Указ Президента РФ от 13 февраля 2014 г. N 79 "Об организации федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах"
В целях обеспечения безопасности при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, испытанием, эксплуатацией, хранением и утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, постановляю:
1. Утвердить прилагаемое Положение о федеральном государственном надзоре в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах.
2. Внести в Положение о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденное Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 г. N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 34, ст. 3538; 2005, N 37, ст. 3740; 2006, N 17, ст. 1819; 2007, N 27, ст. 3255; 2008, N 43, ст. 4921; N 47, ст. 5430, 5431; 2009, N 21, ст. 2550; N 36, ст. 4311; 2010, N 20, ст. 2435; N 28, ст. 3656; N 35, ст. 4530; 2011, N 2, ст. 267; N 15, ст. 2082; N 24, ст. 3405; N 28, ст. 4170; N 31, ст. 4708; N 33, ст. 4924; N 48, ст. 6877; 2012, N 10, ст. 1194; N 29, ст. 4074; N 53, ст. 7857; 2013, N 26, ст. 3314; N 30, ст. 4085; N 52, ст. 7137), изменение, изложив подпункт 55 пункта 7 в следующей редакции:
"55) осуществляет федеральный государственный надзор в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, подведомственных Минобороны России, а также на ядерных объектах, на которых осуществляется выполнение заказов в интересах обеспечения обороны Российской Федерации (в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, организациях, осуществляющих деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти, организациях и федеральных ядерных организациях Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом", федеральном государственном бюджетном учреждении "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт", а также в других организациях независимо от организационно-правовой формы и формы собственности);".
3. Правительству Российской Федерации в 6-месячный срок привести свои акты в соответствие с настоящим Указом.
4. Настоящий Указ вступает в силу со дня его подписания.
Президент Российской Федерации | В. Путин |
Москва, Кремль
13 февраля 2014 года
N 79
13 февраля 2014 года
N 79
Положение о федеральном государственном надзоре в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах (утв. Указом Президента РФ от 13 февраля 2014 г. N 79)
1. Настоящим Положением устанавливается порядок организации и осуществления федерального государственного надзора в области ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в области физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах (далее - государственный надзор).
2. Государственный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, их руководителями, иными должностными лицами и уполномоченными представителями этих юридических лиц требований, связанных с обеспечением ядерной и радиационной безопасности при разработке, изготовлении, испытании, эксплуатации, хранении и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и Государственной корпорации по атомной энергии "Росатом" (Госкорпорация "Росатом"), изданными в пределах их полномочий (далее - обязательные требования).
3. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
а) ядерные объекты - организации и воинские части, на территориях которых используются или хранятся ядерные материалы либо размещаются и (или) эксплуатируются ядерное оружие, ядерные энергетические установки военного назначения, стенды - прототипы ядерных энергетических установок военного назначения, исследовательские ядерные установки, предназначенные для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения, пункты хранения ядерных материалов;
б) физическая защита ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах - деятельность, осуществляемая в целях предотвращения диверсий (хищений) в отношении ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов.
4. К ядерным объектам относятся:
а) воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Вооруженные Силы);
б) организации, подведомственные федеральным органам исполнительной власти, и организации, осуществляющие деятельность в сфере ведения федеральных органов исполнительной власти;
в) организации и федеральные ядерные организации Госкорпорации "Росатом";
г) федеральное государственное бюджетное учреждение "Национальный исследовательский центр "Курчатовский институт";
д) иные организации независимо от организационно-правовой формы и формы собственности.
5. Государственный надзор осуществляется центральными органами военного управления Министерства обороны Российской Федерации (Минобороны России) и их подразделениями.
6. Государственный надзор осуществляют следующие должностные лица Минобороны России (далее - должностные лица, осуществляющие государственный надзор):
а) Министр обороны Российской Федерации;
б) заместитель Министра обороны Российской Федерации, должностными обязанностями (должностным регламентом) которого предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
в) руководители центральных органов военного управления, их заместители, должностными обязанностями (должностными регламентами) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
г) военнослужащие центральных органов военного управления, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
д) федеральные государственные гражданские служащие центральных органов военного управления, должностными регламентами которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
е) руководители подразделений, их заместители, должностными обязанностями (должностными регламентами) которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
ж) военнослужащие подразделений, должностными обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора;
з) работники подразделений, трудовыми обязанностями которых предусмотрены полномочия по осуществлению государственного надзора.
