Лицензирование розничной продажи алкогольной продукции является одним из инструментов государственного регулирования в области оборота алкогольной продукции и направлено на защиту экономических интересов городского округа, обеспечение нужд потребителей в данной продукции, повышение ее качества и безопасности.
По состоянию на 01 января 2011 года на территории городского округа осуществляют свою деятельность 19 лицензиатов в 30 объектах торговли и общественного питания.
В соответствии с Законом Челябинской области от 23 июня 2011 г. N 156-ЗО "О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями на лицензирование розничной продажи алкогольной продукции" выдачу лицензии на розничную продажу алкогольной продукции осуществляет отдел экономического развития администрации городского округа. В связи с повышением доступности получения государственной услуги по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции будет происходить увеличение количества лицензиатов и соответствующих объектов торговли и общественного питания. Важнейшими задачами развития рынка алкогольной продукции являются обеспечение его информационной прозрачности, усиление контроля над качеством и безопасностью реализуемой населению алкогольной продукции, активизация борьбы с ее нелегальным оборотом.
В целях недопущения нелегального оборота алкогольной продукции в рамках Программы будут приниматься меры, направленные на повышение эффективности системы контроля над соблюдением лицензионных требований организациями торговли.
Сфера торговли сохраняет за собой лидирующие позиции в развитии малого предпринимательства в городе. Сегодня две трети субъектов малого предпринимательства - это предприятия торговли или общественного питания. Торговля остается наиболее привлекательной сферой деятельности и для индивидуальных предпринимателей. Их число ежегодно увеличивается. Повышается и инвестиционная активность. Для ликвидации административных барьеров, повышения роли бизнеса в реализации социальной политики города создан основной совещательный орган - Общественный координационный Совет по развитию малого и среднего предпринимательства Южноуральского городского округа. В его состав вошли представители администрации городского округа, индивидуальные предприниматели, руководители субъектов предпринимательства, общественные объединения (союзы, ассоциации), созданные субъектами малого и среднего предпринимательства.
Реализация муниципальной программы "Развитие торговли и общественного питания в Южноуральском городском округе на 2012-2015 годы" будет способствовать дальнейшему развитию торговой инфраструктуры, внедрению современных форм и методов обслуживания покупателей, созданию эффективной конкурентной среды на потребительском рынке.
Динамика развития потребительского рынка в Южноуральском городском округе в 2006-2010 годах
Показатели | Ед. изм. | 2006 год | 2007 год | 2008 год | 2009 год | 2010 год |
Розничный товарооборот | млн. руб | 1197,7 | 1985,5 | 2283,2 | 2198,2 | 2558,9 |
Темпы роста розничного товарооборота в сопоставимых ценах | % | 114% | 155,9% | 104,1% | 89,6% | 109,4% |
Розничный товарооборот на душу населения | руб | 30709,5 | 51173,9 | 58996,3 | 56949,0 | 67206,6 |
Оборот общественного питания | млн. руб | 52,6 | 67,2 | 84,2 | 101,7 | 120,5 |
Темпы роста оборота общественного питания в сопоставимых ценах | % | 111,4 | 115,6 | 100,9 | 103,7 | 111,3 |
Оборот общественного питания на душу населения | руб. | 1355,7 | 1736,4 | 2175,7 | 2634,7 | 3165,5 |
Ввод в эксплуатацию торговых площадей | кв. м | 3168 | 2708,3 | 578,8 | 3767 | |
Количество вновь созданных рабочих мест | ед. | 103 | 140 | 87 | 191 |
Раздел 2. Основные цели и задачи муниципальной программы
Программа представляет собой комплексный план действий по созданию благоприятной среды для малого и среднего предпринимательства на основе скоординированных действий администрации Южноуральского городского округа, общественных организаций предпринимателей и организаций, образующих инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства в сфере торговли и общественного питания.
Стратегической целью Программы является обеспечение благоприятных условий для развития потребительского рынка в Южноуральском городском округе, направленное на обеспечение реализации принципов, установленных Федеральным законом от 28 декабря 2009 года N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
1) реализация социальной политики в сфере торговли, создание системы социального мониторинга и разработка механизмов его реализации;
2) определение и реализация комплекса мер, направленных на повышение экономической и физической доступности товаров, качества и культуры торгового обслуживания населения;
3) совершенствование нормативно-правового регулирования торговой деятельности;
4) обеспечение экономической и социальной стабильности на потребительском рынке;
5) формирование конкурентной среды на потребительском рынке;
6) предоставление и развитие информационной, консультационной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в сфере торговли, общественного питания;
7) подготовка и переподготовка кадров для малого и среднего предпринимательства, в сфере торговли и общественного питания;
8) обеспечение занятости населения Южноуральского городского округа и развитие самозанятости;
10) увеличение доли уплаченных налогов в налоговых доходах бюджета Южноуральского городского округа предприятиями потребительского рынка.
Программа направлена на повышение конкурентоспособности предприятий торговли и общественного питания посредством формирования новых элементов инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.
Программа призвана решать социальные задачи путем: создания условий, стимулирующих граждан к осуществлению самостоятельной предпринимательской деятельности.
Реализация Программы направлена на обеспечение динамичного развития одного из крупных секторов экономики городского округа в интересах его жителей.
Раздел 3. Сроки и этапы реализации муниципальной программы
Реализация Программы рассчитана на 2012-2015 годы.
Раздел 4. Система программных мероприятий муниципальной программы
Перечень программных мероприятий, объемы финансирования по источникам представлен в приложении 1.
В целях обеспечения решения поставленных задач, программные мероприятия включают деятельность по следующим направлениям:
1) совершенствование нормативно-правового регулирования в сфере торговли;
2) реализация организационных мероприятий по развитию потребительского рынка городского округа;
3) информационно-аналитическое обеспечение в области торговой деятельности;
4) повышение квалификации кадров в сферах торговли и общественного питания, повышение качества обслуживания населения.
Раздел 5. Ресурсное обеспечение муниципальной программы
Финансирования мероприятий Программы осуществляется без средств бюджета Южноуральского городского округа.
Раздел 6. Организация управления и механизм реализации Программы
Администрация городского округа в лице отдела экономического развития экономики осуществляет общее управление реализацией Программы.
Отдел экономического развития:
1) осуществляет управление реализацией Программы, осуществляет текущий контроль за своевременным и качественным выполнением мероприятий Программы;
2) с учетом соответствующего федерального и областного законодательства готовит нормативные правовые акты по реализации основных мероприятий программы;
3) ежегодно уточняет целевые индикативные показатели ожидаемых результатов реализации муниципальной Программы;
Контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации Программы осуществляет Контрольно-ревизионное управление администрации Южноуральского городского округа.
Раздел 7. Ожидаемые результаты реализации муниципальной программы с указанием целевых индикаторов и показателей
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы:
1) увеличение оборота розничной торговли к концу 2015 года достигнет 4558,7 млн. руб., оборот общественного питания 192,5 млн. руб.;
2) создание новых рабочих мест в количестве 250 единиц;
3) увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере потребительского рынка в общем объеме налоговых поступлений в бюджет Южноуральского городского округа до 15%.
4) увеличение розничного товарооборота на душу населения к 2015 году достигнет 116744 руб.
5) создание новых предприятий потребительского рынка.
В результате реализации мероприятий Программы будут достигнуты следующие показатели развития потребительского рынка Южноуральского городского округа: