ij
Э = ──────────────────── ─► min, (7.16)
i Дельта К x N x l
рсij c i
где Дельта К - определяют по формуле (7.4);
рсij
С - затраты, определяемые для каждого i-го участка дороги и j-го
ij вида работ;
N и l - соответственно интенсивность движения транспортного потока
c i (авт./сут.) и длина участков в км.
Анализ частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости на каждом i-м участке осуществляют аналогично изложенному выше, рассматривая возможность ремонта по каждому коэффициенту К_рсj < КП_н. Решение задачи выполняют, принимая во внимание, как и при расчетах по критерию (7.5), что отдельные виды ремонтов, хотя и не устраняют действие отдельных факторов, но изменяют (повышают) величину их частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости К_рсi. Степень увеличения частично повышаемых К_рсi определяют по табл.7.2. Вспомогательные величины - по табл.7.3 и 7.4.
7.2.10. По результатам расчетов составляют титульный список ремонтируемых или реконструируемых дорог, обеспеченных выделенным объемом финансирования, реализация которого дает наибольший транспортный эффект пользователям дорог.
Таким образом, получают годовую программу работ "Минимум", исходя из выделяемых финансовых ресурсов. Аналогично может быть разработана такая программа на любую планируемую перспективу.
7.3. Планирование ремонтных работ на основе "индексов соответствия"
7.3.1. Под "индексом соответствия", назначаемым экспертным путем, понимают уровень соответствия состояния участков дорог требованиям безопасности движения в сочетании с соответствием нормативным требованиям сцепных качеств и ровности покрытия, наличия виража и укрепленных обочин на этих участках.
Использование "индекса соответствия" не заменяет экономический критерий, а служит инструментом для анализа результатов диагностики в первую очередь на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий и планирования дорожно-ремонтных работ в условиях недостаточного их финансирования.
7.3.2. Помимо уровня безопасности дорожного движения, критериями распределения выделенных денежных средств на реконструкцию и ремонт автомобильных дорог могут выступать: дефектность дорожной одежды, коэффициент прочности дорожной конструкции, показатели ровности и сцепных свойств дорожного покрытия. Распределение выделенных денежных средств может осуществляться по каждому критерию отдельно, либо по комбинации перечисленных критериев. Все участки дорог разбиваются на группы в зависимости от значения выбранного критерия. Каждой группе присваивается соответствующий ранг.
7.3.3. При определении очередности работ по реконструкции помимо степени опасности участков дорог учитывают уровень загрузки движением. В первую очередь выбирают очень опасные участки с наибольшим уровнем загрузки движением.
7.3.4. При использовании в качестве основного критерия уровня безопасности дорожного движения анализируют фактические данные о ДТП, происшедших за последние три года. В соответствии с "Методическими рекомендациями по назначению мероприятий для повышения безопасности движения на участках концентрации дорожно-транспортных происшествий" (М., 2001 г.) устанавливают адреса участков с различной степенью опасности по условиям движения автотранспортных средств. Все объекты разбивают на группы исходя из степени опасности. При определении очередности ремонтных работ руководствуются табл.7.7, с использованием которой может быть установлен средневзвешенный показатель очередности ремонтных работ.
Таблица 7.7
┌─────────────────┬───────────────────────────────────┬─────────────────┐
│ Очередность │ Состояние участка по условиям │ Показатель │
│ ремонтных работ │ безопасности дорожного движения │ очередности и │
│ │ │состояния участка│
├─────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Первая │Очень опасные или опасные и с│ 0 │
│ │неудовлетворительным коэффициентом│ │
│ │сцепления │ │
├─────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Вторая │Очень опасные или опасные и с│ 1 │
│ │неудовлетворительной ровностью, или│ │
│ │(и) отсутствием виража, или (и) с│ │
│ │неукрепленной обочиной │ │
├─────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Третья │Малоопасные и неопасные и с│ 2 │
│ │неудовлетворительным коэффициентом│ │
│ │сцепления │ │
├─────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Четвертая │Малоопасные и неопасные и с│ 3 │
│ │неудовлетворительной ровностью или│ │
│ │(и) отсутствием виража, или (и) с│ │
│ │неукрепленной обочиной │ │
├─────────────────┼───────────────────────────────────┼─────────────────┤
│Пятая │Остальные участки, нуждающиеся в│ 4 │
│ │ремонте │ │
└─────────────────┴───────────────────────────────────┴─────────────────┘
┌─────────────────┬───────────────────────────────────┬─────────────────┐
Примечание. Участкам, не требующим ремонта, присваивается показатель очередности или состояния, равный 5.
7.3.4.1. При отсутствии средств на реконструкцию дорог и ограниченных финансовых ресурсах на ремонт выполнение работ по реконструкции дорог не предусматривают, а ремонтные работы планируют только на участках с показателями очередности (а следовательно, и оценкой состояния) 0, 1 и 2. Если после этого часть выделенных средств остается неиспользованной, то их направляют на ремонт участков с показателем очередности 3.
7.3.4.2. Если по результатам оценки состояния дорог выявлены участки с повышенной опасностью для дорожного движения, при том, что их транспортно-эксплуатационное состояние отвечает действующим требованиям, следует провести дополнительный анализ для назначения необходимых мероприятий. В качестве временной меры на таких участках предусматривают улучшение организации движения: ограничение скорости движения, запрещение обгонов и др.
7.3.4.3. Все другие участки с недостатками дорожных условий рассматривают только после тех, которые характеризуются повышенной аварийностью.
7.3.5. На основе принципа приоритетов формируют минимальную годовую программу работ - программу "Минимум", которая определяет минимально необходимую потребность в ремонтных работах для поддержания требуемого уровня безопасности движения.
7.3.6. При формировании программы "Максимум" учитывают полную потребность в работах по реконструкции и ремонту дорог, реализация которых позволила бы полностью удовлетворить "индекс соответствия".
7.4. Общие принципы формирования программ ремонта и реконструкции автомобильных дорог по результатам диагностики и оценки их состояния
7.4.1. Для формирования годовой "опорной" программы работ по ремонту и реконструкции автомобильных дорог прежде всего определяют потребность в финансовых ресурсах отдельно для работ по ремонту и реконструкции, руководствуясь рекомендациями, приведенными в разделах 7.1 - 7.3.
Если выделенные ресурсы соответствуют рассчитанной потребности, то эту программу принимают к исполнению. Если выделенных средств оказывается недостаточно, то намеченные объемы работ пересматривают, сокращая в первую очередь работы по реконструкции, занимающие последние места ранжированного ряда. При этом участки дорог, нуждающиеся в реконструкции, но не вошедшие в программу работ, рассматривают при уточнении программы ремонтов.
7.4.2. При недостатке денежных средств на минимально необходимые ремонтные работы используют принцип замены основных видов работ на альтернативные, более дешевые виды, позволяющие поддержать соответствующие участки дорог в работоспособном состоянии.
Чаще всего к альтернативным видам работ относятся: поверхностная обработка покрытия, устройство тонких защитных слоев и слоев износа из холодных эмульсионно-минеральных смесей.
7.4.3. Для выполнения анализа и расчетов, а также формирования программ дорожных работ "максимум" и "минимум" разработаны компьютерные программы, которые включены в "меню" автоматизированного банка дорожных данных по федеральной сети.
8. Пример оценки транспортно-эксплуатационного состояния автомобильных дорог и планирования дорожно-ремонтных работ
Для рассмотрения примера разработки и построения линейных графиков транспортно-эксплуатационного состояния и обобщенного показателя качества дороги выбран участок автомобильной дороги без установленной фактической категории протяженностью 5 км (с 264 км по 269 км).
Работы по составлению графиков включают четыре этапа:
1. Сбор объективной информации о параметрах и характеристиках автомобильной дороги, элементах инженерного оборудования и обустройства, а также качества содержания с занесением необходимой информации на линейный график.
2. Определение и занесение на график значений частных коэффициентов обеспеченности расчетной скорости, показателя инженерного оборудования и обустройства и показателя уровня содержания.
3. Построение линейного графика транспортно-эксплуатационного состояния дороги.
4. Расчет и построение линейного графика обобщенного показателя качества дороги.
8.1. Сбор и оформление полученной информации
Работу по сбору информации начинают с установления номера и титула дороги с указанием района ее расположения, дорожного органа управления и обслуживающей организации (табл.8.1). В данном случае фактическая категория неизвестна. В соответствии с п.4.3.4 определение категории дороги оставляем до получения информации о фактической ширине основной укрепленной поверхности, на что указывает наличие краевых укрепленных полос.
Таблица 8.1
Общие данные об участке дороги N 12/56 в Смоленской обл. (II ДКЗ), обслуживаемой ДРСУ 2
┌────────────────────────────┬───────────────┬────────────┬─────────────┐
│ Адрес участка, км + ... │ Фактическая │ Количество │ Рельеф │
├──────────────┬─────────────┤ категория │ полос │ местности │
│ начало │ конец │ дороги │ │ │
├──────────────┼─────────────┼───────────────┼────────────┼─────────────┤
│ 264,000 │ 269,000 │ ? │ 2 │ равнинный │
└──────────────┴─────────────┴───────────────┴────────────┴─────────────┘
┌────────────────────────────┬───────────────┬────────────┬─────────────┐
Поскольку Паспорт на дорогу и другие рабочие чертежи в обслуживающей организации отсутствовали, измерение параметров и характеристик продольного и поперечного профилей и плана выполняли инструментально с использованием передвижной лаборатории. Измерению подлежали продольные уклоны, радиусы кривых в плане и поперечные уклоны виражей (табл.8.2 - 8.3).
Таблица 8.2