Статья 1
Утвердить прилагаемую региональную целевую программу "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы".
Статья 2
Настоящий областной закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Губернатор
Ленинградской области | В.Сердюков |
Утверждена
областным законом
от 5 ноября 2004 г. N 84-оз
(приложение)
Региональная целевая программа "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы"
Паспорт региональной целевой программы "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы"
┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
│Полное │Региональная целевая программа "Научно-техническое и│
│наименование │инновационное развитие Ленинградской области на│
│Программы │2004-2008 годы" (далее - Программа) │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основание для │Основные направления политики Российской Федерации в│
│разработки, в │области развития инновационной системы на период до│
│том числе │2010 года, утвержденные Председателем Правительства│
│постановление │Российской Федерации 5 августа 2005 года N 2473п-П7;│
│(распоряжение)│протокол заседания Правительственной комиссии по│
│об утверждении│совершенствованию взаимодействия федеральных органов│
│Программы или │исполнительной власти и органов исполнительной│
│задания на ее │власти субъектов Российской Федерации от 16 июня│
│разработку │2006 года N 8; постановление Законодательного│
│ │собрания Ленинградской области от 23 апреля 2002│
│ │года N 249 "О разработке региональной целевой│
│ │программы "Научно-техническое и инновационное│
│ │развитие Ленинградской области"; постановление│
│ │Правительства Ленинградской области от 10 октября│
│ │2002 года N 181 "Об участии региональной науки в│
│ │экономическом и социальном развитии Ленинградской│
│ │области"; Методические рекомендации по оценке│
│ │эффективности региональных целевых программ в│
│ │Ленинградской области, утвержденные постановлением│
│ │Правительства Ленинградской области от 3 марта 2006│
│ │года N 54 │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Период │2004-2008 годы │
│реализации │ │
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Цель Программы│Создание экономических, правовых и организационных│
│ │условий для инновационной деятельности,│
│ │обеспечивающих устойчивую динамику экономического│
│ │развития Ленинградской области за счет роста│
│ │конкурентоспособности продукции, эффективное│
│ │использование научно-технического потенциала,│
│ │решение задач социально-экономического развития │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основные │Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению│
│задачи, │инновационной деятельности на территории│
│мероприятия │Ленинградской области. │
│Программы │Развитие инфраструктуры по поддержке инновационной│
│ │деятельности и передаче результатов научно-│
│ │технических разработок в промышленный сектор│
│ │экономики. │
│ │Реализация механизма финансирования инновационных│
│ │проектов с переходом от бюджетного финансирования к│
│ │внебюджетным источникам. │
│ │Выполнение мероприятий по поддержке предприятий и│
│ │организаций, действующих в инновационной сфере │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Объем пре- │2004 год - 6200 тысяч рублей (областной бюджет) │
│дусмотренных │2005 год - 33080 тысяч рублей (областной бюджет) │
│в рамках │ │
│Программы │ │
│финансовых │ │
│ресурсов на │ │
│2004-2005 годы│ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Объем │2006 год - 18330 тысяч рублей (областной бюджет) │
│финансовых │ │
│средств, за- │ │
│планированных │ │
│по Программе │ │
│на текущий год│ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Объем финан- │Областной бюджет - 42665 тысяч рублей, в том числе: │
│сирования, │2007 год - 20346 тысяч рублей, │
│необходимый │2008 год - 22319 тысяч рублей │
│для завершения│ │
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Ожидаемые │Формирование нормативно-правовой базы для│
│конечные │обеспечения инновационной деятельности на территории│
│результаты, │Ленинградской области, инфраструктура продвижения│
│социальный и │инновационных проектов от разработки до внедрения в│
│экономический │промышленность, информационная система обеспечения│
│эффект, │инновационного процесса. │
│важнейшие │Общий экономический эффект от реализации│
│целевые │дополнительного объема продукции, выпускаемой│
│показатели │созданными инновационно активными предприятиями,│
│Программы │составит 180-200 миллионов рублей в год при│
│ │достижении данными предприятиями запланированных│
│ │показателей. │
│ │Совокупный объем налоговых поступлений после выхода│
│ │создаваемых инновационных предприятий на│
│ │запланированные показатели составит 20 миллионов│
│ │рублей в год. Таким образом, окупаемость бюджетных│
│ │средств, направленных на реализацию мероприятий│
│ │Программы, составляет 5,5 года. │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Представитель │Комитет экономического развития Ленинградской│
│заказчика │области │
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Основной │Комитет экономического развития Ленинградской│
│исполнитель и │области, государственное учреждение "Агентство│
│соисполнители │экономического развития Ленинградской области" │
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Фамилия, имя, │Куклин Сергей Борисович - заместитель председателя│
│отчество, │комитета экономического развития Ленинградской│
│должность, │области, тел. 576-40-14 │
│номер телефона│ │
│руководителя │ │
│Программы │ │
├──────────────┼────────────────────────────────────────────────────┤
│Система │Общий контроль за ходом реализации Программы│
│организации │осуществляет вице-губернатор Ленинградской области -│
│контроля за │председатель комитета экономического развития Двас│
│выполнением │Григорий Викторович. Комитет экономического развития│
│Программы │Ленинградской области обеспечивает оценку│
│ │эффективности Программы в ходе ее реализации.│
│ │Система управления предусматривает постоянный│
│ │мониторинг достигнутых результатов с коррекцией│
│ │Программы на основе накопленного опыта и контроля│
│ │запланированных показателей │
└──────────────┴────────────────────────────────────────────────────┘
┌──────────────┬────────────────────────────────────────────────────┐
Содержание
Анализ ситуации, обоснование целей и задач Программы
1. Анализ исходной ситуации и обоснование Программы
В Ленинградской области за последнее десятилетие в экономике произошли коренные изменения, основанные на рыночных механизмах. В настоящее время наблюдается рост объемов производства в различных отраслях промышленности. Но, несмотря на наметившиеся в последние годы определенные положительные сдвиги, более интенсивный рост промышленного производства сдерживается отсутствием достаточной научно-технической, маркетинговой и управляющей поддержки, которая позволила бы в короткие сроки преодолеть проблему продвижения на рынки новой продукции и (или) новых технологических процессов, а также обновления основных фондов производственной базы. На многих промышленных предприятиях Ленинградской области не обновляются технологии и основное производственное оборудование. Они устаревают не только физически, но и морально, следствие этих процессов - невысокое качество выпускаемой продукции. Одной из причин такого положения является отсутствие достаточного финансирования.
Стабилизационные тенденции развития мировой экономики свидетельствуют о возрастающем влиянии научно-технической и инновационной деятельности на темпы экономического роста. Влияние научно-технического потенциала на социально-экономическое развитие региона оценивается удельным весом инновационной продукции в общем объеме продукции. Данные, приведенные в таблице 1, показывают, что в Ленинградской области намечается снижение объема инновационной продукции в общем объеме продукции предприятий региона.
Таблица 1. Удельный вес инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой предприятиями Ленинградской области
┌──────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┬────┐
│ │1998 │1999 │2000 │2001 │2002 │2003│2004│2005│
│ │ год │ год │ год │год │ год │ год│ год│ год│
├──────────────────────┼─────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┼────┤
│Количество в процентах│ 5,9 │ 7,0 │ 1,2 │1,3 │ 1,1 │ 1,0│ 1,2│1,21│
│от общего объема│ │ │ │ │ │ │ │ │
│выпускаемой продукции │ │ │ │ │ │ │ │ │
└──────────────────────┴─────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┴────┘
┌──────────────────────┬─────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┬────┐
Ленинградская область сохраняет достаточно высокий научно-технический потенциал, высококвалифицированные научные и инженерные кадры, имеет огромные природные ресурсы, большой потенциал внутреннего рынка. На начало 2003 года на территории Ленинградской области зарегистрировано свыше 30 научно-исследовательских и проектно-конструкторских организаций, 5 высших учебных заведений. В данных организациях трудятся около 12 тысяч специалистов, в том числе 154 доктора наук и более 780 кандидатов наук.
Несомненно, что значительная роль в разработке и внедрении передовых технологий в регионе должна принадлежать научным организациям Ленинградской области. Ежегодно проводимые выставки научно-технических разработок научно-исследовательских и проектных организаций региона показали, что в организациях имеется значительный научный и научно-технический задел для положительного решения большого объема задач.
В связи с этим развитие инновационной сферы деятельности приобретает особую важность, так как именно в этой сфере происходит превращение научно-технического продукта, базирующегося на результатах фундаментальных и прикладных исследований, в рыночный товар с высокими потребительскими свойствами.
Основными принципами, на базе которых формируется политика Правительства Ленинградской области в части развития научно-технической и инновационной деятельности, являются получение новых знаний в области прикладной науки, решение актуальных научно-технических проблем, создание конкурентоспособной техники, новых технологий и материалов, развитие экспортного научно-технического потенциала, формирование рынка научно-технической продукции, эффективное управление результатами интеллектуальной деятельности и вовлечение ее в хозяйственный оборот.
Разработка и внедрение высоких технологий на приоритетных направлениях социально-экономического развития Ленинградской области, то есть переход на инновационный путь развития, требует серьезной работы по созданию соответствующей поставленным задачам рыночно ориентированной комплексной системы обеспечения научно-технической и инновационной деятельности в Ленинградской области при активном государственном участии в ходе ее создания и функционирования.
Приоритеты развития науки и техники в регионе определяются с учетом приоритетов социально-экономического развития региона на среднесрочную и долгосрочную перспективы и имеющегося научно-технического и инновационного потенциала. В Ленинградской области в целях создания необходимых условий для реализации научно-технической политики в интересах социально-экономического развития региона утвержден Перечень приоритетных направлений развития науки, технологий и техники в Ленинградской области до 2008 года в соответствии с утвержденными Президентом Российской Федерации Основами политики Российской Федерации в области науки и технологий на период до 2010 года и на дальнейшую перспективу, а также утвержденными Председателем Правительства Российской Федерации Основными направлениями политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники в Ленинградской области формируются на основе выявления и определения путей решения важнейших научно-технических проблем, обеспечивающих социально-экономическое развитие региона. На период до 2008 года этими направлениями являются: разработка и внедрение безотходных, ресурсосберегающих, экологически чистых технологий; экология и рациональное природопользование; информационные и телекоммуникационные технологии; перспективные технологии топливно-энергетического комплекса; диагностика, профилактика и лечение заболеваний населения; производство и переработка сельскохозяйственного сырья; совершенствование региональной транспортной системы. Приоритетные направления развития науки, технологий и техники, конкретизированные до уровня проектов, являются основой при принятии решений по государственной поддержке разработки, формирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области. Ежегодно с 2001 года из областного бюджета по разделу "Разработка перспективных технологий и приоритетных направлений научно-технического прогресса" выделяются средства на финансирование работ, отобранных на конкурсной основе, ориентированных на реализацию приоритетных направлений. В таблице 2 показаны объемы финансирования работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета.
Таблица 2. Объемы финансирования научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области из средств областного бюджета
┌───────────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┐
│ │ 2001 │2002 │2003 │2004 │2005 │2006│
│ │ год │ год │ год │ год │ год │ год│
├───────────────────────────────┼──────┼─────┼─────┼─────┼─────┼────┤
│Объем финансирования (млн.руб.)│ 10,9 │15,0 │19,0 │26,3 │26,0 │27,6│
└───────────────────────────────┴──────┴─────┴─────┴─────┴─────┴────┘
┌───────────────────────────────┬──────┬─────┬─────┬─────┬─────┬────┐
Использование результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, полученных за счет средств областного бюджета, составит основу для внедрения в предпринимательский сектор экономики новых наукоемких технологий для производства конкурентоспособной продукции. Государственная поддержка освоения инноваций направлена на решение научно-технических проблем, ориентированных на получение научно-технической продукции с высоким потенциалом рыночной реализации. Выбор инновационных проектов будет осуществляться с учетом приоритетных направлений развития науки, технологий и техники Ленинградской области. Координация усилий органов исполнительной власти области, научно-исследовательских организаций, промышленных предприятий предусматривает создание благоприятных условий для развития инновационной системы региона.
В целях развития фундаментальных и прикладных научных исследований, направленных на решение задач социально-экономического развития Ленинградской области, сохранения научного интеллектуального потенциала учреждены 40 именных научных стипендий Губернатора Ленинградской области. Ежегодно из средств областного бюджета на конкурсной основе осуществляется финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ для государственных нужд Ленинградской области, предварительно рассмотренных на Научно-техническом совете при Губернаторе Ленинградской области. Данное положение определяет необходимость перехода предпринимательского сектора экономики на инновационный путь развития.
