7.1.3. В условиях ограниченных финансовых ресурсов, ежегодно выделяемых на реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог, время, необходимое для реализации такой программы, может занять несколько лет. Для распределения ежегодных денежных средств, выделяемых на ремонт и содержание автомобильных дорог, формируется опорный план дорожных работ. Распределение выделенных денежных средств может происходить по разным критериям в зависимости от поставленных задач.
При этом на практике в зависимости от поставленной задачи используют в качестве критерия для определения видов работ комплексный показатель транспортно-эксплуатационного состояния дороги, характеризующий потребительские качества дороги, или показатель "индекса соответствия", определяющий очередность дорожно-ремонтных работ на участках, в первую очередь не соответствующих требованиям по безопасности движения.
7.1.4. Метод планирования, основывающийся на обеспеченности комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния дороги, используют для детального анализа состояния дороги и оптимизации плана работ с учетом транспортного эффекта при разных условиях финансирования. Это технико-экономический метод, позволяющий оценить эффективность планируемых работ и степень их влияния на изменение транспортно-эксплуатационного состояния и потребительских качеств дороги.
7.1.5. Критерий экономической эффективности является наиболее оптимальным с точки зрения экономической целесообразности расходования средств. Он подразумевает, что по каждому возможному объекту дорожных работ будет произведено сравнение затрат на проведение работ и эффекта, который они обеспечат. Наиболее значимыми формами эффекта являются:
- снижение транспортных издержек;
- снижение дополнительных затрат на ремонт дороги из-за несвоевременности проведения работ или выполнения работ не в полном объеме;
- снижение затрат, связанных с дорожно-транспортными происшествиями;
- стимулирование экономического развития;
- повышенный комфорт и удобство движения.
7.1.6. Система показателей эффективности включает:
- интегральный эффект - сумма эффектов за весь период сравнения;
- индекс доходности - отношение суммы эффектов к общей величине единовременных затрат;
- внутренняя норма доходности - представляет собой ту неизменную в течение расчетного периода норму дисконта, при которой сумма эффектов равна сумме единовременных затрат;
- срок окупаемости - такой минимальный интервал времени от начала расчетного периода, за пределами которого интегральный эффект становится и в дальнейшем остается неотрицательным.
7.1.7. Интегральный эффект следует выбирать в роли основного критерия, когда важна общая сумма эффекта, получаемая при реализации выбранного решения. Оценка индекса доходности играет важную роль, когда одним из основных критериев выбора является ожидаемая величина эффекта, получаемая на единицу затрат за весь расчетный период. Если важна величина эффекта, получаемая на единицу затрат ежегодно, то определяющее значение будет играть внутренняя норма доходности. В случае, когда важное значение имеет срок, после которого вложенные средства будут иметь отдачу, лучшим будет считаться вариант с наименьшим сроком окупаемости.
7.1.8. В условиях недостаточного финансирования дорожных работ, когда значительная часть эксплуатируемых автомобильных дорог, нуждающихся в восстановительных работах, в течение ряда лет в полном объеме не ремонтируется, наряду с критерием экономической эффективности допускается использовать "индекс соответствия". Основой данного подхода является классификация выделенных участков дорожной сети с точки зрения их соответствия требованиям обеспечения безопасности движения и другим требованиям, предъявляемым к дороге. При распределении денежных средств соблюдается принцип предоставления преимущества тем участкам дорог, которые находятся в наиболее критическом с точки зрения выбранного критерия состоянии.
7.2. Планирование работ по критерию обеспеченности расчетной скорости движения, транспортного эффекта и экономической эффективности
7.2.1. Для определения потребности в ремонте определяют по фактическим параметрам и показателям транспортно-эксплуатационного состояния дороги значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости К_рсij и сопоставляют их с нормативными значениями комплексного показателя транспортно-эксплуатационного состояния КП_н (при оценке показателей технического уровня дороги) и с предельно допустимыми его значениями (при оценке показателей эксплуатационного состояния дороги). При соответствующем технико-экономическом обосновании допускается уточнять потребность в ремонте, обеспечивая фактический комплексный транспортно-эксплуатационный показатель дороги КП_ф (равный итоговому значению коэффициента обеспеченности расчетной скорости К(итог)_рсi и характеризующий потребительские качества дороги) в пределах между нормативными и предельно допустимыми значениями. Эффективность ремонта в этом случае оценивают по изменению потребительских качеств в результате ремонта дороги.
7.2.2. Для определения видов и очередности ремонтных работ используется вычислительная программа "ODRR", разработанная МАДИ (ГТУ) при участии ГП Росдорнии. Программа работает как в среде "DOS", так и в среде "Windows 95/98" и обеспечивает планирование ремонта как при полной обеспеченности финансированием, так и при ограниченных ресурсах. Вариант расчета выбирается автоматически, исходя из нормы ежегодно выделяемых средств на ремонт дорог. Программа позволяет получать решения при разных требованиях к транспортно-эксплуатационному состоянию дорог. Предусмотрена возможность для совместного рассмотрения автомобильных дорог разных категорий. Учитывается возможность использования договорных цен и стыковки с банками данных о состоянии сети автомобильных дорог,
Ввод исходной информации о состоянии дорог возможен как вручную, так и автоматически из любого банка данных при разработке специальной подпрограммы. Предоставлена возможность для укрупнения (при необходимости) вводимых характерных участков дороги, исходя из точности оценки параметров автомобильной дороги и отдельных транспортно-эксплуатационных показателей.
Программа оценивает эффективность различных видов работ и рассчитывает прирост комплексного транспортно-эксплуатационного показателя в результате проведенных дорожно-ремонтных работ.
7.2.3. В результате анализа фактических частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости устанавливают параметры и переменные характеристики дороги, которые стали причиной снижения транспортно-эксплуатационного состояния дороги. На участках, где частные коэффициенты обеспеченности расчетной скорости не отвечают предъявляемым требованиям (К_рсi < КП_н), намечают, согласно действующей классификации, соответствующие виды работ по ремонту и содержанию дороги (табл.7.1)
7.2.4. Как правило, на анализируемых участках дороги имеются два или более параметров и характеристик дороги, не отвечающих нормативным требованиям. В этом случае должен выполняться комплексный ремонт дороги для устранения всех причин снижения ее транспортно-эксплуатационного состояния. Если в процессе ремонта или реконструкции дороги не все параметры и характеристики будут доведены до нормативных значений, фактическое состояние дороги будет определяться минимальным значением частного коэффициента обеспеченности расчетной скорости, соответствующим показателю или характеристике дороги, не доведенных до норматива. В этом случае произойдет только частичное улучшение состояния дороги и средства, затраченные на ремонт или реконструкцию, окажутся израсходованными неэффективно.
При частном коэффициенте обеспеченности расчетной скорости, учитывающем влияние интенсивности и состава движения, К_рс3 < КП_н принятие решения о ремонте или реконструкции дороги осуществляют только после оценки возможности доведения значения К_рс3 до нормативных величин за счет осуществления более экономичных работ. Прежде всего, проверяют возможность увеличения К_рс3 за счет очистки от загрязнения фактически используемой для движения ширины укрепленной поверхности. Ширину зоны загрязнения оценивают в соответствии с п.5.4.4. по величине коэффициента использования ширины основной укрепленной поверхности (табл.5.2).
Таблица 7.1.
Виды дорожных работ в зависимости от частных коэффициентов К_рс5
┌─────────────┬─────────────────────┬───────────────────────────────────┐
│ Частный │ Учет влияния │ Вид дорожно-ремонтных работ при │
│ коэффициент │ │ К_рсi < КП_н │
│ К_рс3 │ │ │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс2 │Ширины и состояния│Укрепление обочин │
│ │обочин │ │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс3 │Интенсивности и│Уширение проезжей части, устройство│
│ │состава движения,│укрепительных полос, укрепление│
│ │ширины фактически│обочин, уширение мостов и│
│ │используемой │путепроводов │
│ │укрепленной │ │
│ │поверхности покрытия │ │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс4 │Продольного уклона и│Смягчение продольного уклона,│
│ │видимости поверхности│увеличение видимости │
│ │дороги │ │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс5 │Радиуса кривых в│Увеличение радиусов кривых,│
│ │плане │устройство виражей, спрямление│
│ │ │участка │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс6 │Продольной ровности│Устройство выравнивающего слоя с│
│ │покрытия │поверхностной обработкой или│
│ │ │восстановление верхнего слоя│
│ │ │методами термопрофилирования и│
│ │ │регенерации (ремонт покрытия при│
│ │ │Е_ф >= Е_тр). Ремонт (усиление)│
│ │ │дорожной одежды при Е_ф < Е_тр │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс7 │Сцепных качеств│Устройство шероховатой поверхности│
│ │покрытия │методом поверхностной обработки,│
│ │ │втапливания щебня, укладки верхнего│
│ │ │слоя из многощебенистого│
│ │ │асфальтобетона │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс9 │Поперечной ровности│Ликвидация колеи методами│
│ │покрытия (колеи) │перекрытия, заполнения,│
│ │ │фрезерования │
├─────────────┼─────────────────────┼───────────────────────────────────┤
│К_рс10 │Безопасности движения│Мероприятия по повышению│
│ │ │безопасности движения на опасных│
│ │ │участках │
├─────────────┴─────────────────────┴───────────────────────────────────┤
│Примечания: 1. K_pc1 и К_рс8 учитывается при оценке состояния дороги│
│соответственно по К_рс3 и К_рс6. │
│2. Е_ф и Е_тр - соответственно фактический и требуемый модули упругости│
│дорожной одежды и земляного полотна. │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────┬─────────────────────┬───────────────────────────────────┐
Данную проверку не проводят только для случая укрепления обочин материалами с использованием органических и неорганических вяжущих. Если в результате коэффициент обеспеченности расчетной скорости К_рс3 достигает нормативных величин, на рассматриваемом участке ограничиваются только содержанием дороги. В случае, если очистка укрепленной поверхности от загрязнения не дает желаемого результата, проверяют последовательно возможность ремонта или устройства краевых укрепительных полос, укрепления обочин и уширения проезжей части автомобильной дороги с соответствующим пересчетом значения К_рс3 для оценки эффективности ремонта.
