Строительные нормы СН 423-71 "Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в строительстве" (утв. постановлением Госстроя СССР от 31 мая 1971 г. N 50) стр. 6

при предварительных расчетах - производственные калькуляции, составленные с учетом ожидаемого внедрения новой техники;
при уточненных расчетах - разрабатываемые после окончания внедрения производственные калькуляции, основанные на фактических результатах внедрения.
Производственные калькуляции по отдельным статьям прямых затрат составляются в следующем порядке:
а) основная заработная плата рабочих определяется по Единым нормам и расценкам на строительные работы с учетом территориального коэффициента, действующего в строительной организации. При отсутствии необходимых данных в Единых нормах и расценках разрешается пользоваться местными нормами, утвержденными в установленном порядке. Если по новому мероприятию нет утвержденных норм, то допускается использование расчетных норм, разработанных применительно к данному мероприятию;
б) затраты на материалы, детали, полуфабрикаты и конструкции определяются на основе производственных норм их расхода и планово-расчетных цен.
Планово-расчетные цены на материалы и конструкции калькулируются франко-приобъектный склад в соответствии с действующими Указаниями о порядке составления и применения планово-расчетных цен на материалы, продукцию и услуги в строительстве.
Они включают в себя отпускную цену промышленности, наценки сбытовых и снабженческих организаций, транспортные расходы, погрузочно-разгрузочные расходы, затраты на тару и реквизит, заготовительно-складские расходы.
Отпускные цены промышленности принимаются по прейскурантам оптовых цен на соответствующие строительные материалы и конструкции. При отсутствии утвержденных цен на новые материалы и конструкции, а также на машины и оборудование расчеты эффективности могут производиться на основе приведенных затрат на их производство.
Транспортные расходы включают в себя оплату железнодорожного, водного и автомобильного транспорта до приобъектного склада, и величина их зависит от вида франко. Ставки провозной платы на 1 т груза по железной дороге принимают на основе тарифных схем, норм загрузки вагонов и расстояний перевозок. Затраты на автомобильные перевозки устанавливаются на основе действующих тарифов на перевозку грузов автомобильным транспортом.
В состав расходов на погрузочно-разгрузочные работы входят стоимость работы машин, занятых на погрузке и выгрузке, а также заработная плата рабочих при погрузочно-разгрузочных работах. Стоимость погрузочно-разгрузочных работ принимается по тарифам на железнодорожные и автомобильные перевозки, а при ручных работах калькулируется на основании ЕНиР.
Затраты на тару, упаковку и реквизит, если они не учтены в отпускных ценах, можно определять по Ценнику N 3 сметных цен на перевозку грузов для строительства.
Заготовительно-складские расходы принимаются на основе соответствующих смет. Допускается также использование норм заготовительно-складских расходов;
в) расходы по эксплуатации строительных машин и автотранспорта определяются на основе производственных нормативов количества машино-часов работы отдельных машин и автотранспортных средств, а также установленных ставок арендной платы, планово-расчетных цен на эксплуатацию машин и действующих тарифов на автоперевозки. В случае отсутствия планово-расчетных цен расчеты производятся по установленным ставкам арендной платы. Расходы по эксплуатации стационарных машин и оборудования определяются на основе производственных калькуляций;
г) прочие прямые затраты включают расходы по перемещению грунта и вывозке его с территории строительства, а также по перевозке строительных материалов, деталей, конструкций и оборудования автомобильным транспортом в пределах рабочей зоны от приобъектного склада до места укладки и определяются на основе действующих производственных нормативов и тарифов.

Накладные расходы

Экономия накладных расходов по строительным и монтажным работам определяется на основе расчетов по статьям затрат или расчетов по факторам, от которых зависит величина накладных расходов (сокращение продолжительности строительства, уменьшение затрат на основную заработную плату рабочих, снижение трудоемкости работ).
Сокращение продолжительности строительства при условии соответствующего увеличения объема работ, выполняемого организацией в планируемый период, приводит к экономии условно-постоянных накладных расходов, к которым относятся административно-хозяйственные расходы, износ временных нетитульных сооружений и приспособлений, расходы по содержанию пожарной и сторожевой охраны, благоустройству строительной площадки, услугам органам рабочего снабжения, культурным мероприятиям, содержанию лаборатории, испытанию материалов и конструкций, содержанию проектной группы, рационализации и нормированию труда, сдаче работ, охране труда, технике безопасности и др.
При укрупненных расчетах принимается доля условно-постоянных накладных расходов в размере:
50% суммы накладных расходов по общестроительным организациям;
30% суммы накладных расходов по специализированным строительным организациям.
Расчет экономии условно-постоянных накладных расходов производится по формуле (15).
Сокращение затрат на основную заработную плату рабочих, учитываемую в прямых затратах, влечет за собой уменьшение накладных расходов в размере 15% суммы сокращения затрат на основную заработную плату рабочих.
Сокращение трудоемкости строительных и монтажных работ приводит к экономии накладных расходов, исчисляемой на основе отчетных данных строительно-монтажных организаций или по нормативам, устанавливаемым соответствующими министерствами и ведомствами. При отсутствии этих данных можно пользоваться укрупненным нормативом в размере 0,6 руб. на 1 чел.-день.
Если внедрение новой техники имеет непосредственной целью снижение накладных расходов (применение сборно-разборных инвентарных сооружений, новые методы испытания материалов и др.), экономическая эффективность определяется прямым счетом по разности соответствующих затрат.

3. Прибыль

Прибыль от сдачи заказчикам объемов строительных и монтажных работ, выполняемых собственными силами по объектам или этапам работ (комплексам или их частям), заканчиваемым в планируемом году, определяется как разность между их сметной стоимостью и затратами на производство работ.
Расчетная прибыль определяется как разность между балансовой прибылью и суммой платы за производственные основные фонды и оборотные средства, а также процентов за пользование кредитами банков.
В организациях, не перешедших на новую систему планирования и экономического стимулирования, прибыль определяется как разность между сметной стоимостью выполненных и сданных заказчику строительно-монтажных работ и затратами на их производство.
Прибыль от реализации на сторону продукции и услуг подсобных и вспомогательных производств и хозяйств, а также прибыль от внереализованных мероприятий не учитывается.

4. Капитальные вложения

При определении экономической эффективности капитальных вложений в строительство как отрасль народного хозяйства учитываются следующие вложения:
на приобретение строительных машин, транспортных средств и оборудования как подлежащего монтажу, так и немонтируемого;
на приобретение инструмента и инвентаря, включенного в сметы строек и зачисляемого в основные фонды;
в производственные базы технической эксплуатации строительных машин и автотранспорта;
в базы материально-технического снабжения строительных организаций;
в объекты сборно-разборного, контейнерного и передвижного типа.
В соответствии с "Методическими указаниями к составлению Государственного плана развития народного хозяйства СССР" в объем капитальных вложений включаются:
а) стоимость всех видов строительных работ;
б) стоимость работ по монтажу оборудования;
в) стоимость технологического, энергетического, подъемно-транспортного, насосно-компрессорного и другого оборудования (как подлежащего монтажу, так и цементируемого), предусмотренная в сметах на строительство;
г) стоимость инструмента и инвентаря, включенная в сметы строек и зачисляемая в основные фонды;
д) стоимость машин и оборудования, не входящая в сметы строек, если эти машины и оборудование приобретаются за счет капитальных вложений;
е) прочие капитальные работы и затраты (в том числе затраты на проектно-изыскательские и буровые работы).
Величина удельных капитальных вложений определяется по нормативам удельных капитальных вложений по соответствующим отраслям, подотраслям и видам строительства.
В состав основных производственных фондов строительных организаций, учитываемых при расчетах экономической эффективности, включаются:
производственные здания и сооружения;
силовые машины и оборудование,
рабочие машины и оборудование;
инструмент и производственный инвентарь;
транспортные средства;