анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовку технического проекта по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства;
проведение экспертизы создаваемых в рамках реализации Программы элементов инфраструктуры электронного правительства;
создание системы управления реализацией мероприятий Программы, а также мероприятий по ведомственной и региональной информатизации;
создание единой системы управления профессиональным развитием гражданских служащих, применяющих в своей деятельности информационные и коммуникационные технологии для оказания государственных и муниципальных услуг.
Анализ информационных процессов межведомственного взаимодействия, а также подготовка технического проекта по созданию и эксплуатации на территории Российской Федерации инфраструктуры электронного правительства
В Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года обосновывается необходимость оказания государственных услуг населению с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В разделе II Концепции указываются трудности создания инфраструктуры электронного правительства в прежней идеологии создания государственных, ведомственных и муниципальных информационных систем.
Внедрение в 2002 - 2009 годах информационных компьютерных систем в органах государственной власти носило преимущественно внутриведомственный характер, что не позволило значительно улучшить межведомственное взаимодействие и повысить качество государственных услуг, предоставляемых гражданам.
Выполнение задач, обозначенных в Концепции формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, требует проведения научно-исследовательских работ и подготовки аналитических материалов, на основе которых будут осуществляться подготовка технического проекта по созданию инфраструктуры электронного правительства, дальнейшее развитие инфраструктуры электронного правительства и разработка долгосрочной целевой государственной программы "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".
Подготовленные аналитические материалы позволят определить основные потребности государства и общества в сфере высоких технологий и выработать единое видение и стратегию реализации мероприятий, в том числе в части:
обеспечения граждан информацией о безопасности и качестве жизни, в том числе стандартах качества, текущем мониторинге окружающей среды, природных ресурсах, домашних животных, качестве продуктов питания и промышленных товаров, лекарственных препаратах и их производителях, правах потребителей и т.п.;
создания благоприятных условий для открытия и ведения бизнеса, в том числе повышения конкурентоспособности российских предприятий за счет создания систем электронной торговли, открытых баз данных производителей товаров, товаров и объектов интеллектуальной собственности, баз данных, содержащих информацию о предложениях по приобретению активов и правилах ведения бизнеса, а также автоматизации маркетинговых исследований, обмена данными о пиратской и контрафактной продукции;
повышения уровня использования информационных и коммуникационных технологий в традиционном обучении, дистанционном обучении, программах повышения квалификации, аттестации и признании квалификации, проведении телеконференций, форумов, заседаний экспертов, совещаний;
создания тематических федеральных порталов, посвященных законодательству, свободам, правам и обязанностям граждан при использовании ими информационных и коммуникационных технологий;
развития федеральной телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей широкополосный доступ к сети Интернет, в том числе на основе беспроводных технологий, для большей части граждан и организаций Российской Федерации.
В рамках указанного мероприятия будут созданы подпрограммы региональной и ведомственной информатизации.
Целью разработки подпрограммы региональной информатизации органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления на 2011 - 2020 годы является разработка концепции и программ региональной автоматизации. Под региональной информатизацией понимается процесс создания необходимых условий для реализации прав и свобод граждан, обеспечения социально-экономического развития и эффективности системы государственного управления субъекта Российской Федерации и местного самоуправления на основе использования информационных технологий.
В рамках разработки указанной подпрограммы будет создана типовая инфраструктура субъекта Российской Федерации, включающая в себя:
информационно-аналитические подсистемы электронного правительства региона;
функциональные подсистемы электронного правительства региона;
интеграционные подсистемы и подсистемы обеспечения информационного взаимодействия электронного правительства региона;
подсистемы обеспечения доступа населения к социально значимой информации;
подсистемы обеспечения административно-хозяйственной деятельности;
подсистемы обеспечения информационной безопасности электронного правительства региона;
интеграцию информационно-технологической инфраструктуры региона с общей информационно-технологической инфраструктурой электронного правительства на федеральном уровне;
нормативную правовую базу, регулирующую вопросы в сфере использования информационно-телекоммуникационных технологий;
организационное, кадровое и методическое обеспечение для региональной информатизации.
Целью разработки подпрограммы ведомственной информатизации на 2011 - 2020 годы является подготовка программных документов, обеспечивающих прозрачность и совершенствование процессов ведомственной информатизации, а также повышение эффективности использования информационных и коммуникационных технологий федеральными органами государственной власти при осуществлении их деятельности.
Под ведомственной информатизацией понимается внедрение и использование информационных и коммуникационных технологий для совершенствования в федеральных органах государственной власти административно-управленческих процессов, касающихся предоставления государственных услуг и исполнения государственных функций.
В рамках разработки указанной подпрограммы предполагается создание условий для решения следующих задач:
совершенствование системы управления ведомственной информатизацией;
проведение экспертизы программ и проектов ведомственной и межведомственной информатизации;
формирование единой технологической политики ведомственной информатизации;
создание системы координации бюджетных расходов на ведомственную информатизацию;
информационно-аналитическое и экспертное сопровождение работы совета главных конструкторов ведомственной информатизации федеральных органов государственной власти;
методическая поддержка и создание системы консультативной помощи государственным органам по вопросам, связанным с совершенствованием управления ведомственной информатизацией;
совершенствование процедур организации государственных закупок в целях информатизации органов государственной власти;
создание системы оценки эффективности ведомственной информатизации;
подготовка статистических данных о действующих информационных и телекоммуникационных технологиях;
оценка показателей чувствительности информационных технологий к управляющему воздействию, построение моделей зависимости от количественных и структурных изменений;
определение структуры и характеристик информационного обеспечения, технологии решения задач;
формирование системы функциональных требований.
К 2010 году были достигнуты следующие результаты:
разработана Концепция формирования в Российской Федерации электронного правительства до 2010 года, содержащая основные положения реализации типовых функций электронного правительства, обеспечивающих предоставление государственных услуг населению и организациям;
разработано нормативное, организационное, методическое и программное обеспечение формирования и учета схем данных, используемых в межведомственном информационном обмене при оказании государственных услуг в рамках формирования системы требований к использованию информационных и коммуникационных технологий в государственном управлении.
С учетом указанной Концепции основными мероприятиями Программы становятся мероприятия, направленные на системность подхода к проектированию и реализации элементов инфраструктуры электронного правительства.
Системный подход предусматривает выработку единой технологической политики, системы стандартов и унифицированных требований для эффективного использования и внедрения информационных и телекоммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти.
Целью осуществляемой в 2010 году деятельности является проведение анализа существующих информационных процессов в области государственного управления и оказания государственных услуг, межведомственного и внутриведомственного взаимодействия для их оказания с целью получения актуальных информационных схем, описания потоков обмена данными, параметров их функционирования, моделирования деятельности с учетом предполагаемых количественных и структурных изменений.
В рамках указанных мероприятий предполагается осуществить:
проведение исследования действующих информационных процессов государственного управления и оказания государственных услуг как сложных социально-экономических систем;
диагностический анализ информационных процессов с целью их последующей многокритериальной оптимизации;