Основное содержание процессов преобразования и перехода промышленности на инновационный путь развития включает комплекс экономических и организационно-правовых мер стимулирования инновационной деятельности на территории Ленинградской области. В этом процессе возникают проблемы как у хозяйствующих субъектов, желающих промышленно осваивать технологические инновации, так и у создателей технических инноваций. Практически отсутствует обратная связь между научно-техническими разработками и рынком: научными организациями не учитываются потребности производителей продукции. Большое количество научно-технических разработок остаются на уровне идей, которые не доводятся до выпуска востребованного рынком продукта. Существующие научные коллективы нацелены на решение задач, которые часто не имеют выхода в виде конечного продукта, результаты их научно-технической деятельности не востребованы. Это обусловлено тем, что направления работ сформированы без учета потребностей рынка. При современном уровне научно-технических разработок ученые испытывают трудности в коммерциализации результатов своего труда в связи с отсутствием возможностей оценки рыночного потенциала создаваемой продукции. Отсутствуют механизм привлечения инвестиций в инновационную сферу, а также рыночно-ориентированные структуры, которые могли бы выступить заказчиком научно-технической продукции.
Недостаток финансовых средств у хозяйствующих субъектов при внедрении на промышленных предприятиях инновационных разработок является одной из основных причин, сдерживающих освоение новых видов конкурентоспособной продукции и технологий. Банки, располагающие достаточными финансовыми ресурсами, неохотно кредитуют такие высоко рискованные операции, как и финансирование всего инновационного процесса. Причинами этого являются несовершенство системы финансово-кредитных механизмов, поддерживающих инновационную деятельность. Отсутствие доступных кредитных ресурсов заставляет многих создателей инноваций отказаться от их внедрения. В этих условиях на начальном этапе поддержки инновационных процессов без кредитных институтов, осуществляющих поддержку и развитие научно-технической и инновационной деятельности, невозможно внедрять результаты прикладных научных исследований, выводить их на отечественный и зарубежный рынки, а также проводить реструктуризацию и развитие научно-технической сферы.
Во многих странах существует практика создания кредитных институтов с участием государства в целях финансирования инновационной деятельности. Такие структуры, предоставляющие гарантии, позволяют значительно снизить объем привлекаемых бюджетных средств и риск банка за счет разделения его между заемщиком, банком и гарантом, которым является созданная с участием государства специализированная организация.
В последние годы наметилась тенденция к абсолютному количественному сокращению высококвалифицированных специалистов, выполняющих научно-исследовательские разработки. Данные, приведенные в таблице 3, показывают, что число аспирантов, обучающихся в научно-исследовательских организациях, за последнее время снизилось.
Таблица 3. Число аспирантов в научно-исследовательских организациях Ленинградской области
┌────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┐
│ │1998 │1999 │2000 │2001│2002│2003│2004│2005│
│ │ год │ год │ год │ год│ год│ год│год │ год│
├────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Всего аспирантов (чел.) │ 44 │ 42 │ 39 │ 32 │ 27 │ 51 │ 79 │ 110│
├────────────────────────┼─────┼─────┼─────┼────┼────┼────┼────┼────┤
│Выпуск аспирантов (чел.)│ 18 │ 16 │ 10 │ 13 │ 11 │ 3 │ 13 │ 7 │
└────────────────────────┴─────┴─────┴─────┴────┴────┴────┴────┴────┘
┌────────────────────────┬─────┬─────┬─────┬────┬────┬────┬────┬────┐
Развитие экономики требует подготовки нового поколения исследователей и высококвалифицированных специалистов, готовых к осуществлению инновационной деятельности в условиях рынка. Особое внимание следует уделить подготовке, переподготовке или повышению квалификации научных кадров, способных участвовать в инновационной деятельности в современных условиях.
Таким образом, состояние инновационной сферы деятельности в регионе можно характеризовать как требующее принятия радикальных мер по ее становлению и развитию.
В Ленинградской области отсутствуют:
организационные структуры, непосредственно занимающиеся инновационной деятельностью и осуществляющие весь инновационный цикл: начиная от идеи и заканчивая выпуском востребованной на рынке конкурентоспособной продукции с высокими потребительскими свойствами;
механизм вовлечения результатов интеллектуальной деятельности в предпринимательский сектор экономики региона;
механизм государственной поддержки инновационной деятельности.
2. Цели и задачи Программы
Основной целью Программы является создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности, обеспечивающих устойчивую динамику экономического развития региона за счет роста конкурентоспособности продукции, эффективного использования научно-технического потенциала для решения задач социально-экономического развития.
Основными задачами Программы являются: