Структура ООП бакалавриата
Код УЦ ООП | Учебные циклы, разделы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, а также учебников и учебных пособий | Коды формируемых компетенций |
Б.1 | Гуманитарный, социальный и экономический циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:- основные разделы и направления философии;- методы и приемы философского анализа проблем;- основные закономерности исторического процесса;- этапы исторического развития России;- место и роль России в истории человечества и в современном мире;- лексический минимум иностранного языка общего и профессионального характера;- основные положения экономической науки;уметь:- самостоятельно анализировать социально- политическую и научную литературу;- планировать и осуществлять свою деятельность с учетом результатов этого анализа;- решать практические задачи экономического анализа в сфере профессиональной деятельности;владеть:- навыками письменного аргументированного изложения собственной точки зрения;- навыками публичной речи, аргументации, ведения дискуссии и полемики,практического анализа логики различного рода рассуждений;- навыками критического восприятия информации;- иностранным языком в объеме, необходимом для получения информации профессионального содержания из зарубежных источников;- методами оценки экономических показателей применительно к объектампрофессиональной деятельности. | 30 - 35 15 - 20 | ФилософияИсторияИностранный язык Экономика | ОК-1, 2, 5, 8 - 14;ПК-22 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.2 | Математический и естественнонаучный циклБазовая частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:- основные понятия и положения разделов высшей математики, которые будут использоваться в профессиональной деятельности;- основные положения информатики, дающие возможность использования информационно-коммуникационных технологий;- основные физические и химические явления и процессы на которых основаны принципы действия объектов профессиональной деятельности и средств контроля и измерения;- основные понятия и законы статики, кинематики, динамики и аналитической механики;- глобальные проблемы окружающей среды и принципы рационального использования природных ресурсов;- основные закономерности техногенного воздействия на окружающую среду; уметь:- использовать математические методы в технических приложениях;- использовать для решения прикладных задач основные физические и химические законы и понятия;- использовать стандартные пакеты прикладных программ для решения практических задач на ПК, внешние и внутренние сетевые ресурсы и базы данных;- использовать основные понятия, законы и модели механики;- выбирать технические средства и технологии с учетом экологических последствий их применения;владеть:- методами решения алгебраических и обыкновенных дифференциальных уравнений;- основными приемами обработки экспериментальных данных;- основными методами работы на ПК с прикладными программными средствами, средствами компьютерной графики;- навыками описания основных физических и химических явлений и решения типовых задач. | 70 - 80 35 - 40 | Высшая математикаИнформатикаФизикаХимияТеоретическая механикаЭкология | ОК-1 - 3, 11, 15;ПК-2, 3, 14, 18 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | ||||
Б.3 | Профессиональный циклБазовая(общепрофессиональная) частьВ результате изучения базовой части цикла обучающийся должен: знать:- методы построения технических изображений и решения инженерно- геометрических задач на чертеже;- основы и правила выполнения и оформления графической и текстовой конструкторской документации;- средства современной компьютерной графики;- физические основы материаловедения, технологии получения и обработкимашиностроительных материалов;- основные понятия и законы механики материалов и конструкций;- основы теории надежности; устройство, принцип действия, области применения простейших механических машин и механизмов;- теоретические основы метрологии средств измерения;- устройство, принцип действия, области применения основных электротехнических и электронных устройств и электроизмерительных приборов;- основные законы и понятия гидродинамики и гидростатики;- законы термодинамики, основные закономерности термодинамических процессов в энергетических установках;- основные положения теории управления;- основные принципы обеспечения безопасности на производстве и в быту;уметь:- представить графические и текстовые конструкторские документы в соответствии с требованиями стандартов;- выбрать материалы с учетом условий функционирования оборудования;- проводить различные расчеты элементов конструкций с применением справочной литературы;- использовать технические средства для контроля рабочих процессов;- использовать инструкции, описания, технические паспорта о работе устройств и установок;- решать отдельные теплогидравлические задачи применительно к различным элементам энергоустановок;владеть:- простейшими графическими пакетами программ;- некоторыми экспериментальными методиками и техникой материаловедческих исследований;методикой прочностного расчета основных элементов энергетического оборудования;- навыками измерения основных физических параметров;- методикой расчета простейших механизмов и электрических цепей;- навыками термодинамических и гидравлических расчетов с применением справочной литературы;- основами физиологии труда и комфортных условийжизнедеятельности в техносфере. | 110 - 120 55 - 60 | Начертательная геометрияИнженерная графикаМатериаловедениеТехнология конструкционных материаловМеханика материалов и конструкцийДетали машин и основы конструированияМетрология, стандартизация и сертификацияЭлектротехника и электроникаМеханика жидкости и газаТермодинамикаУправление техническими системамиБезопасность жизнедеятельности | ОК-1 - 4, 6, 7, 10-12, 14;ПК-1 - 22, 24 |
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза в соответствии с профилями подготовки) | ||||
Б.4 | Физическая культура | 2 | ОК-16 | |
Б.5 | Учебная и производственная практики практические умения и навыки определяются ООП вуза | 8 - 12 | ОК-1, 3, 4, 6, 7, 11;ПК-1, 2, 4 - 7, 11, 13, 15 - 17, 19 - 21, 23, 24 | |
Б.6 | Итоговая государственная аттестация | 12 | ОК-1, 2, 6, 7, 10 - 12, 14;ПК-1 - 4, 6 - 14, 19, 22 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 240 |
______________________________
*Трудоемкость циклов Б.1, Б.2, Б.3 и разделов Б.4, Б.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций
VII. Требования к условиям реализации основных образовательных программ бакалавриата
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки бакалавриата, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, предметов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Высшие учебные заведения обязаны регулярно обновлять основные образовательные программы с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП бакалавриата должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (например, компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности. Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (компьютерных симуляций, деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин. В целом в учебном процессе они должны составлять не менее 20 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп студентов должны составлять не более 40 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной увязке с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Основная образовательная программа должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам Б.1, Б.2 и Б.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливает Ученый совет вуза.
7.6. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся должен составлять не более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению основной образовательной программы и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин должен быть не более 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.7. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении основной образовательной программы в очной форме обучения составляет 30 академических часов. В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.8. В случае реализации ООП бакалавриата в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.9. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7-10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
В высших учебных заведениях, в которых предусмотрена военная и/или правоохранительная служба, продолжительность каникулярного времени обучающихся определяется в соответствии с нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок прохождения службы**.
7.10. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью 2 зачетные единицы реализуется при очной форме обучения, как правило, в объеме 400 часов, при этом объем практической, в том числе игровых видов, подготовки должен составлять не менее 360 часов.
7.11. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.12. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.13. Программа бакалавриата вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по дисциплинам (модулям) базовой части, а также по дисциплинам (модулям) вариативной части, рабочие программы которых предусматривают цели формирования у обучающихся соответствующих умений и навыков.
7.14. Обучающиеся имеют следующие права и обязанности:
обучающиеся имеют право в пределах объема учебного времени, отведенного на освоение дисциплин (модулей) по выбору, предусмотренных ООП, выбирать конкретные дисциплины (модули);
при формировании своей индивидуальной образовательной программы обучающиеся имеют право получить консультацию в вузе по выбору дисциплин (модулей) и их влиянию на будущий профиль подготовки;
обучающиеся при переводе из другого высшего учебного заведения при наличии соответствующих документов имеют право на перезачет освоенных ранее дисциплин (модулей) на основании аттестации;
обучающиеся обязаны выполнять в установленные сроки все задания, предусмотренные ООП вуза.
7.15. Раздел основной образовательной программы бакалавриата "Учебная и производственная практики" является обязательным и представляет собой вид учебных занятий, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся.
Конкретные виды практик определяются ООП вуза. Цели и задачи, программы и формы отчетности определяются вузом по каждому виду практики.
Практики могут проводиться в сторонних организациях или на кафедрах и в лабораториях вуза (учебная практика), обладающих необходимым кадровым и научно-техническим потенциалом. Аттестация по итогам практики - зачет.
Разделом учебной практики может являться научно-исследовательская работа обучающегося. В случае ее наличия при разработке программы научно-исследовательской работы высшее учебное заведение должно предоставить возможность обучающимся:
изучать специальную литературу и другую научно-техническую информацию, достижения отечественной и зарубежной науки и техники в соответствующей области знаний;
участвовать в проведении научных исследований или выполнении технических разработок;
осуществлять сбор, обработку, анализ и систематизацию научно-технической информации по теме (заданию);
принимать участие в стендовых и промышленных испытаниях опытных образцов (партий) проектируемых изделий;
составлять отчеты (разделы отчета) по теме или ее разделу (этапу, заданию);
выступить с докладом на конференции.
7.16. Реализация ООП бакалавриата должна обеспечиваться научно-педагогическими кадрами, имеющими, как правило, базовое образование, соответствующее профилю преподаваемой дисциплины, и систематически занимающимися научной и (или) научно-методической деятельностью.
Доля преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, в общем числе преподавателей, обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе, должно быть не менее 60 процентов, ученую степень доктора наук (в том числе степень, присваиваемую за рубежом, документы о присвоении которой прошли установленную процедуру признания и установления эквивалентности) и (или) ученое звание профессора должны иметь не менее шести процентов преподавателей.
Преподаватели профессионального цикла должны иметь базовое образование и/или ученую степень, соответствующие профилю преподаваемой дисциплины. Не менее 60 процентов преподавателей (в приведенных к целочисленным значениям ставках), обеспечивающих учебный процесс по профессиональному циклу, должны иметь ученые степени или ученые звания. К образовательному процессу должно быть привлечено не менее пяти процентов преподавателей из числа действующих руководителей и работников профильных организаций, предприятий и учреждений.
До 20 процентов от общего числа преподавателей, имеющих ученую степень и (или) ученое звание, может быть заменено преподавателями, имеющими стаж практической работы по данному направлению на должностях руководителей или ведущих специалистов более 10 последних лет.
7.17. Основная образовательная программа должна обеспечиваться учебно-методической документацией и материалами по всем учебным курсам, дисциплинам (модулям) основной образовательной программы. Содержание каждой из таких учебных дисциплин (модулей) должно быть представлено в сети Интернет или локальной сети образовательного учреждения.
Внеаудиторная работа обучающихся должна сопровождаться методическим обеспечением и обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Каждый обучающийся должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронно-библиотечной системе, содержащей издания учебной, учебно-методической и иной литературы по основным изучаемым дисциплинам и сформированной на основании прямых договоров с правообладателями.
Библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными и/или электронными изданиями основной учебной литературы по дисциплинам базовой части всех циклов, изданными за последние 10 лет (для дисциплин базовой части гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет), из расчета не менее 25 экземпляров таких изданий на 100 обучающихся.
Фонд дополнительной литературы помимо учебной литературы должен включать официальные, справочно-библиографические и специализированные периодические издания в расчете 1 - 2 экземпляра на 100 обучающихся.
Электронно-библиотечная система должна обеспечивать возможность индивидуального доступа для каждого обучающегося из любой точки, в которой имеется доступ к сети Интернет.
Оперативный обмен информацией с отечественными и зарубежными вузами и организациями должен осуществляться с соблюдением требований законодательства Российской Федерации об интеллектуальной собственности и международных договоров Российской Федерации в области интеллектуальной собственности. Для обучающихся должен быть обеспечен доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
7.18. Ученый совет высшего учебного заведения при введении ООП бакалавриата утверждает размер средств на реализацию соответствующих основных образовательных программ.