рост численности городского населения, высокие темпы жилищного строительства, повышение значения города как центра трудовой, культурной и общественно-политической жизни, расширение общегородских и межселенных связей и развитие общественного и индивидуального транспорта;
научно-технический прогресс в торговле и общественном питании: увеличение объема продажи товаров народного потребления, расширение их ассортимента, стандартизация продукции и совершенствование упаковки, переход предприятий общественного питания к приготовлению пищи на промышленной основе, централизация складского хозяйства и фасовки продовольственных товаров, совершенствование средств снабжения предприятий, механизация и автоматизация производственных процессов, широкое внедрение тары-оборудования, прогрессивных форм и методов обслуживания (самообслуживания, системы заказов и посылочной торговли) и др.
2.3. В соответствии с прогрессивными тенденциями в градостроительстве и развитии отрасли сеть предприятий розничной торговли и общественного питания формируется в структуре города в целом:
с учетом его величины, административного значения, роли в системе расселения (определяющих приток иногородних посетителей торговых предприятий), особенностей планировки и застройки;
в тесной взаимосвязи с транспортной системой города с учетом основных направлений и интенсивности пассажирских и пешеходных потоков;
с учетом мест проживания и концентрации населения города и приезжих, размещения: мест приложения труда на селитебной территории (промышленных предприятий, административных, научных, проектных и других учреждений), учебных заведений, культурно-зрелищных, спортивных и других учреждений общественного обслуживания, вокзалов и др.;
на основе укрупнения, концентрации и рациональной специализации предприятий, объединения их в торговые и общественные центры;
с максимальным использованием резервов повышения интенсивности работы действующих предприятий.
2.4. Сеть предприятий торговли и общественного питания формируется в виде единой системы, в которой отдельные предприятия функционируют как ее взаимосвязанные элементы. Она строится на взаимодействии двух групп предприятий - местного значения и городского значения, в соответствии с функциями, которые они выполняют в процессе обслуживания населения (характер ассортимента товаров и услуг и формы обслуживания), и в зависимости от отношения потребителя к затратам времени на их получение.
Основным требованием к формированию типов и размещению предприятий местного значения является обеспечение населения основными продовольственными и непродовольственными товарами повседневного спроса, а также общественным питанием в процессе повседневной деятельности людей с минимальными затратами времени на посещение и обслуживание. Поэтому предприятия местного значения размещаются относительно равномерно в жилой зоне города (в микрорайонах, жилых районах, жилых комплексах и других жилых образованиях) с учетом остановок общественного транспорта и основных направлений пешеходных потоков и обслуживают население в пределах пешеходной доступности.
Главное требование к предприятиям городского значения - предоставление населению максимального выбора товаров и услуг, удовлетворяющих самые разнообразные запросы и индивидуальные вкусы людей. Концентрация товаров широкого и сложного ассортимента в крупных универсальных и специализированных магазинах при некотором увеличении времени их доступности, в конечном итоге, способствует общей экономии времени населения по сравнению с рассредоточенным размещением мелких магазинов, располагающих неполным ассортиментом товаров. В предприятиях общественного питания городского значения (ресторанах, специализированных кафе и т.д.) совмещаются их функции предоставления питания населению с отдыхом, развлечением и общением. Предприятия городского значения (обслуживая город в целом, в том числе и иногородних посетителей) размещаются в общегородском центре, центрах планировочных районов, на площадях, на главных улицах и магистралях, у транспортных узлов и т.д. с учетом транспортной доступности.
2.5. Предприятия торговли и общественного питания размещаются в составе общественных и торговых центров, рыночных комплексов, в отдельно стоящих зданиях, а также во встроенных и встроенно-пристроенных помещениях к жилым домам и общественным зданиям.
Торговый центр, объединяющий различные предприятия торговли, общественного питания, бытового и других видов обслуживания, как наиболее перспективный тип здания, обеспечивает комплексное обслуживание населения, позволяет повысить эффективность строительства и эксплуатации и является архитектурно-композиционным акцентом в застройке города.
3. Методика разработки перспективного плана (схемы) развития и размещения сети предприятий торговли и общественного питания
3.1. Перспективный план разрабатывается и следующей последовательности:
анализ материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития города;
анализ материалов, характеризующих сеть действующих предприятий торговли и общественного питания на основе паспортизации сети и экономических расчетов;
разработка основных положений (концепции) перспективного развития и совершенствования системы торгового обслуживания;
общий расчет сети предприятий торговли и общественного питания на расчетный срок;
размещение, определение зон обслуживания, расчет вместимости и подбор типов предприятий местного значения на расчетный срок;
расчет вместимости, размещение и подбор типов предприятий городского значения на расчетный срок;
общий расчет сети, определение вместимости, размещение и подбор типов новых и реконструируемых предприятий местного и городского значения на первую очередь строительства;
выделение первого этапа развития сети предприятий;
расчет капитальных вложений, необходимых для создания проектируемой (новой и реконструируемой) сети предприятий торговли и общественного питания, по планируемым периодам и определение экономической эффективности капитальных вложений в строительство первой очереди;
составление пояснительной записки к проекту и оформление схем и других графических материалов.
3.2. Анализ материалов, характеризующих современное состояние и перспективы развития города, проводится на основе исходных материалов (пп. 1.3) и имеет целью определить:
нормативы расчета потребности населения города в сети предприятий торговли и общественного питания по планируемым периодам, в зависимости от его величины (численности населения), административного значения, роли в системе расселения и других факторов;
структурное построение сети и схему размещения торговых центров и основных предприятий торговли и общественного питания, обусловленные функциональным зонированием территории города и спецификой его планировочной структуры (размещением новых и реконструируемых районов и мест приложения труда, трассировкой транспортных магистралей и др.), схемой организации общественного обслуживания и дислокацией сети действующих предприятий торговли и общественного питания;
очередность строительства предприятий торговли и общественного питания, обусловленную этапами реконструкции и строительства районов города.
3.3. Анализ и оценка действующей сети предприятий проводятся на основании перечней-дислокаций продовольственных и непродовольственных магазинов и предприятий общественного питания (форма 1) с целью определить:
фактическую обеспеченность населения города предприятиями торговли и общественного питания (форма 2);
фактическое распределение торговой площади магазинов по группам товаров (форма 3);
структуру сети действующих предприятий торговли и общественного питания (форма 4);
характеристику работы действующих предприятий торговли и общественного питания - товарооборот, приходящийся на один кв. метр торговой площади магазина и на одно место в предприятии общественного питания; доля предприятий, применяющих прогрессивные формы и методы обслуживания и др. (форма 5);
характеристику зданий и помещений, занимаемых предприятиями торговли и общественного питания (форма 6);
динамику развития сети предприятий торговли и общественного питания за предшествующее пятилетие (форма 7);
характеристику размещения сети действующих предприятий торговли и общественного питания (форма 8) (охват жилой застройки города предприятиями местного значения в пределах допустимого радиуса доступности; степень взаимосвязи предприятий с общественным транспортом; территориальное распределение предприятий городского значения - в центральном и периферийных районах города, в зонах отдыха и др.; их взаимосвязь с другими культурно-бытовыми учреждениями).
Выводы по результатам анализа должны отразить существующие особенности развития сети города и недостатки в организации торгового обслуживания, подлежащие устранению в планируемом периоде.
3.4. В основных положениях определяются главные направления и задачи перспективного развития системы торгового обслуживания, обосновываются принципиальное структурное построение сети и места размещения торговых центров и других крупных предприятий торговли и общественного питания, намечаются пути совершенствования типологической структуры сети и очередность ее развития.
Концепция развития и совершенствования системы торгово-бытового обслуживания базируется на общих принципах рациональной организации сети (пункт 2) и на результатах проведенного анализа материалов, характеризующих современное состояние и перспективу развития города и отрасли, что предшествует конкретным технико-экономическим расчетам и размещению сети проектируемых предприятий.
Расчетный срок
3.5. Общая потребность в сети предприятий торговли и общественного питания определяется умножением планируемой численности населения города на соответствующие нормативы расчета сети.
Потребность в сети предприятий определяется:
продовольственных магазинов и рынков - по нормативам расчета, приведенным в табл. 1, с учетом примечания 2 к табл. 1;
магазинов заказов - по нормативам расчета, приведенным в примечании 4 к табл. 1;
непродовольственных магазинов - по нормативам расчета табл. 2, с учетом типа города (его величины, административного значения и роли в системе расселения);
предприятий общественного питания и магазинов кулинарии - по нормативам расчета табл. 3, с учетом типа города.
Объем нового строительства предприятий торговли и общественного питания определяется путем вычитания сохраняемого фонда предприятий из общей потребности, полученной по расчету. Расчеты записываются по форме 9.
3.6. Потребность в торговой площади магазинов по группам товаров для города в целом определяется умножением расчетных показателей, приведенных в табл. 4 (графа 2), на численность населения города.
При этом расчетные показатели по группам непродовольственных товаров корректируются с учетом типа города (его величины, административного значения, роли в системе расселения) путем умножения на коэффициенты, приведенные в табл. 5.