7.2.5. Для случая, когда на участке дороги не удовлетворяют требованиям два или более факторов (К_рсi < КП_н), для назначения вида дорожных работ руководствуются табл.7.2. Таблица позволяет оценить, насколько вышеуказанные виды работ способны изменить значения влияющих частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости К_рсi или довести их значения до нормативных требований (т.е. фактически устранить их действие и не требовать выполнения по ним соответствующих ремонтных работ).
Например, если на рассматриваемом участке дороги не удовлетворяет требованиям дорожная одежда по прочности, покрытие по скользкости и продольный уклон дороги (частные коэффициенты K_рс8, K_рс7 и К_рс4), то с учетом табл.7.2 рассматривают возможность капитального ремонта или частичной реконструкции участка дороги (смягчение продольного уклона).
Если на участке не отвечают требованиям коэффициенты обеспеченности расчетной скорости К_рс2, К_рс6, K_рс8 и К_рс10, то на участке проводят укрепление обочин (К_рс2) и усиление дорожной одежды (К_рс8). Влияние К_рс6 устраняется в результате проведения работ по усилению дорожной одежды. По коэффициенту К_рс10 вид работ по ремонту дороги не определяют. Этим фактором учитывается влияние проводимых дорожных работ на изменение скорости движения транспортных средств и улучшение условий по безопасности движения.
Частичное повышение показателей коэффициентов обеспеченности расчетной скорости определяют с использованием зависимостей (см. примечание к табл.7.2), полученных в результате статистической обработки данных о режимах движения автомобилей при разных состояниях дорожного покрытия.
Таблица 7.2
Влияние дорожно-ремонтных работ на изменение коэффициента К_рсij
┌───────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│ К_рсij │ Влияние ремонта на частные коэффициенты К_рсi, при совместном действии │
│определяю- │ факторов на участке дороги: │
│ щий вид │ * - устранение влияния │
│ ремонта │ + - частичное повышение показателя │
├───────────┼───────┬────────┬────────┬───────┬────────┬───────┬─────────┬───────┬────────┤
│ (см. │ К_рс2 │ К_рс3 │ К_рс4 │ K_рс5 │ К_рс6 │ К_рс7 │ К_рс8 │ К_рс9 │ К_рс10 │
│ табл.3.1) │ │ │ │ │ │ │ │ │ │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс2 │ │ + │ + │ + │ │ + │ │ │ + │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс3 │ * │ │ * │ * │ * │ * │ * │ * │ * │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс4 │ * │ │ │ * │ * │ * │ * │ * │ * │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс5 │ * │ │ * │ │ * │ * │ * │ * │ * │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс6 │ │ │ │ │ │ * │ + │ * │ + │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс7 │ │ │ + │ + │ + │ │ │ │ + │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс8 │ │ │ │ │ * │ * │ │ * │ + │
├───────────┼───────┼────────┼────────┼───────┼────────┼───────┼─────────┼───────┼────────┤
│ К_рс9 │ │ │ │ │ │ │ │ │ * │
└───────────┴───────┴────────┴────────┴───────┴────────┴───────┴─────────┴───────┴────────┘
┌───────────┬─────────────────────────────────────────────────────────────────────────────┐
Примечание.
К_рсi - исходные значения (К_рсi < КП_н);
К_рс* - значения показателя, повышенные в результате ремонта.
При ремонте по К_рс2:
К * = К + Дельта К ; К * = К х Дельта К ;
рс3 рс3 рс3 рс4 рс4 рс4
К * = К х Дельта К ; К * = К х Дельта К ;
рс5 рс5 рс5 рс7 рс7 рс7
К * = К х Дельта К ;
рс10 рс10 рс10
при ремонте по K_pc6:
K * = 1,05 К ; Кр * = 1,7 К ;
рс8 рс8 рс10 рс10