Государственный стандарт СССР ГОСТ 21174-75 "Шпалы железобетонные предварительно напряженные для трамвайных путей широкой колеи" (введен в действие постановлением Госстроя СССР от 29 сентября 1975 г. N 160)

Prestressed reinforced concrete sleepers for the wide-gauge tramways

Дата введения 1 июля 1976 г.
Настоящий стандарт распространяется на брусковые железобетонные предварительно напряженные шпалы, применяемые в прямых и кривых участках трамвайных путей широкой колеи бесстыковых и со стыками, с дорожным покрытием и без него. Шпалы предназначены для применения с рельсами типов Тв60, Тв65, Р43, Р50, Р65, Р75 и промежуточными скреплениями типа ЛС-053.
Расчетные нагрузки на шпалы и расход материалов приведены в приложениях 1 и 2.

1. Тип и основные размеры

1.1. Шпалы должны изготовляться типа ЛШ-5. Шпалы, армированные проволокой диаметром 3 мм, изготовляются в двух исполнениях - 1 и 2, армированные проволокой диаметром 5 мм - в одном исполнении.
1.2. Форма и основные размеры шпал должны соответствовать указанным на черт. 1-4.
2369 × 1279 пикс.     Открыть в новом окне
1418 × 1797 пикс.     Открыть в новом окне
1654 × 1580 пикс.     Открыть в новом окне
2441 × 1756 пикс.     Открыть в новом окне

2. Технические требования

2.1. Шпалы изготовляют в соответствии с требованиями настоящего стандарта по технологическим инструкциям и картам, утвержденным в установленном порядке.
2.2. Шпалы должны изготовляться из тяжелого цементного бетона марки по прочности на сжатие не ниже 500.
2.3. Поставку шпал потребителю производят при достижении бетоном отпускной прочности, равной 90% проектной марки.
Завод-изготовитель обязан гарантировать достижение бетоном проектной марки через 28 суток со дня изготовления шпал при твердении бетона в нормальных условиях.
2.4. Прочность бетона на сжатие при передаче на него предварительного напряжения должна быть не менее 350 кгс/см2 (35 МПа).
2.5. Марка бетона шпал по морозостойкости должна быть не ниже Мрз 200.
2.6. Для изготовления шпал применяют:
а) портландцемент по ГОСТ 10178-85 марки не ниже 500 с содержанием добавок в количестве не более 5% и трехкальцевого алюмината (СЗА) в количестве не более 6%. По соглашению сторон допускается применение портландцемента марки 400 по ГОСТ 10178-85 без добавок при условии обеспечения заданной прочности и морозостойкости бетона шпал;
б) щебень или щебень из гравия фракции 5-20 мм по ГОСТ 10268-80 с содержанием зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы в количестве не более 25% по массе; марка щебня по прочности должна быть не ниже 1200 для щебня из изверженных пород и 1000 для щебня из осадочных пород;
в) природный обогащенный песок по ГОСТ 10268-80;
г) стальная проволока периодического профиля диаметром 3 и 5 мм.
2.7. Количество арматурных проволок в зависимости от их диаметра и величины предварительного напряжения арматуры должны соответствовать указанным в табл. 1.
Таблица 1
┌──────────────────────────────────────┬────────────────────────────────┐
│ Показатели арматуры │Диаметр арматурной проволоки, мм│
│ ├─────────────────┬──────────────┤
│ │ 3 │ 5 │
├──────────────────────────────────────┼─────────────────┼──────────────┤
│Число проволок, шт. │ 32 │ 12 │
│Величина предварительного напряжения│ 120 (1200) │ 110 (1100) │
│арматуры, кгс/мм2 (МПа) │ │ │
│Общее усилие предварительного│ 26,8 (268) │ 24,8 (248) │
│напряжения арматуры, тс (кН) │ │ │
└──────────────────────────────────────┴─────────────────┴──────────────┘
Расположение арматурных проволок в шпалах должно соответствовать указанному на черт. 4.
2.8. Общее усилие контролируемого предварительного напряжения арматуры шпалы должно быть не менее указанного в табл. 1. Величина контролируемого предварительного напряжения отдельных проволок при проектном армировании не должна отличаться от указанной в табл. 1 более чем на 10%.
При натяжении арматуры допускается обрыв или проскальзывание в захватах с полной потерей предварительного натяжения не более двух проволок диаметром 3 мм или одной проволоки диаметром 5 мм при условии, что общее усилие предварительного напряжения оставшихся проволок будет не менее величины, указанной в табл. 1.
2.9. Опорные шайбы, служащие для удержания закладных болтов рельсового скрепления, должны изготовляться из сталей марки 15ХСНД или 15ХГ2СФМР. Форма и размеры шайб должны соответствовать указанным на черт. 5. Схема установки на шпале скрепления типа ЛС-053 показана на черт. 6.
Примечание. По согласованию с потребителем допускается изготовлять шпалы без металлических закладных шайб, с гнездами для размещения съемных пластмассовых вкладышей для закладных болтов.
2.10. Отклонения от проектных размеров шпал не должны превышать следующих величин в мм:
по длине +-6
по ширине +-8
по высоте +10; -3
по разности высот шпалы, измеренной в одном поперечном
сечении 8
по расстоянию а между наружными кромками углубления
в подрельсовых площадках разных концов шпалы +-2
по расстоянию б между кромками углублений в
подрельсовой площадке одного конца шпалы +3, -1
по расстоянию в и г между осями отверстий закладных
болтов и наружной кромкой углубления в подрельсовой
площадке одного конца шпалы +2
по глубине д заделки в бетон закладных шайб по +-5
поперечным размерам отверстий для закладного болта +5; -2
по толщине защитного слоя бетона над верхним рядом
напряженной арматуры и расстоянию по вертикали от
каждого ряда проволок до верхней кромки торца шпалы +8; -3