Одобрить прилагаемую программу развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года.
Председатель Правительства Российской Федерации | В. Путин |
Москва
7 октября 2010 г.
N 1696-р
Программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (одобрена распоряжением Правительства РФ от 7 октября 2010 г. N 1696-р)
I. Предпосылки развития
В современных условиях глобализации и интеграции мирового сообщества и с учетом перспектив экономического и социального развития Российской Федерации программа развития федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" до 2020 года (далее - Программа) как уникального научно-образовательного комплекса направлена на поддержание конкурентоспособности России в глобальном соревновании инновационных обществ и экономик, основанных на знаниях.
Программа основывается на Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, ежегодных посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, позитивном опыте ведущих университетов мира и учитывает уникальные особенности и потенциал старейшего вуза России, учрежденного Указом Петра I от 22 января 1724 г.
Программа базируется на ценностях, сложившихся и оберегаемых в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет" (далее - Санкт-Петербургский университет), и является естественным продолжением программы инновационного развития, реализованной в 2006 - 2007 годах в рамках приоритетного национального проекта "Образование".
Программа направлена на обеспечение лидерства Санкт-Петербургского университета в образовательной и научной областях. Показатели, достигнутые Санкт-Петербургским университетом, могут стать ориентирами, определяющими направления и уровни развития российских вузов и всей системы образования Российской Федерации.
II. Характеристика Санкт-Петербургского университета в 2010 году
Текущее состояние Санкт-Петербургского университета характеризуют фундаментальность научных исследований, основанная на традициях около 100 научных школ, качество и непрерывность разных уровней подготовки, междисциплинарность подходов в образовании и науке, а также активное участие преподавателей и студентов в международных проектах.
Общее число научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета составляет около 5000 человек, среди них 43 члена государственных академий наук, свыше 1200 докторов наук, свыше 2500 кандидатов наук. Количество студентов, аспирантов, докторантов и соискателей составляет около 30 тыс. человек.
Санкт-Петербургский университет реализует программы среднего (полного) общего, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования, а также дополнительного профессионального образования. Образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования реализуются на основе самостоятельно устанавливаемых образовательных стандартов и требований. К настоящему моменту утверждены образовательные стандарты для 70 образовательных программ.
Одной из характеристик международных позиций Санкт-Петербургского университета является интерес к обучению со стороны иностранных граждан. В 2009 - 2010 учебном году в Санкт-Петербургском университете по основным образовательным программам обучались около 1000 иностранных граждан.
Санкт-Петербургский университет представлен в престижных международных университетских и профессиональных ассоциациях и организациях и сотрудничает с различными университетами мира в рамках более чем 200 договоров. Около 500 научно-педагогических работников Санкт-Петербургского университета являются почетными профессорами зарубежных университетов.
Санкт-Петербургский университет обладает уникальным среди российских вузов опытом реализации совместных с рядом европейских и американских университетов образовательных программ. Пять образовательных программ аккредитованы ведущими международными профессиональными ассоциациями.
Важными элементами инфраструктуры для инновационного развития и формирования системы доступности интеллектуального потенциала Санкт-Петербургского университета для решения научно-технических и социально-экономических задач являются ресурсные центры - структурные подразделения, оснащенные современным научным оборудованием, в задачу которых входит обеспечение образовательных программ и научных исследований.
За последние 15 лет в Санкт-Петербургском университете созданы и успешно работают следующие ресурсные центры:
междисциплинарный ресурсный центр в области нанотехнологий;
центр биоакустики и сенсорных систем;
центр микроскопии и микроанализа;
лингафонная лаборатория;
центр применения вычислительной техники в гуманитарных исследованиях;
учебный комплекс теле- и радиовещания;
учебно-научный комплекс высокопроизводительных вычислений (многоуровневая система кластеров);
научно-методический центр анализа ультраструктур и молекулярного состава биологических объектов.
Центром информационно-библиотечного обеспечения исследовательской и образовательной деятельности Санкт-Петербургского университета является научная библиотека. В фондах библиотеки собраны около 7 млн. книг и рукописей, пользователям предоставляется доступ более чем к 100 тыс. электронных источников, включая научные журналы, монографии, диссертации и справочные издания.
В 2009 году Санкт-Петербургскому университету в соответствии с Федеральным законом "О Московском государственном университете имени М.В. Ломоносова и Санкт-Петербургском государственном университете" предоставлена высокая степень автономии с правом выдачи дипломов собственного образца и установления собственных образовательных стандартов, что открывает перед Санкт-Петербургским университетом принципиально новые возможности развития.
III. Стратегическая цель Программы
Стратегической целью Программы являются вхождение Санкт-Петербургского университета в мировую элиту классических университетов и комплексное исследовательское и образовательное обеспечение государственной политики инновационного развития Российской Федерации, что предопределяет Санкт-Петербургский университет как:
научно-образовательный комплекс, обеспечивающий эффективную интеграцию научно-исследовательской деятельности и программ подготовки высококвалифицированных специалистов с высоким уровнем готовности к самостоятельной практической профессиональной деятельности;
образовательный институт, имеющий признание в России и за рубежом, подтверждаемый глобальными рейтингами;
интеллектуальный центр, распространяющий свой позитивный опыт в образовательной, учебно-методической, научно-исследовательской и воспитательной деятельности;
центр разработки, исполняющий государственные заказы в области инновационного развития, аналитики, научного, экспертного и правового обеспечения структурной диверсификации экономики и обеспечивающий устойчивое функционирование государственных и общественных институтов.
IV. Приоритетные направления Программы
С учетом приоритетов модернизации экономики и технологического развития, определенных в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации на 2010 год, а также имеющегося интеллектуального, кадрового и материально-технического потенциала Санкт-Петербургского университета, партнерских связей в России и за рубежом и современных тенденций в развитии мировой науки в Санкт-Петербургском университете выделяются следующие приоритетные направления:
нанотехнологии и материаловедение;
биомедицина и здоровье человека;
информационные системы и технологии;
экология и рациональное природопользование;
социальные исследования и технологии;
управленческие кадры и технологии.
Развитие каждого из приоритетных направлений должно служить модернизации системы подготовки выпускников и воспроизводства научных кадров нового поколения и определению перспективных векторов научных исследований.
Развитие приоритетных направлений предусматривает завершение создания системы университетских образовательных стандартов и требований, обеспечивающих университетскую норму качества подготовки выпускников и гарантирующих высокую профессиональную квалификацию обладателей университетского диплома собственного образца, рост количества выпускников высшей квалификации (магистратура, аспирантура), а также существенное развитие внутрироссийской и международной академической мобильности обучающихся и научно-педагогических работников.
Нанотехнологии и материаловедение
Планируется дальнейшее развитие фундаментальных и прикладных исследований в области нанотехнологий и материаловедения на основе имеющихся в Санкт-Петербургском университете инновационных технологических разработок мирового уровня, ультрасовременной приборной базы, на которой уже реализуется более 50 исследовательских проектов. Основные усилия будут сосредоточены на изучении и использовании методов производства и применения продуктов с заданной структурой путем контролируемого манипулирования отдельными атомами (молекулами) и применения новых материалов с ранее неизвестными или недостижимыми свойствами.