Государственный стандарт СССР ГОСТ 15836-79"Мастика битумно-резиновая изоляционная. Технические условия"(введен в действие постановлением Госстроя СССР от 29 декабря 1978 г. N 266) стр. 3

За растяжимость мастики принимают длину нити мастики в сантиметрах, отмеченную указателем в момент ее разрыва.
Для каждого образца мастики проводят три определения. За величину растяжимости принимают среднее арифметическое результатов трех параллельных определений. Расхождения между результатами не должны превышать 10% от среднего арифметического значения сравниваемых результатов.
3.5. Определение водонасыщения мастики - по ГОСТ 9812-74.

4. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение

4.1. Мастика должна быть упакована в бочки или бумажные мешки с внутренним покрытием, препятствующим прилипанию мастики к таре.
По соглашению с потребителем допускается отгрузка мастики в бумажных мешках без покрытия.
4.2. На каждом упаковочном месте должна быть прикреплена этикетка или поставлен несмываемый штамп, в котором указывается:
а) наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;
б) наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
в) марка мастики;
г) номер партии;
д) дата изготовления мастики;
е) обозначение настоящего стандарта.
4.3. Изготовитель должен гарантировать соответствие битумно-резиновых мастик требованиям настоящего стандарта и сопровождать каждую партию мастики документом, в котором должно быть указано:
а) наименование организации, в систему которой входит предприятие-изготовитель;
б) наименование предприятия-изготовителя и его адрес;
в) марка мастики;
г) номер партии;
д) размер партии;
е) дата изготовления мастики;
ж) результаты испытаний;
з) обозначение настоящего стандарта.
4.4. Мастика должна храниться раздельно по маркам в помещениях или под навесом в условиях, исключающих ее нагревание и увлажнение.
4.5. При погрузке, разгрузке и перевозке мастики должны быть приняты меры предосторожности, обеспечивающие сохранность мастики и тары.
Перевозка мастики должна производиться только в таре, при этом она должна быть защищена от воздействия солнечных лучей и атмосферных осадков.
4.6. Мастика, изготавливаемая в непосредственной близости от объектов строительства, может доставляться к месту производства изоляционных работ в разогретом виде - в автогудронаторах.

5. Требования безопасности

5.1. Битумно-резиновые мастики являются горючим веществом с температурой вспышки 240-300°С.
5.2. При производстве, плавлении, отборе проб мастик следует применять спецодежду и индивидуальные средства защиты согласно "Типовым отраслевым нормам бесплатной выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлений", утвержденным Государственным комитетом СССР по труду и социальным вопросам и ВЦСПС.
5.3. При загорании небольшого количества мастики пожар следует тушить песком, кошмой, специальными порошками, пенным огнетушителем, развившиеся пожары - пенной струей или водой от лафетных стволов.
Приложение 1
Рекомендуемое

Рекомендации по условиям применения битумно-резиновых мастик

┌────────────────────────┬──────────────────────────────────────────────┐
│ Марка мастики │ Температура окружающего воздуха │
│ │ при нанесении мастики, °С │
├────────────────────────┼──────────────────────────────────────────────┤
│ МБР-65 │ От +5 до -30 │
│ МБР-75 │ " +15 " -15 │
│ МБР-90 │ " +35 " -10 │
│ МБР-100 │ " +40 " -5 │
└────────────────────────┴──────────────────────────────────────────────┘
Приложение 2

Рекомендации по составу и приготовлению битумно-резиновой мастики

1. Состав мастики приведен в табл. 1.
Таблица 1
┌───────────────────────┬───────────────────────────────────────────────┐
│Наименование компонента│ Содержание компонентов в мастике, % по массе │
│ ├─────────┬──────────┬─────────┬────────────────┤
│ │ МБР-65 │ МБР-75 │ МБР-90 │ MБР-100 │
│ │ │ │ ├────────┬───────┤
│ │ │ │ │ 1 │ 2 │
├───────────────────────┼─────────┼──────────┼─────────┼────────┼───────┤
│1. Битумы нефтяные│ │ │ │ │ │
│строительные или│ │ │ │ │ │
│нефтяные для изоляции│ │ │ │ │ │
│нефтегазопроводов: │ │ │ │ │ │
│БН-70/30 (БНИ-IV) │ 88 │ 88 │ 93 │ 45 │ - │
│БН-90/10 (БНИ-V) │ - │ - │ - │ 45 │ 83 │
│2. Резиновая крошка из│ │ │ │ │ │
│амортизированных │ │ │ │ │ │
│автопокрышек │ 5 │ 7 │ 7 │ 10 │ 12 │
│3. Масло зеленое -│ │ │ │ │ │
│пластификатор │ 7 │ 5 │ - │ - │ 5 │
└───────────────────────┴─────────┴──────────┴─────────┴────────┴───────┘
Примечания:
1. Для приготовления мастики МБР-75 при отсутствии зеленого масла может быть использован один из следующих пластификаторов:
а) осевое масло З или С по ГОСТ 610-72;
б) трансформаторное масло по ГОСТ 10121-76;
в) полидиен по ТУ 38-103-280-75.
Каждый из указанных пластификаторов добавляется в количестве 7%, при этом соответственно уменьшается процент битума.
2. Мастика марки MБP-100_2 - антисептированная.
2. Состав мастики уточняется при ее изготовлении в зависимости от свойств применяемого битума.
3. Дробленая резина (резиновая крошка), получаемая при переработке утильных автомобильных покрышек, должна удовлетворять требованиям технических условий, утвержденных в установленном порядке, и отвечать составу, приведенному в табл. 2.
Таблица 2
┌──────────────────────────────────────────────────┬────────────────────┐
│ Наименование показателя │ Норма │
├──────────────────────────────────────────────────┼────────────────────┤
│1. Содержание текстиля, %, не более │ 5 │
│2. Влажность, %, не более │ 1,5 │
│3. Содержание черных металлов после магнитной│ │
│сепарации, %, не более │ 0,1 │
│4. Крупность частиц резиновой крошки размером: │ │
│1 мм, %, не менее │ 96 │
│1,5 мм, %, не более │ 4 │
└──────────────────────────────────────────────────┴────────────────────┘