Отраслевые дорожные нормы ОДН 218.0.006-2002 "Правила диагностики и оценки состояния автомобильных дорог. Основные положения" (утв. распоряжением Минтранса РФ от 3 октября 2002 г. N ИС-840-р) стр. 22

j-ом виде ремонтных работ, т.е.
Дельта К = КП - КП , (7.4)
рсij Дi(после) Дi(до)
l и l - соответственно длина на i-ом и первом участках,
i 1 подлежащих ремонту, км;
n - количество i-ых участков;
N - фактическая интенсивность движения транспортного потока
ci на i-ом участке дороги, авт./сут.
По формуле (7.4) выполняется относительная оценка эффекта (по отношению к участку дороги длиной 1 км с движением транспортного потока интенсивностью 100 авт./сут.) для обеспечения возможности сопоставления разновременных результатов расчета между собой применительно к дорогам разных категорий.
Определяя эффект по конкретному виду работ, следует считать, что другие виды работ на автомобильной дороге не проводятся.
Пример. Допустим, что в результате анализа фактического состояния дороги II категории с интенсивностью движения 3500 авт./сут. установлены нижеследующие значения частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости К_рсi (см. табл.7.6).
Таблица 7.6
┌──────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐
│Учас- │ Частные коэффициенты K_pci │
│ ток ├──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬──────┬─────┬─────┬──────┤
│дороги│K_рс1 │К_рс2│К_рс3 │К_рс4│К_рс5 │К_рс6│К_рс7 │К_рс8│К_рс9│К_рс10│
├──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│км 1-2│ 0,74 │0,70 │ 1,0 │ 1,0 │ - │0,80 │ 0,75 │0,55 │ 1,0 │ 0,55 │
├──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│км 2-3│ 1,10 │0,60 │ 1,0 │ 1,0 │ 1,00 │0,50 │ 0,75 │0,50 │ 1,0 │ 0,90 │
├──────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼──────┼─────┼─────┼──────┤
│км 3-4│ 1,0 │1,00 │ 1,0 │ 1,0 │ 0,90 │0,75 │ 0,60 │0,90 │ 1,0 │ 1,00 │
└──────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴──────┴─────┴─────┴──────┘
┌──────┬────────────────────────────────────────────────────────────────┐
В таблице подчеркнуты значения К_рсi на отдельных участках, не удовлетворяющие нормативному комплексному транспортно-эксплуатационному показателю КП_н. С учетом взаимного влияния факторов (см. табл.7.2) определяем виды дорожных работ на дороге (выделены жирным):
- укрепление обочин щебнем (К_рс2);
- увеличение радиуса кривой в плане (К_рс5);
-усиление дорожной одежды (К_рс8).
Влияния К_рс1, К_рс6 и К_рс7 устраняются в результате проведения указанного выше ремонта. Находим приоритет работ в соответствии с критерием (7.3):
Рассматриваем вид работ по К_рс2:
На участке 1-2 км: скорость до ремонта определяется K_рс8 = 0,55. В результате ремонта по К_рс2 (см.табл.7.2) действие К_рс8, не устраняется. Изменение величины К_рс10 не дает эффекта, т.к. скорость движения после ремонта также будет определяться K_рс(min) = К_рс8 = 0,55. Тогда по формуле (5.1) эффект в результате укрепления обочин на данном участке Э_д1-2 = 0. Аналогично для участка 2 - 3 км: Э_д2-3 = 0. Суммарный эффект Э_об = 0.
Рассматривая по отдельности другие виды работ, устанавливаем, что усиление дорожной одежды на дороге (участок 1-3 км) дает суммарный экономический эффект Э_8 = 8,75 и для увеличения радиуса кривой в плане - Э_5 = 14. В результате целесообразно при обеспеченном финансировании прежде всего планировать комплекс работ по увеличению радиуса кривой в плане с целью достижения максимальных потребительских качеств дороги.
Таким образом, руководствуясь рекомендациями пп.7.2.1 - 7.2.7, получают экономически обоснованную программу работ "Максимум" по реконструкции или ремонту дороги, которая при наименьших затратах обеспечивает приведение дороги в полное соответствие с требованиями к ее транспортно-эксплуатационному состоянию.
7.2.8. При ограниченных ресурсах (Ф < Д) возникает потребность в рациональном распределении ежегодно выделенных средств по ремонтируемым участкам дороги. Вид и очередность ремонтных работ определяют по критерию, учитывающему отличия выполняемых ремонтных работ по межремонтным срокам службы. В первую очередь исправляют те параметры дороги, которые способствуют наибольшему снижению транспортных издержек на единицу вложенных средств в ремонт или реконструкцию участка дороги, не допуская дополнительных затрат из-за недоремонта дороги:
1 т
Э = ───── х (сумма Дельта S + Дельта D + Дельта М - Дельта P )─► max,
о D 1 tj j j j
ij
(7.5)
где Дельта S - экономия затрат на перевозках в t-й год после ремонта
tj дороги, руб.;
Дельта D - эффект, связанный с недопущением потерь из-за
j несвоевременности проведения или выполнения работ не в
полном объеме, руб.;
Дельта М - дополнительный эффект за счет ремонта искусственных
j сооружений;
Дельта P - потери на перевозках из-за ухудшения условий движения в
j процессе проведения ремонтных работ, руб.;
D - затраты на ремонт i-го участка дороги при j-м виде
ij ремонтных работ, руб.;
Т - фактический период суммирования величины эффекта на
перевозках, годы.
Фактический период суммирования величины эффекта для случая укрепления обочин (определяющий К_рс2) принимают в соответствии с нормами межремонтных сроков службы нежестких дорожных одежд (ВСН 41-88).
При уширении проезжей части (К_рс3), исправлении продольного уклона (К_рс4) и радиусов кривых в плане (К_рс5) период суммирования принимают равным t_рек, но не более 20 лет, учитывая рекомендации СНиП 2.05.02-85.
Фактический срок службы автомобильной дороги до реконструкции:
N
1 расч
t = ───── x lg ────── + 1, (7.6)
рек lg q N
1