Приказ Федерального горного и промышленного надзора России от 26 апреля 2000 г. N 49 "Об утверждении и введении в действие методических рекомендаций по организации производственного контроля за соблюдением требований промышленной безопасности на опасных п стр. 3

3) указание возможных причин неэффективной организации и (или) деятельности отдельных структурных подразделений (служб) эксплуатирующей организации;
4) предложения по проведению необходимых корректирующих и предупреждающих мероприятий и работ;
5) оценку своевременности и качества выполнения, а также эффективности предупреждающих мероприятий и работ, предложенных службой производственного контроля в ходе предшествующих проверок.
Результаты проверок (отчеты) должны регистрироваться службой производственного контроля и доводиться до сведения руководителей и персонала, ответственных за проверенный участок работы.
В необходимых случаях по результатам таких проверок могут издаваться приказы по эксплуатирующей организации.
3.5. Результаты проверок, выполненных службой производственного контроля, должны анализироваться этой службой и руководством эксплуатирующей организации.
Руководство эксплуатирующей организации должно обеспечивать независимое проведение анализа результатов производственного контроля и объективную оценку соблюдения требований промышленной безопасности. Такой анализ и оценка могут проводиться лицами из числа руководителей эксплуатирующей организации или компетентными независимыми специалистами (экспертами), назначенными решением руководства эксплуатирующей организации.
Проведенный анализ с изложением обоснованных и всесторонних оценок должен включать:
1) результаты проверки соблюдения требований промышленной безопасности всеми структурными подразделениями (службами) эксплуатирующей организации;
2) оценку эффективности общего руководства промышленной безопасностью;
3) предложения по обеспечению эффективности производственного контроля в соответствии с изменениями природных, техногенных и социальных условий производственной деятельности и работ.
Результаты анализа и оценки, включая полученные выводы и рекомендации, должны документально оформляться и передаваться руководству эксплуатирующей организации для принятия необходимых мер по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов.
3.6. В необходимых случаях руководитель эксплуатирующей организации может в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, привлекать независимых специалистов (экспертов) для детального изучения состояния промышленной безопасности опасных производственных объектов и разработки мер по его обеспечению.

4. Разработка и реализация мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности

4.1. В целях разработки мероприятий по устранению и предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности в эксплуатирующей организации должны применяться процедуры идентификации, регистрации и определения причин отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.
В структурных подразделениях (службах) эксплуатирующей организации рекомендуется определить лиц, ответственных за проведение анализа и устранение отступлений от требований промышленной безопасности, выявленных службой производственного контроля.
4.2. Анализ отступлений от требований промышленной безопасности должен осуществляться в эксплуатирующей организации в соответствии с документированными процедурами.
Описание отступления от требований промышленной безопасности и выполненных мероприятий по его устранению должно быть зарегистрировано службой производственного контроля для обозначения фактического состояния промышленной безопасности опасного производственного объекта.
Устраненные отступления от требований промышленной безопасности должны подвергаться повторному контролю в соответствии с планом проведения проверок службы производственного контроля.
4.3. Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности, а также по их предупреждению должны быть адекватны степени риска техногенных аварий и несчастных случаев на производстве.
4.4. Мероприятия по устранению отступлений от требований промышленной безопасности могут включать в себя:
а) анализ выявленных отступлений от требований промышленной безопасности;
б) изучение причин отступлений от требований промышленной безопасности, относящихся к технологическому процессу и производственному контролю, а также регистрацию результатов такого изучения службой производственного контроля;
в) разработку мероприятий по устранению причин отступлений от требований промышленной безопасности;
г) принятие управленческих решений, гарантирующих, что мероприятия по устранению причин отступлений от требований промышленной безопасности осуществлены в полном объеме и эффективны.
4.4. Мероприятия по предупреждению отступлений от требований промышленной безопасности могут включать в себя:
а) использование соответствующих источников информации (процессы; рабочие операции, влияющие на состояние промышленной безопасности; результаты проверок; отчеты об обслуживании и др.) с целью выявления, анализа и устранения потенциальных причин отступлений от требований промышленной безопасности;
б) прогноз возможных проблем обеспечения промышленной безопасности и заблаговременное определение мер, необходимых для их решения;
в) заблаговременная реализация предупреждающих мероприятий и принятие управленческих решений, обеспечивающих гарантированное предупреждение отступлений от требований промышленной безопасности;
г) представление информации о предпринятых предупреждающих действиях руководству эксплуатирующей организации.

5. Регистрация данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов

5.1. Служба производственного контроля должна осуществлять процедуры идентификации, сбора, регистрации, хранения, ведения и изъятия данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов. Такие процедуры могут разрабатываться, утверждаться и вводиться в действие в виде соответствующих документов эксплуатирующей организации.
Данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов необходимо вести для подтверждения выполнения требований промышленной безопасности.
Информация о соответствии технических устройств, оборудования и другой продукции, применяемых в эксплуатирующей организации, установленным требованиям промышленной безопасности должны быть составными элементами указанных зарегистрированных данных.
5.2. Все данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов должны храниться и содержаться в эксплуатирующей организации таким образом, чтобы их можно было легко найти. При этом следует обеспечить условия, предупреждающие порчу и потерю. Сроки хранения данных о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов должны быть определены соответствующим решением руководителя эксплуатирующей организации.
Зарегистрированные данные могут предоставляться органам Госгортехнадзора России, по их требованию, для оценки состояния промышленной безопасности и эффективности осуществления производственного контроля.
Примечание. Зарегистрированные данные о состоянии промышленной безопасности опасных производственных объектов целесообразно хранить в эксплуатирующей организации как на любом бумажном, так и на электронном носителе.

6. Обеспечение информационного взаимодействия служб производственного контроля с органами Госгортехнадзора России

6.1. В соответствии с Правилами организации производственного контроля эксплуатирующие организации представляют в территориальные органы Госгортехнадзора России информацию об организации производственного контроля.
Такая информации должна содержать сведения, перечисленные в п.15 Правил организации производственного контроля.
Информация о работах по обеспечению промышленной безопасности, запланированных в эксплуатирующей организации на текущий или очередной год, представляется в органы Госгортехнадзора России в установленные сроки.
Требования к составу информации об организации и осуществлении производственного контроля, порядку и срокам ее представления территориальному органу Госгортехнадзора России целесообразно включать в положение о производственном контроле.
6.2. Как правило, информация, представляемая эксплуатирующей организацией в территориальный орган Госгортехнадзора России, должна содержать:
- письменный отчет об организации и результатах производственного контроля;
- предложения службы производственного контроля по обеспечению промышленной безопасности опасных производственных объектов на очередной период времени;
- отчетную форму ПК (приложение), содержащую статистические данные об основных результатах производственного контроля.
6.3. Информация (6.1, 6.2), поступающая в территориальный орган Госгортехнадзора России, должна систематически анализироваться и обобщаться с целью оценки эффективности организации и осуществления производственного контроля.
В территориальном органе Госгортехнадзора России целесообразно организовать регистрацию согласованных для эксплуатирующих организаций положений о производственном контроле, а также хранение копий этих документов.
Анализ сведений эксплуатирующих организаций об осуществлении производственного контроля рекомендуется выполнять в динамике за несколько отчетных периодов. При этом целесообразно обеспечить сопоставление основных результатов производственного контроля (количество и характер выявляемых нарушений требований промышленной безопасности, актуальность разработанных мероприятий по обеспечению промышленной безопасности и пр.) с результатами контрольной и надзорной деятельности территориального органа Госгортехнадзора России на опасных производственных объектах данной эксплуатирующей организации.
6.4. Для сбора и анализа данных в территориальном органе Госгортехнадзора России об осуществлении производственного контроля в эксплуатирующих организациях необходимо организовать учет и регистрацию получаемых отчетов (сведений) по видам надзора.