а) при подъеме, когда расстояние между буферами грузозахватного органа и грузовой тележкой достигает 1 м;
б) при опускании, когда на барабане остаются навитыми не менее трех витков каната.
5.9. Механизм передвижения грузовой тележки должен быть оборудован устройством (концевым выключателем), автоматически останавливающим ее на расстоянии не менее 5 м от площадки опоры или полиспастной тележки. Допускается последующее передвижение грузовой тележки к площадкам опор или к полиспастной тележке на ревизионной (пониженной) скорости.
5.10. Грузовая тележка должна быть устроена так, чтобы исключалось ее падение при поломке или сходе ходовых колес с несущего каната (канатов).
5.11. Грузовая тележка снизу и грузозахватный орган (крюковая подвеска, грейфер) сверху должны иметь деревянные или другие упругие буфера, не позволяющие грузозахватному органу упереться в оборудование тележки.
5.12. Механизм передвижения грузовой тележки должен обеспечивать ревизионную (пониженную) скорость не более 0,5 м/с для осмотра и смазки канатов.
5.13. Тормоз механизма передвижения грузовой тележки должен обеспечивать тормозной момент с учетом коэффициента запаса торможения не менее 1,25.
5.14. Для грузовой тележки с канатоведущим шкивом механизма ее передвижения диаметр шкива должен составлять не менее 60 диаметров канатов. Коэффициент сцепления каната с канатоведущим шкивом при расчете на статическую нагрузку должен быть не менее 1,5, а с учетом динамических нагрузок - не менее 1,25.
5.15. Проезд на грузовой тележке крана разрешается только ремонтному персоналу. Такая работа должна выполняться по наряду-допуску.
5.16. Машинное помещение кранов должно отвечать следующим требованиям:
а) высота помещения должна устанавливаться с учетом размещения над основным оборудованием крана необходимых подъемных устройств (кранов, электрических талей);
б) расстояние от стен помещения до лебедок и между лебедками должно быть не менее 800 мм; для мостовых кабельных кранов допускается уменьшение расстояния между стеной помещения и лебедкой до 200 мм при условии обеспечения безопасного подхода к частям лебедки для их обслуживания;
в) размеры дверей помещения должны позволять перемещение наиболее крупных неразъемных элементов оборудования; высота дверей должна быть не менее 1800 мм.
5.17. Машинное помещение, кабина управления, головки башен крана должны быть снабжены телефонной связью, позволяющей осуществлять одновременную связь между всеми пунктами.
5.18. В машинном помещении крана, в кабине управления и на опорах должны быть вывешены таблички с указанием грузоподъемности крана, регистрационного номера и даты следующего испытания.
5.19. Для осмотра несущих канатов и поддержек в пролете крана грузовые тележки должны быть снабжены площадками.
Площадки должны быть шириной не менее 750 мм с перилами высотой 1200 мм, двумя промежуточными продольными связями (прутьями) и со сплошной зашивкой понизу на высоту 100 мм. Места входа на площадку должны иметь жесткие ограждения с запором, не допускающим произвольного его открывания.
5.20. На опорах крана должны быть устроены площадки для подтяжки несущих канатов, обслуживания оборудования и входа на грузовую тележку. Ширина площадки должна быть не менее 1000 мм, а их ограждение должно соответствовать требованиям настоящих Правил.
5.21. Краны с качающимися опорами должны быть оборудованы специальными площадками и монтажными блоками для посадки противовеса качающейся башни. Площадки должны быть рассчитаны на нагрузку от массы опоры при снятых несущих канатах.
5.22. Несущие канаты должны быть закрытой конструкции и выполнены из одного куска. На крюковых кранах, предназначенных для монтажных работ, в качестве несущих канатов допускается применять многопрядные канаты с металлическим сердечником.
5.23. Для подъемных и тяговых канатов следует применять канаты двойной свивки с сердечником из волокнистого материала.
Для подъемных канатов следует применять канаты крестовой свивки. Допускается применение канатов односторонней свивки, если раскручивание каната или завивка ветвей полиспаста исключены.
Для тяговых канатов передвижения грузовой тележки, поддержек и опор предпочтительно применение канатов односторонней свивки.
5.24. Устройство для крепления несущего каната на опорах должно быть шарнирным, позволяющим регулировать натяжение каната. При применении нескольких несущих канатов должно быть обеспечено равномерное натяжение канатов.
5.25. Несущий канат должен крепиться в муфте клиньями или заливкой металлическим сплавом.
На кранах с переменным пролетом допускается крепление несущего каната зажимами; при этом оно должно быть рассчитано на усилие, равное разрывному усилию каната в целом.
5.26. Диаметр барабанов и направляющих блоков для грузовых, тяговых и грейферных (поддерживающих и замыкающих) канатов должен определяться по формуле
D >= hd,
где D - диаметр барабана или блока, измеряемый по средней линии каната,
мм;
h - коэффициент выбора диаметра барабана, блока, определяемый по
табл. 6;
d - диаметр каната, мм.
5.27. Подъемные, тяговые канаты, канаты для подвески кулачковых поддержек и канаты для подвески электрических кабелей должны быть целыми (без сращенных участков). В отдельных случаях, по проекту и технологии, разработанным специализированной организацией, допускается сращивание канатов. Длина сращиваемых участков должна составлять не менее 1000 диаметров каната.
5.28. Несущие канаты закрытой конструкции, а также канаты двойной свивки бракуют в соответствии с руководством по эксплуатации крана. Несущие канаты подлежат замене в тех случаях, когда оборваны рядом две смежные проволоки наружного слоя.
При прекращении работы крана с качающейся опорой из-за износа несущих канатов последняя должна быть установлена на монтажный фундамент.
Таблица 6
Минимальные коэффициенты h и Z_р
Назначение каната | h | Z_p |
Несущий | - | 3,0 |
Подъемный: | ||
крюковой монтажный | 30 | 5,0 |
40 | 4,5 | |
50 | 4,0 | |
крюковой перегрузочный | 30 | 5,5 |
40 | 5,0 | |
50 | 4,5 | |
грейферный перегрузочный* | 30 | 6,0 |
40 | 5,5 | |
50 | 5,0 | |
Тяговый: | ||
передвижения грузовой тележки | 30 | 4,0 |
передвижения приводных поддержек | 30 | 4,0 |
передвижения крана (опоры) | 30 | 4,0 |
удержания крана (опоры) от угона под действием | 30 | 2,5 |
ветра в нерабочем состоянии | ||
Для полиспастов заякоривания несущих канатов | 30 | 6,0 |
Для подвески кулачковых поддержек | - | 3,0 |
Для оттяжки мачт и опор | - | 3,0 |
Для подвески электрических кабелей | - | 3,0 |
Монтажный: | ||
при ручном приводе | 12 | 4,0 |
при машинном приводе | 20 | 4,0 |
_______________
* Принимается, что масса грейфера с материалом равномерно распределена на все канаты.
5.29. Статические испытания крана проводятся нагрузкой, на 25% превышающей его паспортную грузоподъемность. При этом грузовая тележка устанавливается в середине пролета, груз поднимается на высоту 100-200 мм и выдерживается в таком положении в течение 30 мин. После этого производится проверка состояния заделки несущих канатов в муфтах и общего состояния крана.
5.30. Динамические испытания крана проводятся нагрузкой, на 10% превышающей его паспортную грузоподъемность. При динамических испытаниях крана 5-8 раз выполняют:
а) повторные подъем и опускание груза с остановкой на разных высотах;
б) повторное передвижение грузовой тележки с грузом с остановкой в разных точках пролета;
в) повторные передвижения крана в разных направлениях на разное расстояние (кроме неподвижных кранов);
г) повторные подъем и опускание груза с одновременным перемещением грузовой тележки.
5.31. При регистрации крана в органах госгортехнадзора к его паспорту, кроме документов, указанных в ст. 9.1.5 настоящих Правил, прилагаются:
а) акты приемки металлоконструкций (на предприятии-изготовителе и монтажной площадке);
б) акт испытания металлоконструкций, если такое испытание предусмотрено проектом;