Приказ от 25.06.1982 N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети" стр. 6

Разработаны ЦНИИЭП торгово-бытовых зданий и туристских комплексов Госгражданстроя, ВНИИЭТсистем Минторга СССР, Харьковским институтом общественного питания (ХИОП) Минторга Украинской ССР с использованием материалов УкрНИИТОПа Минторга СССР.
Настоящие Методические указания:
определяют состав, содержание, этапы и методику разработки, порядок оформления, согласования и утверждения перспективных планов развития и размещения сети предприятий розничной торговли и общественного питания городов;
должны соблюдаться при организации сети магазинов, рынков и общедоступных предприятий общественного питания (ресторанов, столовых, кафе, закусочных, баров и магазинов кулинарии) в новых и реконструируемых городах.

1. Общие указания

1.1. Разработка перспективных планов (схем) развития и размещения сети предприятий розничной торговли и общественного питания <*> направлена на решение задач планомерного и комплексного развития сети предприятий на основе органичного объединения планирования развития города и отрасли и совершенствования структуры и размещения сети предприятий в целях повышения удобств населения, улучшения условий работы предприятий, увеличения эффективности капиталовложений, направляемых на развитие материально-технической базы розничной торговли и общественного питания.
------------------------------------
<*> В последующем тексте принят термин: "Перспективный план".
1.2. В целях увязки с системой государственного экономического и социального планирования перспективные планы составляются в соответствии со сроками, на которые разрабатываются генеральные планы развития городов:
на расчетный срок (20 лет);
на первую очередь строительства (период завершения текущего пятилетнего плана и следующее пятилетие).
Из первой очереди строительства выделяется первый этап развития сети (новое строительство, расширение, реконструкция и техническое перевооружение действующих предприятий), обеспеченный реальными объемами капитальных вложений.
1.3. Исходными материалами для разработки перспективного плана являются:
1.3.1. Материалы проекта генерального плана города:
данные о численности и составе населения (прогноз по планируемым периодам), о народнохозяйственном профиле города, его административном значении, роли в системе расселения;
генеральный план города (светокопия основного чертежа) и проект размещения первой очереди строительства с указанием численности населения или плотности застройки в структурных элементах селитебной территории (жилые районы, микрорайоны, межмагистральные территории, кварталы) и этапов реконструкции города;
схемы городского и внешнего транспорта с картограммами пассажиропотоков по трудовым и культурно-бытовым передвижениям;
схема размещения городских и районных общественных центров, специализированных культурно-зрелищных, административно-деловых, спортивных и других комплексов, зон отдыха и основных мест приложения труда (с указанием ориентировочного количества работающих).
1.3.2. Опорный план города (светокопия) с указанием численности населения в целом и по административным районам, со схемой транспортных магистралей и маршрутов с остановками общественного транспорта и схемой размещения основных объектов культурно-бытового обслуживания и крупных производственных предприятий и учебных заведений.
1.3.3. Статистические и другие данные, характеризующие условия формирования и развития сети предприятий торговли и общественного питания города:
перечни-дислокации действующих предприятий торговли и общественного питания с выделением предприятий, сохраняемых на планируемые периоды (определяется заказчиком на основании полной паспортизации предприятий);
отраслевые показатели развития сети и ее функционирования за предшествующую, текущую и последующую пятилетки (ввод и выбытие предприятий, рост товарооборота и изменение его структуры, среднедушевой товарооборот и др.).
1.3.4. Объемы капитальных вложений в развитие сети розничной торговли и общественного питания города на текущее пятилетие с указанием источников финансирования.
1.3.5. Дополнительные материалы, к которым относятся выполненные и утвержденные проектные и научно-исследовательские разработки по городу в целом и по отдельным его районам, комплексные планы социально-экономического развития города, адресные планы города.
1.4. Перспективный план разрабатывается в составе следующих материалов:
схемы размещения сети предприятий торговли и общественного питания на конец расчетного срока с выделением первой очереди строительства (М 1:10000);
схемы размещения сети существующих сохраняемых предприятий торговли и общественного питания (М 1:10000);
пояснительной записки (структуру записки см. в приложении 4).
1.5. Перспективный план выполняется как самостоятельный вид научных и проектных работ на основе и в развитие утвержденного проекта генерального плана города.
Заказчиками перспективных планов являются исполкомы краевых, областных, городских Советов народных депутатов в лице управлений (отделов) торговли и общественного питания и управлений (отделов) по делам строительства и архитектуры. В союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, заказчиками могут быть Советы Министров этих республик в лице министерств торговли республик или упомянутых управлений горисполкомов.
Разработка перспективных планов осуществляется проектными и научно-исследовательскими организациями, подведомственными Госгражданстрою и Министерству торговли СССР, и другими проектными институтами - с разрешения Госгражданстроя и Министерства торговли СССР.
1.6. В обязанности заказчиков входит:
выдача организации-разработчику программы работ или задания на разработку перспективного плана;
обеспечение организации-разработчика необходимыми исходными материалами в установленные договором сроки. В случае изменения заказчиком ранее выданных им исходных данных, вызывающих необходимость переработки задания на составление плана и переделки части выполненных к этому времени работ, а также при задержке выдачи исходных данных соответственно изменяется договорный срок окончания перспективного плана;
обеспечение организации-разработчику условий для изучения с необходимой степенью детализации вопросов формирования сети предприятий торговли и общественного питания, а также для натурных обследований сети действующих предприятий.
1.7. Организация-разработчик назначает авторский коллектив (из архитекторов, экономистов и других специалистов), выделяя в каждом случае руководителя темы или главного архитектора проекта, ответственного за работу в целом, ее качество, обоснованность и экономичность предложений, а также за выпуск работы в установленные сроки.
1.8. Перспективный план рассматривается и утверждается заказчиком. Заказчик согласовывает с Минторгом и Госпланом союзной республики объемы капитальных вложений на первую очередь строительства торговой сети (в том числе 5-процентные отчисления от жилищного строительства) и количество сверхлимитных объектов, подлежащих строительству.
1.9. В целях комплексной организации системы торгового обслуживания перспективные планы должны разрабатываться одновременно с перспективными планами развития складского хозяйства, объектов централизованной фасовки товаров и заготовочных предприятий общественного питания.
Целесообразно совмещать сроки разработки этих планов с перспективными планами развития и размещения сети предприятий бытового обслуживания; средства, выделяемые на эти цели, сосредоточивать в руках единого заказчика (см. пп. 1.5).
1.10. Перспективные планы должны учитываться при корректировке генеральных планов, в проектах детальной планировки и застройки районов города, а также при выборочной застройке.

2. Основные положения организации системы торгового обслуживания

2.1. Торговое обслуживание, как неотъемлемая часть развитой системы культурно-бытового обслуживания, является одним из важнейших факторов организации жизни населения и в значительной степени влияет на условия труда, быта и отдыха советских людей. Дальнейшее развитие и совершенствование сети предприятий торговли и общественного питания, обеспечивающие высокий уровень обслуживания населения и эффективность капитальных вложений в строительство, предполагают:
комплексную организацию сети и развитие ее в соответствии с планируемым ростом обеспеченности населения предприятиями торговли и общественного питания;
размещение предприятий, обеспечивающее наилучшие условия их доступности с минимальными затратами времени;
формирование структуры сети предприятий, наиболее полно отвечающей потребностям различных категорий населения по содержанию и месту предоставления товаров и услуг;
применение прогрессивных типов зданий, которые по своим функционально-технологическим и архитектурно-планировочным качествам отвечают не только требованиям обслуживания сегодняшнего дня, но и достаточно длительной перспективы (как с точки зрения удовлетворения меняющихся потребностей людей, так и улучшения организации обслуживания).
2.2. Важнейшими социально-экономическими предпосылками формирования и развития системы торгового обслуживания на современном этапе и в перспективе являются:
повышение уровня материальных и духовных потребностей людей в условиях планомерного роста народного благосостояния;
рост производительности труда, увеличение свободного времени и расширение сферы проведения досуга, повышение значения фактора времени;
развитие и дифференциация производственной деятельности людей и расширение их культурных интересов, способствующие активизации общегородской социальной жизни и росту подвижности населения;