Приказ от 25.06.1982 N 176 "О введении в действие Номенклатуры типов магазинов и общедоступных предприятий общественного питания, Методических указаний по составлению перспективных планов (схем) развития и размещения этой сети" стр. 8

Расчеты записываются по форме 10.
3.7. Общее количество мест в предприятиях общественного питания распределяется между различными типами предприятий в соотношении, указанном в табл. 6. Результаты записываются по форме 11.
3.8. Потребность в предприятиях торговли и общественного питания местного значения (размещаемых в жилой зоне) определяется путем умножения соответствующих нормативов расчета на численность населения города по табл. 7. Расчеты записываются по форме 12 (графы 4, 5).
3.9. Основными предприятиями местного значения, размещаемыми в жилой зоне, являются:
универсам - магазин самообслуживания продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента повседневного спроса с отделом заказов;
комплексное предприятие общественного питания (включающее ресторан или столовую, кафе или закусочную, бар и магазин кулинарии), столовая (вечером кафе) с магазином кулинарии.
Эти предприятия следует объединять в торговые центры, включая в них (в качестве самостоятельных объектов) комплексные приемные пункты бытового обслуживания, отделение связи со сберкассой и аптеку.
Торговые центры целесообразно объединять с культурно-зрелищными и другими учреждениями в общественные центры с целью создания условий комплексного обслуживания, взаимного увеличения притока потенциальных посетителей и усиления выразительности городской застройки.
3.10. При размещении предприятий местного значения в жилой зоне города необходимо руководствоваться следующим:
торговые центры (или отдельные предприятия торговли и общественного питания) должны размещаться равномерно, на магистральных улицах, преимущественно у мест выхода основных пешеходных путей к остановкам общественного транспорта, с учетом безопасности и удобства посетителей;
территория в жилой зоне, на которую распространяется действие предприятий местного значения (зона обслуживания), ограничивается временем пешеходной доступности 7 - 10 минут и определяется радиусом до 500 метров. При низкой плотности застройки (1 - 2-этажный жилой фонд, дома с приусадебными участками и др.) допускается увеличение радиуса обслуживания предприятий до 800 метров, а при неблагоприятных климатических условиях, сложном рельефе или планировочных ограничениях, увеличивающих время пешеходного пути, радиус обслуживания может быть уменьшен до 300 метров;
границы зоны обслуживания могут не совпадать с границами планировочных элементов жилой застройки - микрорайонов, кварталов и межмагистральных территорий, и охватывать несколько микрорайонов в радиусе 500 метров;
в районах сложившейся застройки зоны обслуживания определяются условно с учетом сети действующих (сохраняемых на расчетный срок) предприятий; при этом за центры условных зон принимаются наиболее крупные магазины или группы близлежащих магазинов.
3.11. При включении предприятий торговли и общественного питания в состав общественных центров жилых районов их вместимость рассчитывается только на население в зоне пешеходной доступности центра (500 метров). В случае территориальной обособленности или удаленности жилого района от центра города, наличия вблизи крупных мест приложения труда, транспортных узлов и т.п., в общественных центрах жилых районов могут быть размещены также отдельные предприятия городского значения.
3.12. Зоны обслуживания предприятий (торговых центров) местного значения должны охватывать всю территорию жилой застройки города при возможно наименьшем их количестве. Суммарная площадь территорий, на которые одновременно накладываются радиусы действия двух или большего числа местных торговых центров, не должна составлять более 15 процентов. Территории, не охваченные радиусом обслуживания местных торговых центров (или универсамов), не должны превышать 10 процентов, и на них могут размещаться встроенные предприятия-филиалы универсамов (булочные, молочные и др.), с использованием имеющихся торговых помещений.
3.13. Расчет вместимости и подбор типов предприятий местного значения проводится для каждой зоны отдельно: им предшествуют нанесение на основной чертеж зон обслуживания предприятий (торговых центров) в соответствии с подпунктами 3.10 - 3.12 и определение численности проживающего в их пределах населения.
Потребность в магазинах и предприятиях общественного питания по каждой зоне определяется умножением количества жителей в данной зоне на нормативы расчета сети предприятий местного значения (табл. 7).
В районах сложившейся (реконструируемой) застройки объем нового строительства определяется как разность между потребностью в предприятиях, полученной по расчету для данной зоны, и сохраняемым фондом.
Типы предприятий подбираются по Номенклатуре магазинов, Номенклатуре типов общедоступных предприятий общественного питания, утвержденным Приказом Минторга СССР и Госгражданстроя от 29 декабря 1981 г. N 289/368, и Номенклатуре основных местных торговых центров (табл. 8).
Расчеты записываются по форме 13.
3.14. Потребность в предприятиях торговли и общественного питания городского значения определяется как разность между общей потребностью, рассчитанной для данного типа города (пп. 3.5, форма 9), и принятой по проекту вместимостью предприятий местного значения.
Расчеты записываются по форме 12 (графа 7).
3.15. К предприятиям городского значения относятся: универмаги, продовольственные и непродовольственные магазины комплексного спроса и специализированные, комплексные предприятия общественного питания (включающие несколько предприятий различных типов), рестораны, кафе и закусочные, в том числе специализированные, столовые в зонах отдыха, бары, коктейль-холлы, магазины кулинарии, рынки, магазины заказов.
Главными узлами концентрации сети предприятий городского значения являются крупные торговые центры, формируемые на основе универмага и включающие комплекс предприятий общественного питания (ресторан, кафе, бар, магазин кулинарии и т.п.), Дом быта и в зависимости от конкретных условий специализированные предприятия обслуживания.
В центральных районах сложившихся городов торговые центры могут формироваться в виде системы торговых пешеходных улиц (с выведением за их пределы транспортных потоков) путем реконструкции и расширения действующих и строительства новых предприятий.
3.16. Предприятия городского значения следует размещать в центре города, в общественных центрах планировочных районов (зон), вблизи крупных транспортных узлов, преимущественно в комплексах торговых центров, а также вдоль основных магистралей с учетом сохраняемых предприятий.
Предприятия общественного питания следует размещать также в городских административно-деловых, спортивных, культурных и других специализированных центрах и в зонах отдыха.
Сеть предприятий городского значения строится с учетом величины города, его административного значения, роли в системе расселения, планировочной структуры, сложившейся сети предприятий, региональных и других особенностей.
В малых и средних городах с компактной планировочной структурой создается один общегородской торговый центр, сосредоточивающий максимальный для таких городов ассортимент товаров и услуг.
В средних городах с расчлененной планировочной структурой в дополнение к общегородскому торговому центру может быть создан подцентр или размещена группа специализированных предприятий городского значения (возможно в комплексе с местным торговым центром).
В больших и крупных городах наряду с общегородским создается система торговых центров планировочных районов. В крупнейших городах, кроме того, могут формироваться торговые центры планировочных зон, торгово-транспортные центры и другие комплексы торгово-бытового обслуживания.
В городах, являющихся центрами систем расселения, торговые центры следует размещать в первую очередь у вокзалов и на вылетных транспортных магистралях с большим числом пригородных автобусных маршрутов.
Общегородской торговый центр, центры планировочных районов и крупные специализированные магазины и предприятия общественного питания должны быть удобно связаны со всеми районами города и между собой маршрутами массового общественного транспорта.
3.17. При расчете потребности и подборе типов магазинов городского значения следует определять долю универмагов по табл. 9. Типы магазинов принимаются по Номенклатуре.
Торговая площадь универмагов включает торговую площадь общего городского торгового центра и торговых центров планировочных районов с учетом численности проживающего в них населения и конкретных условий размещения в структуре города. При этом общегородской торговый центр рассчитывается одновременно и как центр планировочного района. Примерный состав основных предприятий торговых центров планировочных районов приводится в табл. 10.
В случаях, когда строительство общегородского универмага (торгового центра) в центральном районе города затруднено или нецелесообразно вследствие перенасыщенности действующей сети, его роль может осуществляться торговым центром одного из планировочных районов, при обеспечении удобных транспортных связей.
3.18. Типы специализированных магазинов городского значения на расчетный срок подбираются по примерам табл. 11. Для детального подбора типов магазинов следует пользоваться методикой расчета по товарным группам, рекомендуемой для первой очереди строительства (пп. 3.27).
Результаты записываются по форме 14.
3.19. Количество мест в предприятиях общественного питания городского значения по типам предприятий принимается по форме 11, графа 6, за вычетом числа мест, приходящихся на предприятия местного значения по форме 13, графа 7.
В торговых центрах следует размещать 5 - 10 процентов мест от их общего количества в предприятиях общественного питания городского значения. Результаты записываются по форме 15.
3.20. При размещении предприятий торговли и общественного питания городского значения следует учитывать время их доступности. Если в городе предусматривается только одно предприятие данного типа, то его следует размещать в зонах с наилучшими показателями доступности, то есть в центральной зоне города, или с учетом особенностей спроса (например, крупный магазин мебели, автомобилей) и местных традиций (например, специализированный ресторан национальной кухни и др.) при обеспечении удобных транспортных связей.
Однотипные предприятия городского значения (с примерно одинаковым ассортиментом товаров и услуг) следует размещать по возможности равномерно с учетом количества обслуживаемого населения и времени доступности, определяющих их зоны действия. Предприятия различной специализации с общей зоной действия целесообразно группировать, образуя торговые зоны в виде торговых улиц и площадей.
3.21. Магазины заказов (осуществляющие прием, комплектацию и доставку заказов на продовольственные товары на дом, на промышленные предприятия и т.п.) следует размещать как самостоятельные объекты в коммунально-складской зоне на границе промышленной и жилой зоны или на селитебной зоне города. В последнем случае их целесообразно размещать в составе торговых центров городского значения, предусматривая в них торговый зал самообслуживания по продаже продовольственных товаров. Размеры магазинов заказов принимаются по Номенклатуре типов магазинов.
3.22. Рынки рекомендуется строить в виде комплексов, включающих, кроме торговых помещений круглогодичного пользования (крытые рынки), площади для сезонной торговли и дополнительного обслуживания (магазин, столовая, закусочная, гостиница для колхозников и др.), и размещать вблизи торговых центров городского значения, обеспеченных удобными внутригородскими и внешними транспортными связями.
Вместимость рыночных комплексов принимается с учетом природно-климатических условий, определяющих величину площади для сезонной торговли по табл. 1, примечание 6.
Типы рынков подбираются по Примерной номенклатуре типов рыночных комплексов (табл. 12).
3.23. Торговые центры и наиболее крупные торгово-бытовые здания городского значения следует размещать, имея в виду их значение как важных архитектурных и композиционных акцентов в застройке города, и включать в комплексы общественных центров с учетом их функционального зонирования и архитектурно-пространственной организации.
В городских торговых центрах должны быть созданы благоустроенные пешеходные зоны, удобно связанные с остановками общественного транспорта, автостоянки и подъезды для грузовых и легковых автомобилей.
3.24. В результате расчета сети и подбора типов предприятий городского и местного значения на расчетный срок составляются перечни типов предприятий для нового строительства по форме 16. Отклонение запланированных объемов нового строительства (по перечням предприятий торговли и общественного питания) от установленных расчетом (пп. 3.5) не должны превышать 5 процентов.

Первая очередь строительства