Закон Ленинградской области от 5 ноября 2004 г. N 84-оз "О региональной целевой программе "Научно-техническое и инновационное развитие Ленинградской области на 2004-2008 годы" (Принят Законодательным собранием Ленинградской области 14 октября 2004 года) стр. 2

формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области;
создание и развитие инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности и передаче результатов научно-технических разработок в предпринимательский сектор экономики;
создание механизма финансирования инновационных проектов с переходом от бюджетного финансирования к внебюджетным источникам;
выполнение мероприятий по поддержке предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере.
Реализация Программы позволит объединить усилия исполнительных органов государственной власти Ленинградской области, организаций научно-технической и образовательной сфер, промышленного сектора экономики, финансово-кредитной сферы по использованию результатов интеллектуальной деятельности на рынке наукоемкой продукции на основе формирования партнерских отношений между субъектами инновационной деятельности.
Формирование системы нормативных правовых актов по обеспечению инновационной деятельности позволит ее стимулировать.
Основу целостной инфраструктуры инновационной деятельности составляют организации различной формы: инновационно-технологические центры, технопарки, наукограды, фонды поддержки научно-технической и инновационной деятельности и центр подготовки специализированных кадров.
Важнейшим элементом создаваемой инновационной инфраструктуры является областной инновационный центр. Отсюда следуют требования к центру, а также к инновационным проектам и работе с ними, включая консультативную помощь в разработке бизнес-планов и их экспертизу, финансирование, последующее консалтинговое и информационное сопровождение, привлечение инвесторов. Чтобы поддержать и активизировать деятельность по указанным направлениям в научно-технической и инновационной сферах, необходимо обеспечение концентрации организационных и финансовых ресурсов различных ведомств и структур, несущих ответственность за реализацию региональной научно-технической и инновационной политики.
Реализация инновационных проектов осуществляется с использованием государственной поддержки путем концентрации материально-технических и финансовых ресурсов бюджетных и внебюджетных источников финансирования с целью модернизации и создания новых производств по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции. Создаваемая система предусматривает реализацию инновационных проектов и пополнение регионального фонда поддержки научно-технических разработок за счет отчислений от деятельности предприятий, использующих инновационные научно-технические разработки.
Основная задача - формирование благоприятной экономической и правовой среды, создание условий и правил для привлечения потенциальных инвесторов, в частности стимулирование внебюджетного финансирования.
Для достижения основной цели и решения поставленных задач разработаны мероприятия по реализации Программы.

3. Система мероприятий Программы

3.1. Формирование нормативно-правовой базы по обеспечению инновационной деятельности на территории Ленинградской области

В рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
определение приоритетных направлений научно-технического и инновационного развития Ленинградской области;
разработка нормативно-правовых документов по обеспечению государственной поддержки хозяйствующих субъектов, реализующих инновационные проекты, и регламентирующих взаимоотношения разработчиков и потребителей результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет бюджетных средств;
разработка и утверждение методических материалов по подготовке и отбору инновационных проектов в соответствии с общепринятыми требованиями, а также нормативных правовых актов, регламентирующих внебюджетное финансирование;
разработка мероприятий, направленных на совершенствование системы стимулирования хозяйствующих субъектов, занимающихся внедрением высокотехнологичной продукции и перевооружением производства, включая предоставление льгот по налогообложению прибыли предприятия, часть которой направляется на техническое перевооружение производства для выпуска инновационной продукции.

3.2. Создание и развитие инфраструктуры по поддержке инновационной деятельности и передаче результатов научных исследований в предпринимательский сектор экономики

В рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
мероприятия по рассмотрению инновационных проектов и внедрению наукоемкой продукции в предпринимательский сектор экономики включает в себя создание областного инновационного центра, который будет являться структурным подразделением государственного учреждения "Агентство экономического развития Ленинградской области". Центр должен выполнять функции организации, формирующей рынок научно-технических разработок в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства и организующей связь между разработчиком и потенциальным инвестором, а также осуществлять поиск научно-технических разработок, проверку возможности их реализации и создания производств по выпуску конкурентоспособной наукоемкой продукции, востребованной рынком, проведение квалифицированного отбора инновационных проектов, организацию подготовки и переподготовки кадров для работы в инновационной сфере;
разработка методики оценки инновационных проектов, которая позволит получать квалифицированные заключения о целесообразности продвижения проекта, опираясь на информационное и методологическое обеспечение инновационной деятельности. Отбор инновационных проектов на конкурсной основе должен производиться по критериям, учитывающим значимость проекта для решения задач социально-экономического развития региона, инвестиционную привлекательность и возможность реализации в предпринимательском секторе экономики.
Функционально инновационная инфраструктура должна охватывать всю территорию Ленинградской области. С этой целью будут созданы филиалы (представительства) государственного учреждения "Агентство экономического развития Ленинградской области" в муниципальных образованиях г.Сосновый Бор, г.Гатчина, г.Всеволожск, г.Выборг, г.Волхов, в которых сосредоточены наиболее крупные научные организации Ленинградской области. Филиалы будут обеспечивать поддержку организациям, осуществляющим инновационную деятельность, а также оказание консультационно-методической помощи.
Такие филиалы предполагается создать на базе научных организаций академий наук, имеющих государственную аккредитацию, государственных научных центров, фондов поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторов, технопарков, что позволит осуществлять инновационную деятельность по всем научно-техническим направлениям. Эти филиалы станут неотъемлемой частью создаваемой инновационной инфраструктуры, выполняющей функции консалтинга и обучения.
Реализация системного подхода приведет к развитию инновационной инфраструктуры путем тиражирования положительно зарекомендовавших себя объектов инфраструктуры, создаст недостающие звенья и сформирует методическое обеспечение функционирования инфраструктуры.

3.3. Создание механизма финансирования инновационных проектов с переходом от бюджетного финансирования к внебюджетным источникам

В рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
создание региональной организации поддержки инновационной деятельности в форме открытого акционерного общества со стопроцентной собственностью Ленинградской области. Предполагаемое наименование создаваемой организации - "Инновационное агентство Ленинградской области", бюджет которой формируется из средств областного бюджета, предусмотренных на эти цели, средств государственных внебюджетных фондов и иных государственных источников, средств, привлекаемых субъектами инновационной деятельности из сторонних источников, средств субъектов инновационной деятельности, отчислений от реализации инновационных проектов. Финансирование инновационных проектов будет производиться путем предоставления средств на возвратной основе за счет продажи части акций предприятия, создаваемого для реализации инновационного проекта, привлечения банковского капитала и иных внебюджетных источников, предоставления государственных гарантий по инновационным проектам за счет средств областного бюджета. Ответственность за целевое использование средств региональной организации поддержки инновационной деятельности возлагается на органы управления данной организации. На этапе становления необходимо предусмотреть выделение финансирования из средств областного бюджета для исполнения мероприятий по внедрению инновационных проектов, созданию и развитию областных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность и реализующих инновационные разработки.
разработка концепции по привлечению внебюджетных источников финансирования инновационной деятельности, в том числе кредитных ресурсов коммерческих банков с возмещением части процентных ставок по привлеченным кредитам, и взаимодействия государства и частного секторов при использовании результатов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполненных при участии бюджетных средств.

3.4. Выполнение мероприятий по поддержке предприятий и организаций, действующих в инновационной сфере

В рамках Программы предусмотрены следующие мероприятия:
создание современной инфраструктуры информационной поддержки взаимодействия и координации действий инвесторов, разработчиков, производителей и потребителей продукции научно-технического назначения;
стимулирование инициативы и предприимчивости исследователей, разработчиков и производителей инновационного продукта, включая развитие малого и среднего инновационного предпринимательства, повышение престижа предпринимательской деятельности в высокотехнологичной сфере;
основные функции по поддержке инновационной деятельности ложатся на областной инновационный центр. В задачи центра входит организация поддержки инновационной деятельности в виде: научно-технической экспертизы, правовой защиты, поиска потенциальных потребителей, организации услуг по патентованию и сертификации наукоемкой продукции;
обеспечение координации работ и концентрации ресурсов на создание и реализацию научно-технических разработок в области перспективных технологий в соответствии с приоритетными направлениями научно-технического и инновационного развития Ленинградской области;
организация учебно-деловых центров, специализированных курсов, проведение семинаров, совещаний по основам инновационной деятельности, консультационные услуги по изучению нормативно-правовой документации в целях подготовки и переподготовки кадров по специальности "Инноватика и менеджмент".
Для оказания информационной поддержки по взаимодействию и координации действий инвесторов, разработчиков, производителей и потребителей продукции научно-технического назначения должны быть выполнены мероприятия по созданию информационно-аналитических баз научно-технических разработок научно-исследовательских организаций для учета результатов исследований, прикладных разработок и технологий, полученных организациями за счет бюджетных средств, и технических проблем предприятий региона. Создаваемые информационно-аналитические базы необходимо постоянно пополнять сведениями, полученными в результате мониторинга научно-технических разработок. Наличие современных информационно-аналитических систем позволит существенно повысить эффективность решения задач инновационного развития предприятий. Планируется проведение мероприятий по развитию межрегионального сотрудничества в инновационной сфере деятельности. Для поддержки научных организаций региона будут изданы каталоги, буклеты, выпущены тематические страницы в печатных средствах массовой информации, а также созданы тематические сайты. Одна из основных задач органов исполнительной власти - повышение привлекательности предпринимательской деятельности в области инноваций путем широкой пропаганды успехов и опыта работы в средствах массовой информации, формирование инновационной культуры и инновационного самосознания, оказание организационной и финансовой поддержки научным организациям по участию в выставочно-конгрессных мероприятиях, в том числе проведение выставки-ярмарки инновационных проектов.

4. Ожидаемые социально-экономические результаты реализации Программы

Программа призвана создать благоприятные экономические, организационные, правовые и иные условия для развития и повышения эффективности инновационной деятельности в Ленинградской области, а также для развития механизмов предоставления Правительством Ленинградской области финансовой, информационно-консультационной, методической, правовой и других видов помощи хозяйствующим субъектам различной организационно-правовой формы, осуществляющим научно-техническую и инновационную деятельность.
Хозяйствующий субъект на ранних стадиях разработки инновационного проекта сможет получить квалифицированные и обоснованные заключения о целесообразности его реализации, опираясь на созданное в рамках Программы информационное и методологическое обеспечение инновационной деятельности. Это позволит избежать напрасных финансовых и материальных потерь.
В результате разработки финансово-кредитных механизмов и принципов материально-ресурсного обеспечения развития инновационной деятельности будут созданы условия, обеспечивающие мобилизацию научно-технического потенциала, материально-финансовых ресурсов для развития предпринимательского сектора экономики, способного производить конкурентоспособную высокотехнологичную наукоемкую продукцию.
В результате реализации мероприятий Программы будет разработана нормативно-правовая база для обеспечения инновационной деятельности на территории региона, создана инфраструктура продвижения инновационных проектов от разработки до внедрения в промышленность, а также информационная система обеспечения инновационного процесса.
Таким образом, реализация мероприятий Программы позволит модернизировать имеющиеся и создать новые промышленные производства для выпуска продукции с конкурентоспособными потребительскими качествами, включая реализацию инновационных проектов.
В результате можно ожидать увеличения доли областных предприятий, осуществляющих инновационную деятельность, и доли инновационной продукции в общем объеме продукции, выпускаемой региональными предприятиями. Расширение масштабов инновационной деятельности стимулирует развитие в регионе процессов интеграции системы наука - образование - производство, подготовку высококвалифицированных кадров, способных создавать и реализовывать новые технологии, появление новых рабочих мест.
Реализация мероприятий Программы будет способствовать объединению усилий органов исполнительной власти, организаций научно-технической и образовательной сфер, предпринимательского сектора экономики, финансово-кредитной сферы, ускоренной реализации результатов интеллектуальной деятельности на рынке наукоемкой продукции на основе формирования между субъектами инновационной деятельности равноправных отношений, увеличению инвестиций в научно-техническую и инновационную сферу экономики, которые позволят обеспечить социально-экономическое развитие области.
Общий экономический эффект от реализации дополнительного объема продукции, выпускаемой созданными инновационно активными предприятиями, составит 180-200 миллионов рублей в год при достижении данными предприятиями запланированных показателей.
Совокупный объем налоговых поступлений после выхода создаваемых инновационных предприятий на запланированные показатели составит 20 миллионов рублей в год. Таким образом, окупаемость бюджетных средств, направленных на реализацию мероприятий Программы, составляет 5,5 года.

5. Ресурсное обеспечение мероприятий Программы

Для реализации мероприятий, предусмотренных Программой, необходимое финансовое обеспечение должно составить в 2004-2008 годах 100275 тысяч рублей за счет средств областного бюджета.
Формирование системы финансирования инновационной деятельности должно базироваться на следующих принципах: