2.2.17 Местную прочность конструкции следует проверять на те нагрузки, которые вызывают наибольшие напряжения.
Прочность продольных балок корпуса проверяется по суммарным напряжениям, возникающим от общего продольного изгиба судна и местной нагрузки.
2.2.18 Расчетную местную нагрузку следует задавать давлением р, кПа, значение которого следует принимать равным наибольшему из значений, полученных по приводимым ниже формулам, где приняты:
- высота борта судна в рассматриваемом сечении, м;
- осадка судна в полном грузу в рассматриваемом сечении, м;
- осадка судна порожнем в рассматриваемом сечении, м;
- осадка судна в балласте в рассматриваемом сечении, м;
- высота балластной цистерны до верха воздушной трубы, м;
- высота расширительной шахты грузового отсека наливного судна, м;
- напор водяного столба, соответствующий избыточному давлению, на которое сконструирован и рассчитан дыхательный клапан в газоотводных трубах, м;
r - полувысота расчетной волны, м (см. 2.1.2);
- давление груза или топлива, кПа, без учета неравномерности его распределения;
- высота трюма судна в рассматриваемом сечении от основной, м;
- давление груза, кПа, вычисленное с учетом неравномерности его распределения согласно 2.2.19;
- удельный вес навалочного либо жидкого груза, ;
- высота двойного дна, м.
2.2.19 Давление груза, кПа, вычисляется с учетом неравномерности его распределения по формулам:
.1 для сухогрузных судов
, (2.2.19.1)
где - коэффициент неравномерности давления груза, принимаемый (кроме судов, перевозящих навалочные грузы горками или штабелем) равным 1,25 при расчете рамного набора и 1,50 при расчете холостого набора и пластин;
.2 для наливных судов
, (2.2.19.2)
где - расчетная допустимая неравномерность давления груза по трюмам для состояний нагрузки, предусмотренных Инструкцией по загрузке и разгрузке;
.3 для сухогрузных судов, перевозящих навалочные грузы горками, при расчете холостого набора и пластин
, (2.2.19.3-1)
где - высота горки, м, определяемая по массе груза в горке, увеличенной на 10% (у судов для местных перевозок минерально-строительных материалов рекомендуется принимать 15%) для учета неравномерности погрузки;
где - угол естественного откоса навалочного груза, рад;
h - приведенная высота горки, м, определяемая по формуле
. (2.2.19.3-2)
Здесь , - соответственно длина и ширина части грузового настила, на которой находится одна горка груза, м.
Если в результате вычисления по формуле (2.2.19.3-2) получится h < 0, то следует принять h = 0.
.4 для сухогрузных судов, перевозящих навалочные грузы штабелем, при расчете холостого набора и пластин
, (2.2.19.4)
где - высота прямоугольной части поперечного сечения штабеля, м;
где - полная высота штабеля, определяемая по массе груза в единице длины штабеля, увеличенной на 10% (у судов для местных перевозок минерально-строительных материалов рекомендуется принимать 15%) для учета неравномерности погрузки, м;
.5 для сухогрузных судов, перевозящих навалочные грузы горками, при расчете рамного набора давление груза считается распределенным неравномерно по площади настила. Внутри окружности с центром в центре горки и с радиусом
, (2.2.19.5-1)
где - радиус конической части горки, м, определяемый по формуле
, (2.2.19.5-2)
давление постоянно и равно , вычисляемому по формуле (2.2.19.3-1).
Внутри кольца давление меняется вдоль радиуса по линейному закону
, (2.2.19.5-3)
где - отстояние точки М, в которой вычисляется давление , от центра горки, м;
- составляющая, равная
. (2.2.19.5-4)
В точках опорного прямоугольника с радиусом-вектором давление
. (2.2.19.5-5)
.6 при расчете рамного набора сухогрузных судов, перевозящих навалочные грузы штабелем, давление груза следует считать равномерно распределенным по длине штабеля и неравномерно распределенным в поперечном направлении. В средней части настила под штабелем давление следует считать постоянным и равным давлению , вычисленному по формуле (2.2.19.4).
Под средней частью понимается район, в котором
, (2.2.19.6-1)