- иметь документированные процедуры для отмены или приостановления действия выданных им сертификатов пожарной безопасности;
- заявлять о своей аккредитации только в отношении деятельности, включенной в область аккредитации;
- не использовать свою аккредитацию таким образом, что в результате этого может быть подорвано доверие к центральному органу Системы;
- не делать заявлений относительно своей аккредитации, которые могли бы ввести в заблуждение потребителей его услуг или органы управления; не допускать такого использования аккредитации, которое позволило бы предположить, что сертифицированные органом по сертификации объекты одобрены центральным органом Системы;
- после приостановления или отмены аккредитации не делать никаких заявлений, которые содержат ссылку на нее, вернуть документы, выданные, или утвержденные, или согласованные центральным органом Системы, которые потребовал центральный орган Системы, а также в случае отмены аккредитации либо ограничения области аккредитации передать в центральный орган Системы все материалы, на основании которых производилась выдача соответствующих сертификатов, действие которых не закончилось.
VI. Юридический статус и структура органа по сертификации
18. В качестве органа по сертификации в Системе могут быть аккредитованы зарегистрированные юридические лица любой формы собственности или их подразделения, а также физические лица <6>, изъявившие желание и удовлетворяющие требованиям настоящего документа.
--------------------------------
<6> Индивидуальные предприниматели.
19. Для проведения работ по обязательной сертификации (в законодательно регулируемой сфере) в качестве органа по сертификации могут быть аккредитованы некоммерческие организации, имущество которых в соответствии с законодательством является надежным и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятий.
20. Не могут быть аккредитованы в качестве органов по проведению сертификации организации, осуществляющие надзорные функции.
21. Юридический статус органа по сертификации должен быть таким, чтобы его административная подчиненность и финансовое положение исключали возможность административного, коммерческого или иного влияния на результаты сертификации со стороны изготовителей (разработчиков) и потребителей продукции, т.е. он должен являться третьей стороной.
Разграничение полномочий и ответственности органа по сертификации, не являющегося юридическим лицом, и организации, на базе которой он функционирует, должно быть организационно оформлено соответствующим распорядительным документом, предусматривающим в том числе обязательства юридического лица, на базе которого он функционирует, по невмешательству в деятельность органа по сертификации, связанную с подтверждением соответствия, и ответственность ее руководства в случае вмешательства в деятельность органа по сертификации.
22. Орган по сертификации должен иметь кадровый состав и структуру, обеспечивающие возможность выполнения всех возложенных на него функций по сертификации в соответствии с областью аккредитации.
23. Не допускается подпись сертификатов пожарной безопасности руководителем органа по сертификации и экспертом, если они являются одним лицом.
24. Структура органа по сертификации должна обеспечивать беспристрастность и равные возможности участия всех заинтересованных сторон в функционировании Системы. Для этого должно быть предусмотрено участие представителей заинтересованных организаций и (или) лиц в рассмотрении в органе по сертификации жалоб и апелляций.
25. Орган по сертификации должен иметь постоянный (штатный) персонал, не менее 2 штатных экспертов, возглавляемый руководителем. При этом должно быть исключено воздействие на персонал со стороны лиц или организаций, которые имеют непосредственную коммерческую заинтересованность в результатах проводимой сертификации.
26. Назначение руководителя органа по сертификации производится по согласованию с центральным органом Системы.
27. Орган по сертификации должен иметь и представлять по запросам:
- организационную схему, четко определяющую структуру органа по сертификации. Структура органа по сертификации должна обеспечивать выполнение работ по сертификации в заявленной области аккредитации;
- схему взаимодействия с испытательными лабораториями и другими участниками Системы;
- сведения об источниках финансирования деятельности органа по сертификации;
- документированное описание правил и процедур сертификации;
- документацию, определяющую его юридический статус.
VII. Персонал органа по сертификации
28. Персонал органа по сертификации должен обладать необходимой компетентностью для выполнения своих обязанностей.
Орган по сертификации должен обеспечить обучение и повышение квалификации персонала, вести учет сведений о квалификации, обучении и профессиональном опыте каждого своего сотрудника. Эти сведения должны постоянно обновляться.
29. Все сотрудники должны располагать четкими должностными инструкциями, определяющими их служебные обязанности и связанную с ними ответственность. Инструкции должны постоянно обновляться.
30. Специалисты органа по сертификации, осуществляющие оценку соответствия и инспекционный контроль, должны быть экспертами по сертификации продукции в области, соответствующей области аккредитации органа по сертификации. Область аккредитации органа по сертификации должна соответствовать областям аттестации экспертов, входящих в его штат.
31. Работы по сертификации продукции могут проводиться внештатными экспертами органа по сертификации при условии наличия письменного разрешения руководителя организации (органа по сертификации), где данный эксперт работает на постоянной основе. Общий объем таких работ, выполняемых внештатными экспертами, не должен превышать 20% от общего количества за отчетный период <7>.
--------------------------------
<7> Общее количество работ определяется суммарно по выданным сертификатам и принятым решениям об отказах в выдаче сертификатов.
32. Эксперты по сертификации не могут принимать непосредственное участие в проведении сертификационных испытаний (исследований, измерений) объектов, оценку соответствия которых они осуществляют.
Эксперты по сертификации могут присутствовать при проведении сертификационных испытаний продукции в необходимых случаях (для обеспечения независимости проведения испытаний, по поручению руководства органа, в состав которого входит лаборатория, проводящая испытания, и т.п.).
VIII. Документация органа по сертификации и ее актуализация
33. Орган по сертификации должен располагать актуализированным фондом правовых и организационно-методических документов, необходимых для его функционирования в Системе и осуществления сертификации, системой контроля этой документации и обеспечивать:
- наличие на рабочих местах действующих в настоящее время документов;
- своевременное внесение изменений или поправок в документы в соответствии с установленными правилами, которое должно обеспечивать их прямое и быстрое введение в действие;
- изъятие устаревшей документации как в самом органе по сертификации, так и в организациях, сотрудничающих с ним и использующих такую документацию;
- заблаговременное оповещение держателей сертификатов пожарной безопасности и других пользователей о внесении изменений и поправок в документацию с помощью средств связи или путем периодических публикаций.
34. Орган по сертификации должен иметь полный комплект актуализированных нормативных документов, устанавливающих требования к объектам сертификации, методам контроля и испытаний в соответствии с областью аккредитации и соответствующие процедуры, необходимые для их актуализации.
35. К организационно-методическим документам относятся:
- Положение об органе по сертификации;
- Руководство по качеству органа по сертификации, а также приказы и распоряжения, касающиеся функционирования органа по сертификации.
36. Орган по сертификации должен иметь Положение об органе по сертификации. Положение об органе по сертификации должно быть согласовано с центральным органом Системы. Положение также должно содержать:
- характер взаимодействия органа по сертификации с центральным органом Системы и другими организациями;
- перечень организаций, взаимодействующих с органом по сертификации;
- финансовую деятельность органа по сертификации;
- сведения о персонале (фамилии, имена, отчества, квалификацию (в том числе и образование), практический опыт работы и полномочия).
В Положении об органе, проводящем сертификацию, в отношении его финансовой деятельности должны быть установлены и обоснованы следующие положения: