технологии проведения научных исследований в океане;
технологии проведения испытаний и выполнения исследований;
технологии создания новых и специальных материалов для морской техники;
3) концептуальные проекты морской техники ("Новый облик"), включая следующие группы мероприятий:
концептуальные проекты плавучих и стационарных морских платформ и средств для работы на континентальном шельфе;
концептуальные проекты судов обеспечения работ на континентальном шельфе и грузовых перевозок;
концептуальные проекты судов для пассажирских перевозок;
концептуальные проекты судов для добычи и переработки биоресурсов;
концептуальные проекты судов для научно-исследовательской деятельности в Мировом океане;
технологии и средства энергетического обеспечения прибрежных территорий;
проектно-конструкторские технологии;
4) производственные технологии строительства и ремонта морской техники ("Судостроительное производство"), включая следующие группы мероприятий:
новые технологии постройки и ремонта морской техники;
новые технологии в производстве и ремонте судового машиностроения, оборудования и приборостроения;
технологии средств механизации и автоматизации производственных процессов;
сертификацию судостроительного производства и технологических процессов;
5) технологии создания морского радиоэлектронного оборудования и систем управления ("Судовое приборостроение"), включая следующие группы мероприятий:
технологии развития и обеспечения интеграции систем навигации и управления техническими средствами и судами в целом;
технологии создания средств гидроакустики и связи для выполнения работ под водой;
технологии создания радиолокационных средств для обеспечения морской деятельности на новой электронной компонентной базе;
6) технологии судового машиностроения, судовых энергетических установок и систем ("Судовое машиностроение и энергетика"), включая следующие группы мероприятий:
новые технологии создания энергетических систем и их элементов для повышения эффективности использования морской техники и развития морской деятельности;
технологии и разработки для эффективного использования атомных энергетических установок и электрохимической генерации в гражданском судостроении;
технологии и разработки для эффективного использования газотурбинных двигателей в гражданском судостроении;
технологии создания судовых агрегатов, систем и устройств (электротехника, движение, управление, грузовые операции, обеспечение жизнедеятельности);
технологии и технические средства для добычи и переработки биоресурсов;
7) системные исследования развития морских технологий и рынков ("Системные исследования"), включая следующие группы мероприятий:
системные исследования состояния и перспектив развития мирового и отечественного судостроения;
системные исследования перспектив развития машиностроительного и приборостроительного производства судостроительной промышленности и оптимизацию их взаимодействия со смежными отраслями промышленности;
информационные технологии;
стандартизацию и каталогизацию.
Конкретный перечень мероприятий Программы по каждому направлению сформирован ее государственными заказчиками на основе предложений федеральных органов исполнительной власти, научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций различных организационно-правовых форм и с учетом задач, определенных Стратегией развития судостроительной промышленности на период до 2020 года и на дальнейшую перспективу и Программой, а также исходя из среднесрочных ориентиров государственной политики.
Мероприятия Программы увязаны с мероприятиями, проводимыми в рамках других федеральных целевых программ, в выполнении которых участвуют организации судостроительной промышленности, и сформированы с таким расчетом, чтобы исключить возможное дублирование с другими программами.
Отбор мероприятий для включения в Программу осуществлен исходя из приоритетности достижения конечной цели, масштаба действия мероприятия, степени влияния на конкурентные позиции промышленности, уровня замещения зарубежной судостроительной продукции и критичности для национальной безопасности государства.
При формировании мероприятий Программы основным критерием являлась общественно значимая результативность каждого конкретного мероприятия.
Реализация мероприятий Программы по указанным направлениям обеспечит решение основных задач по созданию конкурентоспособной в сфере гражданского судостроения отрасли и ее дальнейшему развитию.
Для перспективного развития отечественной гражданской морской техники будет решена задача формирования научно-технического задела в области судостроения, конструкционных материалов, судовых двигателей, движителей, агрегатов, систем и радиоэлектронного оборудования. В Программе предусмотрена также разработка концептуальных проектов гражданской морской техники. Это обеспечит возможность создания на российских верфях перспективных судов с улучшенными стоимостными и эксплуатационными показателями, соответствующими или превосходящими мировой уровень. Реализации таких проектов должна предшествовать разработка новых конструкторских и технологических решений в отношении всех компонентов, влияющих на показатели конкурентоспособности.
Решение задачи создания в отрасли современной научно-исследовательской и конструкторской базы организаций судостроительной промышленности необходимо для обеспечения научных разработок и технологий передового уровня, в том числе поставляемых на экспорт. Повышение конкурентоспособности продукции невозможно без поддержки отраслевых научных центров, научно-исследовательских институтов и конструкторских бюро.
Задача обеспечения эффективного участия отрасли в международной технологической интеграции будет решаться путем совершенствования кооперации, развития унификации и диверсификации, создания систем управления обеспечением качества продукции, а также сертификации отечественных производств международными классификационными обществами.
Механизм внедрения разработанных в рамках Программы технологий будет построен по традиционной общепринятой в промышленности и в судостроении схеме. По мере выполнения мероприятий Программы будут разрабатываться планы внедрения результатов научно-технической деятельности и продвижения новой техники на рынок, увязанные с другими федеральными целевыми программами, а также перспективными планами развития транспортных и нефтегазодобывающих организаций. Работа в этом направлении должна иметь своей целью создание условий для принципиального изменения стратегической конкурентной позиции гражданского судостроения, которое обеспечивается путем внедрения разработанных технологий судостроительными организациями для их дальнейшей реализации.
IV. Обоснование ресурсного обеспечения Программы
Финансовое обеспечение Программы предусматривает систему инвестирования с привлечением средств федерального бюджета и внебюджетных средств, формируемых за счет собственных средств организаций - исполнителей Программы с возможным привлечением отечественных и иностранных инвесторов, займов и кредитов.
Общий объем финансирования мероприятий Программы составляет 130049,737 млн. рублей (в ценах соответствующих лет).
Около 66 процентов расходов, предусмотренных на реализацию Программы, составляют средства федерального бюджета, остальные расходы осуществляются за счет внебюджетных средств.
Объемы финансирования мероприятий Программы приведены в приложении N 3.
Реализация инновационных проектов, взаимоувязанных с соответствующими мероприятиями других федеральных целевых программ, - основное и наиболее емкое направление финансирования Программы. Финансирование этих мероприятий будет осуществляться за счет средств федерального бюджета и средств внебюджетных источников по направлению "Научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы". Результаты работ являются государственной собственностью и предназначены для реализации в установленном порядке.
Общий объем финансирования Программы по этому направлению составляет 100045,126 млн. рублей, из них 65075,9827 млн. рублей - средства федерального бюджета.
Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по технологическим направлениям Программы приведены в приложении N 4.
Мероприятия Программы, реализуемые в рамках научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, приведены в приложении N 5.
Результаты выполнения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ оформляются в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, в том числе в сфере технического регулирования. Комплекты документации разрабатываются в стандартах единых систем конструкторской, технологической и производственной документации, а при необходимости - в других стандартах.