способностью и готовностью осуществлять связь со средствами массовой информации, образовательными учреждениями и учреждениями культуры (филармониями, концертными организациями, агентствами), различными слоями населения с целью пропаганды достижений в области искусства и культуры (ПК-33);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки в организации и подготовке творческих проектов (ПК-34);
способностью и готовностью применять полученные знания, навыки и личный творческий опыт в культурно-просветительской деятельности (ПК-35).
VI. Требования к структуре основной образовательной программы подготовки специалиста
6.1. ООП подготовки специалиста предусматривают изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический цикл;
общепрофессиональный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и вариативную, устанавливаемую вузом. Вариативная часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений, навыков и компетенций, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин (модулей) и дисциплин специализаций, позволяет обучающимся получить углубленные знания и навыки для успешной профессиональной деятельности и (или) продолжения профессионального образования в аспирантуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть гуманитарного, социального и экономического цикла должна предусматривать изучение следующих обязательных дисциплин: "История", "Философия", "Иностранный язык".
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна предусматривать изучение дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".
Таблица 2
Код УЦ ООП | Учебные циклы и проектируемые результаты их освоения | Трудоемкость (зачетные единицы)* | Перечень дисциплин для разработки примерных программ, учебников и учебных пособий | Код формируемых компетенций |
С.1 | Гуманитарный, социальный и экономический цикл | 36 | ||
Базовая часть | 32 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основные закономерности взаимодействия человека и общества, общества и культуры, исторического развития человечества, основные философские категории и проблемы человеческого бытия;лексический минимум иностранного языка в объеме не менее 4000 учебных лексических единиц общего и терминологического характера, культуру и традиции стран изучаемого языка, правила речевого этикета, основные особенности официально-делового, научного стиля, стиля художественной литературы;основные эпохи мировых цивилизаций, типы цивилизаций в древности, понятие "первобытное общество", его место в человеческой истории, эпоху античности, место средневековья во всемирно-историческом процессе, его хронологические рамки и периодизацию, западно- и восточноевропейские варианты средневекового исторического развития, историю нового времени, его хронологические рамки и периодизацию, европейскую цивилизацию и традиционные общества Америки, Азии и Африки; возникновение и развитие колониальной системы, место XX века во всемирно-историческом процессе, основные проблемы и процессы развития современной цивилизации;стили современного русского литературного языка, языковую норму, ее роль в становлении и функционировании литературного языка, речевое взаимодействие, основные единицы общения, устную и письменную разновидности литературного языка, нормативные, коммуникативные, этические аспекты устной и письменной речи, функциональные стили современного русского языка, взаимодействие функциональных стилей, научный стиль, специфику использования элементов различных языковых уровней в научной речи, речевые нормы учебной и научной сфер деятельности, официально-деловой стиль, сферу его функционирования, жанровое разнообразие, языковые формулы официальных документов, приемы унификации языка служебных документов, интернациональные свойства русской официально-деловой письменной речи, язык и стиль распорядительных документов, язык и стиль коммерческой корреспонденции, язык и стиль инструктивно- методических документов, рекламу в деловой речи, правила оформления документов, речевой этикет в документе, жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в публицистическом стиле, особенности устной публичной речи, основы ораторского искусства, основные виды аргументов, условияфункционирования разговорной речи, роль внеязыковых факторов, культуру речи, основные направления ее совершенствования;основные произведения литературы эпох Античности, Средневековья, Возрождения, Классицизма,Просвещения, Романтизма,произведения реалистическойлитературы, основные художественные системы и идеологические направления литературы XX-XXI веков;роль государства и права в жизни общества, основные правовые системы современности, отрасли права, международное право как особую систему права, Конституцию Российской Федерации, систему органов государственной власти в Российской Федерации, основы конституционного, международного, гражданского, административного, семейного, трудового, экологического, уголовного права;общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили;теорию искусства и ее влияние на практику;трактаты по художественной теории;специфику отдельных видов искусства и проблему их синтеза;символы и аллегории в искусстве, основные категории эстетики,эстетическое сознание и его структуру, основные сферы эстетической деятельности, эстетические основы искусства и его отдельных видов;основы законодательства в сфере обеспечения интеллектуальных прав на произведения науки, литературы и искусства - о субъекте и объекте права, соавторстве, о праве на неприкосновенность произведения искусства, его защиту от искажений;историю и специфику менеджмента в области культуры и искусства;уметь:анализировать мировоззренческие, социально и личностно значимые философские проблемы, использовать полученные теоретические знания о человеке, обществе, культуре в учебной и профессиональной деятельности;использовать различные формы, виды устной и письменной коммуникации на родном и иностранных языках в учебной и профессиональной деятельности,реализовывать словесное выступление (выбор темы, цель речи, поиск материала, начало, развертывание и завершение речи), аннотировать, реферировать, переводить специальную литературу, вести переговоры по профессиональной тематике;осмысливать развитие искусства и образования в историческом контексте, в том числе в связи с общим развитием гуманитарных знаний, с религиозными, философскими,эстетическими идеями конкретного исторического периода, отраженными в том числе и в литературных произведениях;собирать нормативную и фактическую информацию, имеющую значение для реализации правовых норм в профессиональной деятельности, анализировать юридические нормы и правовые отношения, являющиеся объектами профессиональной деятельности;составлять целостное представление об эстетических ценностях, их роли в творческой самореализации человека и повседневной его жизни, понимать роль искусств в человеческой жизнедеятельности, пользоваться эстетическими категориями при анализе профессиональных проблем;применять экономическую терминологию, лексику и основные экономические категории;владеть:технологиями приобретения, использования и обновлениясоциогуманитарных знаний, навыками рефлексии, самооценки, самоконтроля; различными способами вербальной и невербальной коммуникации;навыками грамотного письма, разговорной и письменной речи на родном и иностранном языках, навыками публичного выступления на русском языке, основами публичной речи, достаточным запасом лексики для подготовки публикаций и ведения переписки;основами правовых знаний, в том числе, авторского права, достаточными для соблюдения законодательства в профессиональной деятельности; навыками целостного осмысления явлений искусства. | ФилософияИностранный языкИсторияРусский язык и культура речиИстория русской и зарубежной литературыОсновы праваЭстетика и теория искусстваАвторское правоОсновы менеджмента | ОК-1ОК-3ОК-5ОК-7ОК-8ОК-9ОК-10ОК-11ОК-12ОК-13ОК-14ОК-9 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 4 | |||
С.2. | Общепрофессиональный цикл | 71 | ||
Базовая часть | 62 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:основы математического анализа, элементарные функции, логарифмы, степени, арифметические корни, понятие о пределах, производные функции, интегрирование, числовые ряды, функциональные ряды (ряды Тейлора, Фурье);основные законы, описывающие поведение колебательных систем и волновых полей, законы электродинамики, основы схемотехники;основные этапы становления и развития истории звукозаписи, предпосылки появления основных звуковых форматов и технологий;существующие звуковые информационные технологии, в том числе современные звуковые форматы, приемы работы с соответствующей аппаратурой, основные принципы работы компьютерной звуковой станции на базе различных операционных систем, различные форматы аудиофайлов, принципы работы аудиоредакторов, особенности воздействия на художественное качество звука различных цифровых обработок, теоретические основы цифровых технологий;историю становления и развития оркестра, основные виды составов оркестровых коллективов, историю развития оркестрового инструментария, особенности различных рассадок оркестровых коллективов, особенности инструментария, составов, манеры исполнения, примеры применения электронных компонентов, особенности исполнительских направлений;оркестровые и хоровыепроизведения различных форм и жанров, существующие переложения, особенности оркестрового письма композиторов различных эпох и национальных школ, различные виды партитурной нотации, правила записи оркестровых и хоровых партитур;основные исторические периоды развития музыкальной культуры, историю отечественной и зарубежной музыки, основные этапы эволюции художественных стилей, композиторское творчество в культурно-эстетическом и историческом контексте, жанры и стили оркестровой музыки;теоретические основы музыкального искусства: элементы музыкального языка, основные этапы исторического развития гармонии;принципы музыкально-теоретического и исполнительского анализа;основные этапы исторического развития и законы полифонии, основы истории и теории полифонии, строения полифонических форм;инструменты симфонического,народного и эстрадного оркестров, тембровые характеристики, технические возможности инструментов;основы инструментовки, различные способы записи музыки разных исторических периодов, особенности оркестрового мышления как важнейшей составляющей композиторского стиля, особенности оркестрового стиля композиторов- классиков, романтиков и современных мастеров оркестра, различные системы записи партитуры, свойственные музыке разных исторических периодов; общие законы развития искусства: виды, формы, направления и стили, специфику отдельных видов искусства, основы художественного языка искусства, общую периодизацию и представление об основных эпохах развития мирового искусства,искусство отдельных стран и регионов, факты, события, важнейшие памятники художественной культуры и творческие портреты мастеров;уметь:выполнять действия с числами и математическими выражениями,применять определения основных математических понятий при решении задач;применять знание основных принципов устройства, работы и построения современных электронных приборов, используемых при записи и воспроизведении звука;разбираться в наиболее важных этапах развития звукозаписи;коммутировать аналоговые и цифровые источники звукового сигнала с компьютерной звуковой станцией, пользоваться основными современными аудиоредакторами, конвертировать, импортировать и экспортировать звуковые файлы различных форматов;определять на слух оркестровый состав и расположение оркестровых групп, определять на слух сбалансированность групп оркестра;ориентироваться в партитурах и оптимально редуцировать многоголосную оркестровую фактуру применительно к возможностям фортепиано в процессе чтения с листа;рассматривать музыкальное произведение или музыкально-историческое событие в динамике исторического, художественного и социально-культурного процессов;анализировать на слух развернутые гармонические последовательности, самостоятельно гармонизовать мелодию;применять теоретические знания при анализе музыкальных произведений или других феноменов музыкальной культуры, различать при анализе музыкального произведения общие и частные закономерности его построения и интерпретации исполнителем, выполнять сравнительный анализ различных редакций и интерпретаций музыкального произведения;исполнять на фортепиано музыкальные произведения различных стилей и жанров, читать с листа музыкальные произведения, использовать владение фортепиано для теоретического анализа музыкального произведения, в том числе оркестровых и хоровых партитур;различать основные полифонические формы и жанры в творчестве зарубежных и русских композиторов;определять на слух, применять на практике знание особенностей и специфики инструментов симфонического, народного и эстрадного оркестров;выполнять переложения музыки для различных составов, определять оркестровые стили композиторов различных эпох и национальных школ;петь по цифровке, сольфеджировать сложные интонационные и ритмические мелодии, сольфеджировать с листа, сочинять фрагменты и целые пьесы на собственные или заданные музыкальные темы в курсе гармонии и полифонии;владеть:знаниями основных математических понятий, навыками применения полученных знаний в решении математических задач, возникающих в практике работы по специальности; необходимым объемом знаний в области физики и электроники для использования в профессиональной деятельности специального оборудования;навыками работы с программным обеспечением на базе различных операционных систем;методами анализа акустического результата расположения оркестровых групп;основами анализа оркестровых партитур, навыками переложения музыки для различных составов оркестра;профессиональным понятийным аппаратом в области истории и теории музыки, навыками использования музыковедческой литературы в процессе обучения;навыками гармонического и полифонического анализа музыкальных произведений;методами и навыками анализа музыкальных произведений;художественно выразительным исполнением на фортепиано произведений различных стилей и жанров на уровне, достаточном для решения задач в творческой деятельности;навыками целостного слышания партитуры;навыками аранжировки, правилами и способами переложения произведения;навыками пения соло и с аккомпанементом;развитой способностью к чувственно-художественному восприятию мира, к образному мышлению. | Основы прикладной математикиОсновы физики и электроникиИстория звукозаписиЦифровые аудиотехнологииИстория оркестровых стилейЧтение партитурИстория музыки (зарубежной, отечественной) ГармонияМузыкальная формаФортепианоПолифонияИнструментоведениеИнструментовкаСольфеджиоИстория искусства (изобразительного, театрального, кино, архитектуры) | ОК-6ПК-1 - ПК-14ПК-27ПК-28ПК-29ПК-30 | ||
Вариативная часть(знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 9 | |||
С.3 | Профессиональный цикл | 159 | ||
Базовая часть цикла | 147 | |||
В результате изучения базовой части цикла обучающийся должен:знать:специфику работы звукорежиссера, теоретические основы профессии, выразительные средства звукозаписи, принципы и приемы звукорежиссуры, полный цикл работы со звуком в процессе создания звукового образа;порядок и технологию проведения записи в студии, проведения трансляций, технологию звукоусиления, приемы работы с микшерным пультом, микрофонами, процессорами эффектов, основные параметры оценки осуществляемой работы (музыкальный баланс, тембры, пространственное впечатление, качество музыкального исполнения, технические помехи), художественные особенности записи музыки различных жанров (стилей и эпох);параметры оценочного протокола фонограмм, особенности звучания фонограмм различных музыкальных стилей и жанров, особенности звучания фонограмм различных периодов развития и становления звукозаписи как искусства;виды звуковых полей, основные термины и определения (звуковое давление, интенсивность, импеданс, уровни), электроакустические преобразователи, их классификация и область применения, электроакустические измерения, их методы и стандарты, основы архитектурной акустики, акустика студий звукозаписи и аппаратных, цифровые процессоры управления акустическими характеристиками звукового поля в помещении, системы пространственного звуковоспроизведения;принципы акустических процессов в закрытых помещениях, акустическое качество помещений, методыуправления акустикой помещений, общие сведения о теорииэлектромеханического преобразования, свойства и особенности зрительного и слухового восприятия, физические основы возникновения ираспространения звуковых волн, звуковых явлений, структуру слуховой системы человека, законыпсихоакустического восприятия звука, классификацию, акустическиеособенности музыкальныхинструментов и человеческого голоса, связь объективных и субъективных параметров оценки акустикипомещений, особенности акустики концертных и театральных залов, компьютерное моделирование акустики помещений, устройство электромузыкальных инструментов;тракт звукопередачи, основные параметры, микрофоны игромкоговорители (устройство и принцип работы разных типов микрофонов и громкоговорителей), методы измерений в трактах звукопередачи (уровень передачи звукового сигнала, амплитудно-частотные характеристики (АЧХ), нелинейные искажения, шумы и помехи), микшерные пульты(назначение и структура, диаграмма уровней, классификация), устройства обработки звукового сигнала и их классификацию, системы коммутации (коммутационные панели, различные виды кабелей, их распайку), аналоговую и цифровую запись звука, современные звуковые форматы и стандарты носителей информации;различные виды шумов, разделение АЧХ по полосам, принцип работы процессоров динамической обработки сигнала;специфику записи литературно-драматических спектаклей, особенности записи человеческой речи;технологию монтажной практики, основы коммутации оборудования, технологию музыкального монтажа звука (в стерео, многодорожечной записи), программы для монтажа;технологию сведения в различных форматах, особенности сведения музыки различных стилей,программное обеспечение для проведения данного вида работ, процессоры эффектов и динамической обработки;классификацию и принципы построения систем звукоусиления, причины возникновения акустической обратной связи и способы ее устранения, методы измерений и субъективной оценки системзвукоусиления, специфику озвучивания музыки различных жанров, работы на различных площадках (концертный зал, клуб, открытая площадка),архитектурную акустику, специфику составления райдеров, технологию задержек, наиболее распространенные виды оборудования, используемые для озвучивания различных площадок;структуру радиовещания и телевидения, требования к выходному сигналу, организацию оперативной работы, технологию создания звукового ряда к кино-, видеофильмам, телевизионным программам, организация кинопроизводства видеопрограмм, организационную структуру телестудии;методику выживания в экстремальных ситуациях, основы гражданской обороны, требования безопасности жизнедеятельности в учебном процессе и профессиональной деятельности;технологию реставрации фонограмм, программное обеспечение для реставрации фонограмм;методику преподавания специальных дисциплин для будущих практиков с учетом специфики предстоящей профессиональной деятельности звукорежиссера;основные характеристики отечественной и зарубежных систем образования, суть различных школ и систем в преподавании музыкальных дисциплин, особенности их становления и развития, цели, содержание, структуру образования, образовательную, воспитательную и развивающую функции обучения, роль воспитания в педагогическом процессе, общие формы организации учебной деятельности, методы, приемы, средства организации и управления педагогическим процессом, специфику музыкально-педагогической работы в группах разного возраста,методическую литературу, основы планирования учебного процесса;уметь:мыслить звуковыми образами, находить оптимальные по выразительности варианты звучания, воплощать творческие задачи соавторов в создаваемом звуковом образе, сохранять жанровые и стилистические характеристики музыкального произведения при переносе его в фонограмму, работать с коллективом, достигать поставленного результата;настраивать аппаратную для проведения записи в студии, трансляции и звукоусиления (проверка основных технических средств звукового тракта), осуществлять запись с применением различных технологий (стерео, многодорожечная, сурраунд), объективно оценивать качество звучания, осуществлять руководство работой технического персонала, создавать атмосферу сотворчества с исполнителем;производить экспертную оценку фонограмм, используя накопленный слуховой опыт и знания, оценивать звучание фонограммы стилю музыкального произведения, определять недостатки фонограмм и методы их исправления;пользоваться электроакустическими преобразователями во всех областях применения (микрофоны, громкоговорители), правильно интерпретировать данные измерителей уровней,субъективно оценивать качество звучания акустической аппаратуры, применять полученные знания при конструировании электроакустического тракта, конструировать различные микрофонные системы для получения стереозвучания или surround sound;давать исчерпывающее объяснение процессов формирования звукового поля в помещениях, оценивать акустические параметры различных музыкальных инструментов и человеческого голоса, акустические свойства различных помещений и их влияние на звуковой образ, оценивать технические параметры и качественные характеристики оборудования звукозаписи, воспроизведения и обработки звуковых сигналов;определять на слух любые изменения АЧХ, степень динамической обработки сигнала;спланировать звукозапись спектакля, разметить мизансцены, продумать шумовое сопровождение; осуществлять монтаж музыкального произведения, составлять монтажный лист;сводить различные группы инструментов и отдельные инструменты в единый музыкальный образ, с учетом художественного замысла автора, пользоваться различными процессорами эффектов и динамической обработки звука;работать в различных условиях, как в залах, так и на открытом воздухе, оперативно работать с большим количеством микрофонов, выбирать аппаратуру необходимую для данного вида работ, быстро реагировать на какие-либо изменения, происходящие на сцене;оперативно создавать звуковой ряд для радио-, телепередач и кино;выявлять и определять наиболее опасные факторы поражения человека, принимать необходимые меры к ликвидации и уничтожению их последствий для гражданской и профессиональной деятельности;реставрировать фонограмму;реализовывать образовательный процесс в различных типах образовательных учреждений,проводить с обучающимися разного возраста групповые и индивидуальные занятия по профильным предметам, организовывать контроль их самостоятельной работы в соответствии с требованиями образовательного процесса;владеть:навыками применения измерительного оборудования, проектирования электроакустического тракта в рамках конкретной творческой задачи, методами конструирования акустического поля, коммутации и настройки звукотехнического оборудования в зависимости от параметров входного сигнала,управлением микшерным пультом, методами настройки параметров звукового оборудования, работы с современными аналоговыми и цифровыми носителями;базовыми практическими навыками работы со звуковой техникой, основными приемами и средствами звукорежиссуры, используемыми для формирования художественных образов, навыками создания психологически комфортного климата между участниками творческого процесса, технологиями перевода фонограммы в различные стандарты, техническими средствами, используемыми при производстве фонограмм;навыками осуществления: записи в студии звукозаписи, трансляций из студий и концертных залов, звукоусиления, различных технологий записи, спецификой оперативной работы на радио и телевидении, в том числе в ситуации прямого эфира, навыками комплексного,синтетического решения художественных задач в различных музыкальных жанрах с опорой на теорию, историю музыкального искусства и знание технологии творческого процесса звукорежиссуры; профессиональной терминологией экспертной оценки фонограмм, эстетическим восприятием жанровой и стилистической принадлежностимузыки, методами анализа качества и художественного содержания аудиовизуального продукта;навыками конструирования различных микрофонных систем, навыками оценки и диагностики проблем электроакустического тракта, компьютерного моделирования акустических процессов в помещении;навыками качественной оценки акустических свойств различных помещений и их влияния на звуковой образ;навыками применения измерительного оборудования, проектирования электроакустического тракта в рамках конкретной творческой задачи, методами конструирования акустического поля;навыками определения на слух любых изменений АЧХ, степени динамической обработки сигнала;навыками работы с режиссером спектакля, с актерами, практическими навыками осуществления звукозаписи литературно-драматических спектаклей;практическими навыками звукового оформления, монтажа звука, сведения многодорожечных фонограмм, различными приемами монтажа звука;технологиями сведения многодорожечных фонограмм в формате stereo и surround, навыками работы с оборудованием для сведения многодорожечных фонограмм;знаниями архитектурной акустики, навыками работы в различных условиях, как в залах, так и на открытом воздухе, технологиями создания равномерного звукового давления;навыками оперативной работы в радио- и телеиндустрии;знаниями и умениями по охране жизни, здоровья и безопасности, способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в гражданской жизни и в профессиональной деятельности;технологией реставрации записей, навыками работы с программным обеспечением для реставрации фонограмм;методикой преподавания профессиональных дисциплин. | ЗвукорежиссураЗвукозапись в студииСлуховой анализАкустические основы звукорежиссурыМузыкальная акустикаОборудование студий звукозаписиРазвитие технического слухаОсновы звукозаписи литературно-драматического спектакляМастерство монтажа звукаТехнология сведения многодорожечных фонограммТехнология концертного звукоусиленияСпецифика звукорежиссуры на радио и телевиденииБезопасность жизнедеятельностиРеставрация фонограммМетодика преподавания профессиональных дисциплинМузыкально-педагогические системы | |||
Вариативная часть (знания, умения, навыки определяются ООП вуза) | 12 | |||
С.4 | Физическая культура | 2 | ОК-16 | |
С.5 | Учебная и производственная практики, научно-исследовательская работа(практические умения и навыки определяются вузом) | 28 | ПК-25 - ПК-30 | |
С.6 | Итоговая государственная аттестация | 4 | ОК-1 - ОК-16ПК-1 - ПК-30 | |
Общая трудоемкость основной образовательной программы | 300 |
______________________________
*Трудоемкость циклов С.1, С.2, С.3 и разделов С.4, С.5 включает все виды текущей и промежуточной аттестаций.
VII. Требования к условиям реализации основной образовательной программы специалиста
7.1. Образовательные учреждения самостоятельно разрабатывают и утверждают ООП подготовки специалиста, которая включает в себя учебный план, рабочие программы учебных курсов, дисциплин (модулей) и другие материалы, обеспечивающие воспитание и качество подготовки обучающихся, а также программы учебной и производственной практик, календарный учебный график и методические материалы, обеспечивающие реализацию соответствующей образовательной технологии.
Специализация ООП подготовки специалиста определяется высшим учебным заведением в соответствии со структурой ООП подготовки специалиста и примерной ООП ВПО.
Высшие учебные заведения обязаны обновлять ООП подготовки специалиста с учетом развития науки, техники, культуры, экономики, технологий и социальной сферы.
7.2. При разработке ООП должны быть определены возможности вуза в формировании общекультурных компетенций выпускников (компетенций социального взаимодействия, самоорганизации и самоуправления, системно-деятельностного характера). Вуз обязан сформировать социокультурную среду, создать условия, необходимые для всестороннего развития личности.
Вуз обязан способствовать развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов, научных студенческих обществ.
7.3. Реализация компетентностного подхода должна предусматривать широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий (деловых и ролевых игр, разбор конкретных ситуаций, психологические и иные тренинги, художественно-творческие занятия) в сочетании с внеаудиторной работой с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся. В рамках учебных курсов должны быть предусмотрены встречи с представителями российских и зарубежных компаний, государственных и общественных организаций, мастер-классы экспертов и специалистов.
Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, определяется главной целью программы, особенностью контингента обучающихся и содержанием конкретных дисциплин, и в целом в учебном процессе они должны составлять не менее 40 процентов аудиторных занятий. Занятия лекционного типа для соответствующих групп обучающихся не могут составлять более 30 процентов аудиторных занятий.
7.4. В учебной программе каждой дисциплины (модуля) должны быть четко сформулированы конечные результаты обучения в органичной связи с осваиваемыми знаниями, умениями и приобретаемыми компетенциями в целом по ООП подготовки специалиста.
Общая трудоемкость дисциплины не может быть менее двух зачетных единиц (за исключением дисциплин по выбору обучающихся). По дисциплинам, трудоемкость которых составляет более трех зачетных единиц, должна выставляться оценка ("отлично", "хорошо", "удовлетворительно").
7.5. Прием абитуриентов осуществляется при условии владения абитуриентом объемом знаний и умений, соответствующих требованиям к выпускнику образовательных учреждений среднего профессионального образования, реализующих ООП в области музыкального искусства.
Перечень вступительных испытаний творческой направленности должен согласовываться с учредителем и включать в себя дисциплины, позволяющие определить уровень подготовленности абитуриента в области музыкального искусства.
Для обеспечения выполнения требований настоящего ФГОС ВПО и рациональной организации учебного процесса планирование приема абитуриентов должно согласовываться с учредителем высшего учебного заведения.
7.6. Занятия по дисциплинам базовой и вариативной частей профессионального цикла могут проводиться как в форме групповых, мелкогрупповых, так и индивидуальных занятий.
7.7. Реализация предметов профессионального цикла (звукорежиссура, звукозапись в студии, слуховой анализ, акустические основы звукорежиссуры, музыкальная акустика, оборудование студий звукозаписи, развитие технического слуха, мастерство монтажа звука, технология сведения многодорожечных фонограмм, технология концертного звукоусиления) осуществляется на базе студии звукозаписи вуза с привлечением обучающихся вуза, обучающихся по направлениям подготовки (специальностям) в области музыкального искусства, и учебных творческих коллективов.
7.8. ООП должна содержать дисциплины по выбору обучающихся в объеме не менее одной трети вариативной части суммарно по циклам С.1, С.2 и С.3. Порядок формирования дисциплин по выбору обучающихся устанавливается вузом.
7.9. Максимальный объем учебной нагрузки обучающихся не может составлять более 54 академических часов в неделю, включая все виды аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы по освоению ООП и факультативных дисциплин, устанавливаемых вузом дополнительно к ООП подготовки специалиста и являющихся необязательными для изучения обучающимися.
Объем факультативных дисциплин не должен превышать 10 зачетных единиц за весь период обучения.
7.9. Максимальный объем аудиторных учебных занятий в неделю при освоении ООП в очной форме обучения составляет до 40 академических часов.
В указанный объем не входят обязательные аудиторные занятия по физической культуре.
7.10. В случае реализации ООП подготовки специалиста в иных формах обучения максимальный объем аудиторных занятий устанавливается в соответствии с Типовым положением об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении), утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 14 февраля 2008 г. N 71 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 8, ст. 731).
7.11. Общий объем каникулярного времени в учебном году должен составлять 7 - 10 недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.
7.12. Раздел "Физическая культура" трудоемкостью две зачетные единицы реализуется: при очной форме обучения, как правило, в объеме не менее 400 часов аудиторных занятий, при этом объем практической, в том числе игровых видов подготовки, должен составлять не менее 360 часов.
7.13. Вуз обязан обеспечить обучающимся реальную возможность участвовать в формировании своей программы обучения, включая возможную разработку индивидуальных образовательных программ.
7.14. Вуз обязан ознакомить обучающихся с их правами и обязанностями при формировании ООП подготовки специалиста, разъяснить, что избранные обучающимися дисциплины (модули) становятся для них обязательными.
7.15. ООП подготовки специалиста вуза должна включать лабораторные практикумы и практические занятия по следующим дисциплинам:
цифровые аудиотехнологии;
звукорежиссура;
звукозапись в студии;
слуховой анализ;
оборудование студий звукозаписи;