Решение Верховного Суда РФ от 19 января 2005 г. N ГКПИ04-1514

Именем Российской Федерации
Верховный Суд Российской Федерации
рассмотрел в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению открытого акционерного общества "Кормиловский комбинат хлебопродуктов" о признании недействующими: пункта 1 в части определения понятия: "нормативы водоотведения или нормативы сброса" и пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, установил:
открытое акционерное общество "Кормиловский комбинат хлебопродуктов" обратилось в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующими: пункта 1 в части определения понятия: "нормативы водоотведения или нормативы сброса" и пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167.
Как указывает заявитель, оспариваемые положения нормативного правового акта противоречат действующему законодательству Российской Федерации и нарушают права ОАО "Кормиловский КХП", т.к. предоставляют возможность органу местного самоуправления устанавливать ничем не мотивированные нормативы содержания вредных веществ в сточных водах при ее сбросе в систему канализации населенного пункта.
Представитель ОАО "Кормиловский КХП" адвокат П. поддержал заявленные требования и пояснил в суде, что законодательство предусматривает исключительные полномочия органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ по установлению нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Правительству РФ не предоставлено право делегировать третьим лицам (органам местного самоуправления) полномочий по установлению нормативов допустимого воздействия на окружающую среду. Представители заинтересованного лица Правительства РФ Д., К. возражали против удовлетворения заявленных требований и пояснили суду, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции высшего исполнительного органа государственной власти и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, который является абонентом и пользуется централизованными системами водоснабжения и канализации на основании договора с организацией водопроводно-канализационного хозяйства (водопользователем).
Выслушав объяснения представителя ОАО "Кормиловский КХП" адвоката П., представителей заинтересованного лица Правительства РФ Д., К., объяснения Р., допрошенного в качестве специалиста, исследовав материалы дела, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ В., полагавшей, что заявление не подлежит удовлетворению, и судебные прения, Верховный Суд Российской Федерации не находит оснований для удовлетворения заявленных требований.
Согласно части первой статьи 251 ГПК РФ организация, считающая, что принятым и опубликованным в установленном порядке нормативным правовым актом органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица нарушаются ее права и свободы, гарантированные Конституцией Российской Федерации, законами и другими нормативными правовыми актами, вправе обратиться в суд с заявлением о признании этого акта противоречащим закону полностью или в части.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167 утверждены Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации (в ред. Постановления Правительства РФ от 8 августа 2003 г. N 475).
Данный документ опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 22.02.1999 г. N 8.
В пункте 1 Правил даны понятия, которые применяются в настоящем нормативном правовом акте. Так, "нормативы водоотведения или нормативы сброса" это установленные органами местного самоуправления показатели объема и состава сточных вод, разрешенные к приему (сбросу) в системы канализации и обеспечивающие ее нормальное функционирование.
Пунктом 61 Правил предусмотрено, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства с учетом следующих условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных вод и загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации;
техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ;
защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Правила пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации регулируют отношения между абонентами (заказчиками) и организациями водопроводно-канализационного хозяйства в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и (или) канализации населенных пунктов. В силу статьи 426 Гражданского кодекса РФ организация водопроводно-канализационного хозяйства и абонент (юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, имеющие в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении объекты водоснабжения и (или) канализации), заключают между собой публичный договор, предметом которого является отпуск (получение) питьевой воды и (или) прием (сброс) сточных вод.
Допрошенный судом в качестве специалиста заместитель председателя правления Российской ассоциации водоснабжения и водоотведения Р. пояснил, что организации водопроводно-канализационного хозяйства (сокращенное наименование ВКХ) в соответствии с Водным кодексом РФ осуществляют специальное водопользование на основании лицензии и обязаны рационально использовать водные объекты, соблюдать условия и требования, установленные в лицензии на водопользование, в том числе, по охране водных объектов и окружающей природной среды.
Федеральный закон "Об охране окружающей среды", определяя правовые основы государственной политики в области охраны окружающей среды, под нормативами допустимого воздействия на окружающую среду понимает нормативы, которые установлены в соответствии с показателями воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и при которых соблюдаются нормативы качества окружающей среды.
Статьей 22 ФЗ "Об охране окружающей среды" для юридических и физических лиц - природопользователей установлены определенные нормативы допустимого воздействия на окружающую среду, а именно: нормативы допустимых выбросов и сбросов веществ и микроорганизмов; нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение;
нормативы допустимых физических воздействий (количество тепла, уровни шума, вибрации, ионизирующего излучения, напряженности электромагнитных полей и иных физических воздействий); нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды; нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду;
нормативы иного допустимого воздействия на окружающую среду при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, устанавливаемые законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях охраны окружающей среды.
Водный кодекс Российской Федерации в статье 109 "Нормативы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты" предусматривает, что порядок разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты устанавливается Правительством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 109 Водного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации издало Постановление от 19 декабря 1996 г. N 1504 "О порядке разработки и утверждения нормативов предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты".
Согласно пункту 5 настоящего Постановления нормативы предельно допустимых сбросов вредных веществ в водные объекты разрабатываются водопользователями на основании расчетных материалов по нормативам предельно допустимых воздействий на водные объекты, предоставляемых бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации, а также исходя из недопустимости превышения предельнодопустимых концентраций вредных веществ в водных объектах, определенных с учетом целевого использования этих объектов, и утверждаются бассейновыми и другими территориальными органами Министерства природных ресурсов Российской Федерации по согласованию с территориальными органами Государственного комитета Российской Федерации по охране окружающей среды, Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству, Федеральной службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, а также с территориальными органами санитарно-эпидемиологической службы Министерства здравоохранения Российской Федерации.
Установленные Водным кодексом Российской Федерации правовые основы использования и охраны водных объектов предполагают обязанность граждан и юридических лиц при использовании водных объектов осуществлять производственно-технологические, мелиоративные, агротехнические, гидротехнические, санитарные и другие мероприятия, обеспечивающие охрану водных объектов.
Из объяснений представителей Правительства РФ Д. и К. в суде следует, что Правила регулируют отношения между абонентами и организациями ВКХ в сфере пользования централизованными системами водоснабжения и канализации населенных пунктов и нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией ВКХ не произвольно, а с учетом ряда условий:
соблюдение норм предельно допустимых сбросов сточных води загрязняющих веществ в водные объекты, утвержденных для организаций водопроводно-канализационного хозяйства природоохранными органами; обеспечение проектных параметров очистки сточных вод на очистных сооружениях коммунальной канализации; техническая и технологическая возможность очистных сооружений коммунальной канализации очищать сточные воды от конкретных загрязняющих веществ; защита сетей и сооружений системы коммунальной канализации. Федеральный закон "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" к ведению органов местного самоуправления относит вопросы регулирования использования водных объектов местного значения; организации, содержания и развития муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации; участия в охране окружающей среды на территории муниципального образования (статья 6 настоящего Закона). Полномочия Правительства Российской Федерации в сфере природопользования и охраны окружающей среды определены Федеральным конституционным законом "О Правительстве Российской Федерации" и предполагают, что Правительство Российской Федерации:
обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности;
принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия (статья 18 настоящего Закона).
Правительство Российской Федерации, реализуя предоставленные ему полномочия в сфере регулирования отношений возникающих при заключении и исполнении публичных договоров, и с учетом законодательства в области охраны окружающей среды и компетенции органов местного самоуправления, правомерно определило, что нормативы водоотведения (сброса) по составу сточных вод устанавливаются абоненту органами местного самоуправления или уполномоченной ими организацией водопроводно-канализационного хозяйства.
Учитывая, что оспариваемые положения нормативного правового акта соответствуют действующему законодательству, изданы в пределах компетенции Правительства Российской Федерации и не нарушают гражданские права и охраняемые законом интересы организаций и предпринимателей без образования юридического лица, заявление ОАО "Кормиловский КХП" не подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194, 195, 198, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации решил:
заявление открытого акционерного общества "Кормиловский комбинат хлебопродуктов" о признании недействующими; пункта 1 в части определения понятия: "нормативы водоотведения или нормативы сброса" и пункта 61 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 февраля 1999 г. N 167, - оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней после вынесения судом решения в окончательной форме.