Постановление Правительства РФ от 5 июля 2001 г. N 510 "О внесении изменений и дополнений в постановление Правительства Российской Федерации от 21 марта 1996 г. N 305 "Об утверждении федеральной целевой программы "Уничтожение запасов химического оружия в стр. 3

создание локальных систем оповещения при возникновении аварийных ситуаций на объектах по хранению и уничтожению химического оружия, а также в зонах защитных мероприятий;
5) разработка и реализация системы мер по охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству, предусматривающих:
соблюдение положений природоохранительного законодательства и других нормативных правовых актов, регулирующих деятельность в области охраны окружающей среды;
разработку, обеспечение и реализацию природоохранных мероприятий;
конструктивное взаимодействие государственного заказчика Программы с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по вопросам охраны окружающей среды и экологической безопасности;
создание системы государственного экологического мониторинга в зонах защитных мероприятий объектов по хранению и уничтожению химического оружия и проведение государственного экологического контроля;
разработку и утверждение экологических нормативов выбросов и сбросов токсичных химикатов и отходов, образующихся в процессе уничтожения химического оружия, в окружающую среду;
разработку и утверждение лимитов пользования природными ресурсами, необходимыми для обеспечения работ по хранению и уничтожению химического оружия, и контроль за их использованием;
разработку и введение в действие системы оценки экологических рисков и страхования гражданской ответственности за причинение ущерба окружающей среде при осуществлении деятельности по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству;
проведение сертификации экологической безопасности организаций, осуществляющих деятельность по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также деятельность, связанную с обращением с токсичными химикатами и отходами;
проведение комплексной оценки фонового состояния окружающей среды в местах хранения и строительства объектов по уничтожению химического оружия, динамический контроль за его изменением.
Обеспечение и выполнение природоохранных мероприятий осуществляют Российское агентство по боеприпасам и Министерство природных ресурсов Российской Федерации. Контроль за соблюдением требований охраны окружающий среды и экологической безопасности осуществляет Министерство природных ресурсов Российской Федерации за счет бюджетных средств, предусмотренных Программой, и иных источников финансирования;
6) разработка и реализация системы мер по охране здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, объектов по его производству и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, предусматривающих:
осуществление комплекса санитарно-гигиенических, противоэпидемиологических и лечебно-профилактических мероприятий при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству, а также после их завершения;
медицинское обслуживание персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия и привлекаемых работников, а также поликлиническое консультативно-диагностическое обследование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
разработку планов мероприятий и осуществление мероприятий по оказанию медицинской помощи персоналу объектов по хранению и уничтожению химического оружия, объектов по его производству при общесоматических заболеваниях, острых и хронических поражениях токсичными химикатами, лечению и реабилитации пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций, возникших при проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия и уничтожению объектов по его производству, а также созданию лечебно-диагностических центров и материально-технической базы для оказания такой помощи;
разработку и использование комплекса медико-биологических критериев и соответствующих инструктивно-методических документов по оценке состояния здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, объектов по его производству, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
обеспечение медицинского, социально-гигиенического мониторинга здоровья персонала объектов по производству химического оружия, занятого на работах по их конверсии или уничтожению;
разработку и ведение медицинской информационно-аналитической системы (регистра) для персонала объектов по производству фосфорорганических отравляющих веществ, занятого на работах по их конверсии или уничтожению;
обеспечение медицинского, социально-гигиенического мониторинга здоровья персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
использование эффективных средств антидотной терапии, лекарственных препаратов и пищевых добавок для повышения устойчивости организма граждан, занятых на работах с химическим оружием;
поддержание в готовности к применению коллективных и индивидуальных средств защиты персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий;
осуществление надзора и контроля за соблюдением санитарных норм и правил, санитарно-гигиенических нормативов и стандартов безопасности, регламентирующих работы по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, конверсии или уничтожению объектов по его производству;
осуществление санитарно-эпидемиологического надзора за проектированием, строительством и эксплуатацией объектов по уничтожению химического оружия и государственного санитарного надзора на территории объектов по хранению и уничтожению химического оружия и объектов по его производству;
создание сети профилакториев для оздоровления граждан, занятых на работах с химическим оружием;
разработку и введение в действие системы страхования и гражданской ответственности за причинение ущерба здоровью персонала объектов по хранению и уничтожению химического оружия, привлекаемых работников и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий при осуществлении деятельности по химическому разоружению, а также здоровью персонала, занятого на работах по конверсии или уничтожению объектов по производству химического оружия и ликвидации последствий их деятельности.
Обеспечение и выполнение мероприятий по охране здоровья персонала объектов по хранению химического оружия, обеспечение его антидотами и создание сети профилакториев для оздоровления граждан, занятых на работах с химическим оружием, осуществляется Российским агентством по боеприпасам.
Обеспечение и выполнение мероприятий по охране здоровья персонала объектов по уничтожению химического оружия, а также граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, осуществляется Министерством здравоохранения Российской Федерации (Федеральным управлением медико-биологических и экстремальных проблем и Департаментом государственного санитарно-эпидемиологического надзора), органами здравоохранения заинтересованных субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления;
7) развитие инфраструктуры районов размещения объектов по уничтожению химического оружия, предусматривающее:
строительство объектов социальной инфраструктуры в интересах субъектов Российской Федерации, на территории которых создаются объекты по уничтожению химического оружия;
строительство и эксплуатацию объектов инженерно-технической инфраструктуры, реконструкцию и строительство инженерных и дорожно-транспортных коммуникаций.
В Программе предусматриваются затраты на опережающее развитие социальной инфраструктуры в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия и выделение на эти цели средств в объеме до 10 процентов капитальных вложений, предусмотренных на строительство этих объектов.
Объекты социальной инфраструктуры, построенные в районах размещения объектов по уничтожению химического оружия, передаются по мере готовности в муниципальную собственность соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Перечень объектов социальной инфраструктуры, сроки их строительства и ввода в эксплуатацию определяются технико-экономическими обоснованиями строительства объектов по уничтожению химического оружия;
8) подготовка кадров в целях эксплуатации, обслуживания и охраны объектов по хранению и уничтожению химического оружия, ликвидации возможных последствий возникновения аварийных ситуаций, контроля за состоянием окружающей среды и здоровьем персонала указанных объектов и граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, предусматривает подготовку и переподготовку руководящего персонала, инженерно-технических работников и рабочих, занятых непосредственно в технологическом процессе хранения и уничтожения химического оружия, а также медицинского персонала, специалистов-экологов, сотрудников Государственной противопожарной службы и специалистов по ликвидации последствий аварийных ситуаций.
Подготовка руководящего персонала, инженерно-технических работников и рабочих, занятых непосредственно в технологическом процессе хранения и уничтожения химического оружия, а также сотрудников Государственной противопожарной службы будет осуществляться на базе Саратовского военного института радиационной, химической и биологической защиты и входящего в его структуру Центра подготовки специалистов для объектов по уничтожению химического оружия в г.Чапаевске (Самарская область) и Государственного института тяжелого органического синтеза в г.Шиханы (Саратовская область).
Подготовка специалистов, обеспечивающих процесс уничтожения химического оружия, экологический контроль и противопожарные мероприятия будет осуществляться на базе высших и средних учебных заведений и институтов повышения квалификации Министерства промышленности, науки и технологий Российской Федерации, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства природных ресурсов Российской Федерации, Министерства обороны Российской Федерации, а также других привлекаемых к уничтожению химического оружия федеральных органов исполнительной власти.
Подготовка квалифицированных рабочих, занятых непосредственно на работах по конверсии или уничтожению объектов по производству химического оружия и ликвидации последствий их деятельности, будет осуществляться на базе предприятий, на которых размещаются объекты по производству химического оружия.
Обеспечение трудовыми ресурсами объектов по уничтожению химического оружия будет осуществляться на 60-70 процентов за счет привлечения специалистов из других городов, работающих вахтовым методом. Кроме того, по согласованию с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации будут также привлекаться местные трудовые ресурсы;
9) информационное обеспечение мероприятий по реализации Конвенции, предусматривающее:
разъяснение государственной политики Российской Федерации в области химического разоружения государствам - участникам Конвенции, международной и российской общественности;
формирование позитивного отношения граждан и общественных объединений, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления к проблеме химического разоружения в Российской Федерации;
информирование граждан и общественных объединений по вопросам обеспечения безопасности и защиты окружающей среды в процессе хранения и уничтожения химического оружия;
информирование граждан и общественных объединений по вопросам выбора технологий уничтожения химического оружия, организации проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия и развития социальной инфраструктуры в районах их размещения.
Информационное обеспечение осуществляется постоянно и является неотъемлемой частью управления Программой. Информирование граждан и общественных объединений о проведении работ по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, а также конверсии или уничтожению объектов по производству химического оружия и ликвидации последствий их деятельности осуществляется гласно и открыто, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Российское агентство по боеприпасам совместно с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации информирует граждан и общественные объединения по вопросам обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды при проведении работ с химическим оружием в местах его хранения и уничтожения, выбора технологий, организации проектирования и строительства объектов по уничтожению химического оружия.
Российское агентство по боеприпасам через органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, на территории которых проводятся мероприятия по хранению, перевозке и уничтожению химического оружия, организует работу по формированию у граждан и общественных объединений позитивного отношения к проблеме химического разоружения в Российской Федерации.
Информирование граждан, проживающих и работающих в зонах защитных мероприятий, международной и российской общественности осуществляется через средства массовой информации, а также путем проведения общественных слушаний, выпуска тематических номеров научных журналов, памяток для граждан по проблеме химического разоружения, организации встреч, конференций, семинаров, симпозиумов и использования других методов и средств информационного характера;
10) международное сотрудничество по выполнению Российской Федерацией обязательств по Конвенции, предусматривающее:
международную кооперацию в реализации обязательств по Конвенции, включая уничтожение химического оружия, конверсию или уничтожение объектов по его производству, оказание Российской Федерации международной помощи на внешнеполитическом уровне и в практическом выполнении настоящей Программы;