15. Если гражданин заявляет одно основание пользования жилым помещением, а фактически проживает по другому основанию, не дающему ему право на субсидию, то уполномоченный орган при наличии документально подтвержденных сведений отказывает в предоставлении (прекращает выплату) субсидии на основе представления гражданином заведомо недостоверных сведений.
16. В функции уполномоченных органов не входит установление правовых оснований владения и пользования гражданами жилыми помещениями, а только прием и проверка документов, подтверждающих эти основания.
17. В случае, если в семье есть несколько членов, соответствующих всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 - 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций), заявителем на субсидию может быть любой из них.
18. Определение прав на субсидии граждан, проживающих в коммунальной квартире по самостоятельным основаниям и являющимися членами различных семей, а также расчет размера их субсидий производятся раздельно.
19. Если граждане, не относящиеся к членам одной семьи, определяемым в соответствии с пунктом 18 Правил, проживают в одном жилом помещении по разным основаниям (например, собственники, наниматели, поднаниматели и др., указанные в пунктах 3 и 5 Правил), то определение их прав на субсидии и расчет размера субсидий производятся раздельно.
20. При выяснении и оценке оснований пользования гражданами жилыми помещениями необходимо учитывать требования Гражданского кодекса Российской Федерации о том, что договор найма жилого помещения заключается в письменной форме (ст. 674) на срок, не превышающий 5 лет (ст. 683). При этом сведения о гражданах, постоянно проживающих в жилом помещении вместе с нанимателем, должны быть указаны в договоре найма (ст. 677 Гражданского кодекса Российской Федерации). При этом в договоре найма размер платы за жилое помещение устанавливается по соглашению сторон (ст. 682 Гражданского кодекса).
21. При оценке документов, подтверждающих правовые основания владения и пользования заявителем жилым помещением, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства, необходимо учитывать, что в соответствии с законодательством договор найма не может быть заключен между:
21.1. супругами, поскольку доходы обоих являются их общим имуществом (ст. 34 Семейного кодекса Российской Федерации), за исключением случаев, когда брачным договором установлено иное (ст. 42 Семейного кодекса Российской Федерации);
21.2. родителями и несовершеннолетними детьми, поскольку родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей (ст. 80 Семейного кодекса Российской Федерации);
21.3. опекуном, попечителем, а также их супругами и близкими родственниками и опекаемым, поскольку они не вправе совершать сделки с подопечным (ст. 37 Гражданского кодекса Российской Федерации).
22. Поскольку граждане, проходящие военную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осужденные к лишению свободы; признанные безвестно отсутствующими; умершие или объявленные умершими снимаются с регистрационного учета по месту жительства <*>, а граждане, находящиеся на принудительном лечении по решению суда, не могут обратиться в уполномоченные органы с заявлением о получении субсидий, в соответствии с частью 7 статьи 159 Жилищного кодекса устанавливается особенный порядок предоставления субсидий членам их семей. В случаях, когда наниматели жилого помещения по договору найма в частном жилищном фонде, члены жилищного или жилищно-строительного кооператива, собственники жилого помещения проходят вооруженную службу по призыву в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; осуждены к лишению свободы; признаны безвестно отсутствующими; умерли или объявлены умершими; находятся на принудительном лечении по решению суда, субсидии предоставляются членам семьи указанных граждан при условии, что они продолжают постоянно проживать в ранее занимаемых совместно с этими гражданами жилых помещениях.
--------------------------------
<*> См. подпункты "б", "в", "г", "д" пункта 31 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации и перечня должностных лиц, ответственных за регистрацию, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713.
23. Вместо граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил (см. пункты 12 и 22 Рекомендаций), обращаться за субсидией могут:
23.1. уполномоченные ими лица на основании доверенности, оформленной в соответствии с законодательством Российской Федерации <*>;
--------------------------------
<*> Доверенность выдается в порядке, установленном в соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации. Доверенность совершается только в письменной форме. Ее составление возможно в виде особого документа, письма, телеграммы и др. Доверенность на совершение гражданами широко распространенных действий, в том числе на выполнение действий с целью получения субсидий, может быть удостоверена организацией по месту работы, учебы, лечения, воинской службы, лишения свободы или жительства гражданина. При этом соответствующий документ должен содержать данные, необходимые для признания его доверенности (дату составления, реквизиты представителя и предоставляемого, существо полномочий).
23.2. законные представители несовершеннолетних детей или недееспособных граждан (родители, усыновители, опекуны, попечители).
24. Субсидия предоставляется по месту постоянного жительства заявителя. Подтверждением места постоянного жительства заявителя является его регистрация по месту жительства в соответствии с Правилами регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 во исполнение Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. N 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации".
25. Гражданин, пользующийся несколькими жилыми помещениями по основаниям, указанным в пунктах 3 и 5 Правил, может претендовать на субсидию для оплаты того жилого помещения, в котором он зарегистрирован по месту постоянного жительства.
26. При расчете субсидии недопустимо исключение из состава семьи заявителя ее членов, зарегистрированных по месту жительства в данном жилом помещении, которые временно проживают в другом жилом помещении в том же или в другом населенном пункте и зарегистрированы в нем по месту пребывания.
27. По месту временного пребывания граждан субсидии не предоставляются.
28. Субсидии предоставляются гражданам при отсутствии у них задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг или при заключении и (или) выполнении гражданами соглашений по ее погашению.
29. Граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они на момент обращения с заявлением о получении субсидии не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги:
29.1. за истекший и/или предшествующие ему прожитые месяцы - при обращении с заявлением с десятого числа по последнее число текущего месяца;
29.2. за месяц, предшествующий истекшему, и/или более ранние прожитые месяцы - при обращении с заявлением с первого до десятого числа текущего месяца.
30. Если договором управления многоквартирным домом установлен срок внесения плату за жилые помещения и коммунальные услуги, отличающийся от срока, установленного частью 1 статьи 155 Жилищного кодекса, то граждане считаются имеющими задолженность по оплате жилых помещений и коммунальных услуг (должниками) при условии, что они не полностью внесли плату за жилые помещения и коммунальные услуги за те месяцы, срок оплаты которых в соответствии с договором управления истек на момент обращения с заявлением о получении субсидии.
31. Граждане, имеющие задолженность по всем или некоторым видам оплаты жилого помещения и коммунальных услуг, вправе обратиться за субсидией только после погашения задолженности или заключения соглашения с кредиторами о ее погашении:
31.1. с управляющей организацией - при управлении многоквартирным домом управляющей организацией;
31.2. с органом управления товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива - при управлении многоквартирным домом соответствующей организацией;
31.3. с жилищно-эксплуатационными, ремонтно-строительными, специализированными, ресурсоснабжающими организациями, осуществляющими на основании договоров соответствующие виды деятельности, - при непосредственном управлении многоквартирным домом или при проживании в жилом доме.
Заключение указанных соглашений не входит в полномочия уполномоченных органов.
32. Если гражданин на момент предоставления субсидии не имел задолженности по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги, а в период предоставления субсидии в результате проведенных перерасчетов за прошлые периоды выявилась задолженность, образованная не по вине гражданина (например, вследствие счетной ошибки или применения неверных цен и тарифов), то погашение такой задолженности при предоставлении субсидий уполномоченный орган не учитывает.
III. Определение состава семьи получателя субсидии (заявителя)
33. Состав семьи получателя субсидии определяется из числа совместно проживающих с ним членов его семьи, включая самого заявителя.
34. Согласно подпункту "а" пункта 18 Правил в соответствии со ст. 69 Жилищного кодекса к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма необходимо относить проживающих совместно с ним его супруга, а также детей и родителей данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы признаются членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство. В исключительных случаях иные лица могут быть признаны членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма в судебном порядке.
35. Согласно подпункту "б" пункта 18 Правил в соответствии со статьей 31 Жилищного кодекса к членам семьи собственника жилого помещения необходимо относить проживающих совместно с данным собственником в принадлежащем ему жилом помещении его супруга, а также детей и родителей данного собственника. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи собственника, если они вселены собственником в качестве членов своей семьи.
36. Согласно подпункту "в" пункта 18 Правил в соответствии со статьей 2 Семейного кодекса Российской Федерации к членам семьи иных граждан, указанных в пунктах 3 и 5 Правил, необходимо относить супруга, родителей, в том числе усыновителей, и детей, в том числе усыновленных, а в случаях и в пределах, предусмотренных семейным законодательством, других родственников и иных лиц.
37. Состав семьи заявителя в целях предоставления субсидии определяется уполномоченным органом. В состав семьи заявителя включаются только те члены семьи, которые соответствуют условиям предоставления субсидий в зависимости от наличия гражданства Российской Федерации и регистрации по месту жительства.
38. При наличии разногласий между заявителем (получателем субсидии) и проживающими совместно с ним по месту постоянного жительства лицами, в том числе родственниками (свойственниками), по вопросу принадлежности к одной семье уполномоченный орган учитывает в качестве членов семьи заявителя (получателя субсидии) лиц, признанных таковыми в судебном порядке.
39. Несовершеннолетние граждане, приобретшие дееспособность в результате вступления в брак (пункт 2 статьи 21 Гражданского кодекса Российской Федерации), имеют те же права, что и граждане, вступившие в брак по достижении брачного возраста.
40. Разведенные супруги, в том числе проживающие в одном жилом помещении, ни при каких обстоятельствах не могут считаться членами одной семьи.
41. В соответствии со статьей 1 Семейного кодекса Российской Федерации признается брак, заключенный только в органах записи актов гражданского состояния. Фактические брачные отношения без государственной регистрации брака, независимо от продолжительности и наличия совместных детей (так называемый "гражданский брак"), не являются браком в юридическом смысле.
42. Граждане, не являющиеся членами семьи получателя субсидий, могут иметь самостоятельное право на субсидию, если они соответствуют всем условиям предоставления субсидий, указанным в пунктах 1 - 6 Правил (см. раздел II Рекомендаций).
IV. Документы, необходимые для решения вопроса о предоставлении субсидий
43. Граждане при обращении за субсидиями должны представить заявление о предоставлении субсидий (рекомендуемую форму заявления см. в Приложении N 1) и документы, указанные в пунктах 8 и 9 Правил.
44. К документам, подтверждающим правовые основания отнесения лиц, проживающих совместно с заявителем по месту постоянного жительства, к членам его семьи относятся:
44.1. свидетельство о браке;
44.2. свидетельство о расторжении брака;
44.3. свидетельство о рождении ребенка;