, предусмотренных пунктом 16 настоящего Положения, мотивированное суждение о неудовлетворительном финансовом положении приобретателя;
- при оценке финансового положения лиц, определенных подпунктах "а" - "д" подпункта 3.4 пункта 3 настоящего Положения, - недостаточность чистых активов (собственных средств) указанных лиц для приобретения долей (акций) кредитной организации, и (или) признание финансового положения любого из лиц, направивших ходатайство, неудовлетворительным по основаниям, установленным пунктом 16 настоящего Положения, либо признание неудовлетворительным финансового положения лиц, направивших ходатайство, на основании профессионального суждения органа банковского надзора, осуществляющего оценку финансового положения указанных лиц;
- несоблюдение требований, предъявляемых к составу или оформлению документов.
21. Настоящее Положение вступает в силу по истечении 10 дней после дня его официального опубликования в "Вестнике Банка России".
Председатель Банка России | С.М.Игнатьев |
_____________________________
*(1) Для сведения: Указания о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности, утвержденные Приказом Минфина России от 13.01.2000 N 4н, не нуждаются в государственной регистрации на основании письма Минюста России от 04.02.2000 N 729-ЭР (с изменениями) (письмо Минюста России от 23.12.2002 N 07/12022-ЮД #.
*(2) Для сведения: Приказ Минфина России от 28.11.2000 N 105н "О формах бухгалтерской отчетности страховых организаций и отчетности, представляемой в порядке надзора" не нуждается в государственной регистрации на основании письма Минюста России от 25.12.2000 N 11264-ЮД (с изменениями) (письма Минюста России от 24.12.2001 N 07/12394-ЮД, от 13.01.2003 N 07/195-ЮД).