7. Государственный надзор осуществляется в отношении:
а) юридических лиц (за исключением организаций Вооруженных Сил) со дня получения юридическим лицом лицензии на осуществление деятельности по использованию ядерных материалов и радиоактивных веществ при проведении работ по использованию атомной энергии в оборонных целях, включая разработку, изготовление, испытание, транспортирование (перевозку), эксплуатацию, хранение, ликвидацию и утилизацию ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения (далее - лицензия), и до дня окончания срока действия лицензии и окончательного удаления ядерных материалов и радиоактивных веществ, использовавшихся в соответствии с лицензией, с территории этого юридического лица;
б) организаций Вооруженных Сил со дня признания их в установленном нормативными правовыми актами Минобороны России порядке организациями, на территориях которых размещены или которые эксплуатируют ядерное оружие, ядерные энергетические установки военного назначения, исследовательские ядерные установки, предназначенные для создания ядерного оружия и (или) ядерных энергетических установок военного назначения, либо пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, используемых при эксплуатации ядерных энергетических установок военного назначения, и до дня передачи ядерного оружия, ядерных энергетических установок военного назначения для ликвидации, утилизации юридическому лицу, выполняющему работы по ликвидации ядерных зарядов и ядерных боеприпасов, или юридическому лицу, выполняющему работы по утилизации атомных подводных лодок, надводных кораблей с ядерными энергетическими установками, либо до дня окончательного удаления ядерных материалов и радиоактивных веществ с территорий этих организаций.
8. Порядок организации и осуществления государственного надзора при разработке технической документации на ядерные заряды и ядерные боеприпасы в рамках реализации тактико-технических заданий (требований) устанавливается совместным решением Минобороны России и Госкорпорации "Росатом" с соблюдением законодательства Российской Федерации о государственной тайне, а порядок организации и осуществления государственного надзора в отношении воинских частей, не являющихся юридическими лицами, - решением Минобороны России.
9. Государственный надзор осуществляется посредством:
а) организации и проведения плановых и внеплановых проверок исполнения юридическими лицами обязательных требований;
б) принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению нарушений обязательных требований и (или) устранению последствий выявленных нарушений обязательных требований;
в) систематического наблюдения за исполнением юридическими лицами обязательных требований;
г) анализа и прогнозирования состояния исполнения юридическими лицами обязательных требований.
10. Сроки и последовательность проведения административных процедур Минобороны России при осуществлении государственного надзора, порядок взаимодействия между структурными подразделениями Минобороны России, их должностными лицами, а также порядок взаимодействия Минобороны России, юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления при осуществлении государственного надзора определяются административными регламентами исполнения государственных функций, разрабатываемыми и утверждаемыми в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
11. Плановые и внеплановые проверки исполнения юридическими лицами обязательных требований проводятся в форме документарной проверки и (или) выездной проверки, а в отношении исполнения юридическими лицами обязательных требований на ядерных объектах - только в форме выездной проверки.
12. Предметом плановой проверки является исполнение юридическим лицом требований, связанных с деятельностью по обеспечению ядерной и радиационной безопасности в сфере разработки, изготовления, испытания, эксплуатации, хранения и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения и в сфере физической защиты ядерных материалов, ядерных установок и пунктов хранения ядерных материалов на ядерных объектах (далее - установленная сфера деятельности).
13. Предметом внеплановой проверки является исполнение юридическим лицом обязательных требований, а также исполнение предписаний должностного лица, осуществляющего государственный надзор. Предписание - обязательный для исполнения документ, направленный (врученный) юридическому лицу и содержащий законные требования об устранении выявленных нарушений обязательных требований с указанием сроков их устранения и (или) о проведении мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни или здоровью граждан, окружающей среде, имуществу юридических лиц, государственному имуществу, по обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера, связанных с нарушениями обязательных требований, о проведении других мероприятий, предусмотренных федеральными законами.
14. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, а также документы, используемые юридическим лицом в установленной сфере деятельности и связанные с исполнением обязательных требований и предписаний.
15. Если после рассмотрения представленных юридическим лицом в ходе проведения документарной проверки предусмотренных законодательством Российской Федерации документов и анализа данных им пояснений (либо при отсутствии таких пояснений) Минобороны России установит признаки нарушения юридическим лицом обязательных требований, должностные лица, осуществляющие государственный надзор, проводят выездную проверку.
16. Предметом выездной проверки являются:
а) содержащиеся в документах юридического лица сведения, связанные с исполнением им обязательных требований;
б) соответствие работников юридического лица и военнослужащих воинских частей, являющихся юридическими лицами, обязательным требованиям;