Тенденции развития общества требуют безотлагательного решения проблемы опережающего развития системы образования на основе информационных технологий. Информатизация предполагает изменение содержания, методов и организационных форм образования. Включение современных информационных технологий в образовательный процесс создает возможности повышения качества образования.
Необходимость разработки и принятия Федеральной целевой программы развития единой образовательной информационной среды обусловлена коренными изменениями в государственной политике Российской Федерации в области образования, принятием Федеральной программы развития образования и Национальной доктрины образования, развитием информатизации образования в мире, необходимостью координации программ по информатизации образования, проводимых в отдельных регионах России.
II. Цели и задачи, сроки и этапы реализации Программы
Целями Программы являются создание и развитие в Российской Федерации единой образовательной информационной среды, обеспечивающей:
единство образовательного пространства на всей территории страны;
повышение качества образования во всех регионах России;
сохранение, развитие и эффективное использование научно-педагогического потенциала страны;
создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе информационных технологий;
предоставление образовательных услуг русскоязычному населению за рубежом.
Задачи Программы:
1. Формирование информационно-технологической инфраструктуры системы образования, включая:
создание федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования;
предоставление образовательным учреждениям средств вычислительной техники, средств доступа к глобальным информационным ресурсам, общесистемных и прикладных программных средств, средств технического обслуживания.
2. Использование информационных и телекоммуникационных технологий в учебном процессе, включая:
создание и внедрение в учебный процесс наряду с традиционными учебными материалами современных электронных средств его поддержки и развития;
разработку средств информационно-технологической поддержки и развития учебного процесса;
обеспечение качества электронных средств поддержки и развития учебного процесса на основе их стандартизации и сертификации;
подготовку педагогических, административных и инженерно-технических кадров образовательных учреждений, способных эффективно использовать в учебном процессе новейшие информационные технологии.
Система программных мероприятий представлена в приложении N 1. Она направлена на обеспечение комплексного решения поставленных задач.
Сроки реализации Программы - 2001 - 2005 годы.
На первом этапе (2001 год) предусматривается поставка аппаратно-программного обеспечения в сельские школы, отбор прикладного программного обеспечения для использования в сельских школах в переходный период, организация подготовки учителей сельских школ к работе с информационными технологиями в образовании.
На втором этапе (2002-2003 годы) - разработка стратегии и методологии реализации Программы, организация федеральной системы информационного и научно-методического обеспечения развития образования, обеспечение учебных заведений средствами информатизации и доступа к информационно-образовательным ресурсам, разработка современных электронных учебных материалов и их экспериментальное апробирование, разработка программ, учебных планов и материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров.
На третьем этапе (2004-2005 годы) - завершение поставок средств информатизации в учебные заведения, организация системы технического обслуживания, разработка и тиражирование электронных учебных материалов, повышение квалификации и профессиональная переподготовка педагогических, административных и инженерно-технических кадров, создание системы открытого образования на основе дистанционных технологий обучения.
III. Система программных мероприятий
1. Развитие информационных технологий сферы образования
Основой образовательной системы является высококачественная и высокотехнологичная информационно-образовательная среда. Ее создание и развитие представляет технически сложную и дорогостоящую задачу. Но именно она позволяет системе образования коренным образом модернизировать свой технологический базис, перейти к образовательной информационной технологии в широком смысле этого слова и осуществить прорыв к открытой образовательной системе, отвечающей современным требованиям. Электронные и традиционные учебные материалы должны гармонично дополнять друг друга как части единой образовательной среды. Использование новейших информационных технологий должно способствовать решению педагогических задач, которые сложно или невозможно решать традиционными методами.
Для создания и развития информационно-образовательной среды должен быть полностью задействован научно-методический, информационный, технологический, организационный и педагогический потенциал, накопленный отечественной системой образования. При этом нельзя допустить разрушения сложившейся системы, утраты положительных результатов российского образования. Используя опыт и достоинства сложившейся образовательной системы, имеющей глубокие традиции, необходимо выстроить новую открытую образовательную систему, интегрирующую все доступные школе информационные технологии, обеспечить переход учителей к сознательному использованию методических и информационных средств в полном объеме.
На первом этапе реализации Программы должны быть разработаны и утверждены требования к электронным средствам поддержки и развития учебного процесса.
Учитывая новизну и сложность проблемы развития информационно-образовательной среды, ее решение требует экспериментального поиска на основе имеющегося в системе образования опыта работы с информационными технологиями. Необходимо выработать механизм, предполагающий обязательную экспериментальную проверку рекомендуемых для использования в учебных заведениях электронных учебных материалов.
Разработку электронных средств поддержки и развития учебного процесса предусматривается организовать в соответствии с уровнями образования (среднее общее, начальное профессиональное, среднее профессиональное, высшее профессиональное). Поскольку в базисных учебных планах общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального и среднего профессионального образования предусмотрен федеральный компонент, включающий образовательные области и базовые предметы общенационального и общекультурного значения, то разработка электронных учебных материалов по дисциплинам, входящим в федеральный компонент, должна осуществляться за счет средств федерального бюджета.
Электронные библиотеки. Широкое распространение новых информационных технологий сформировало необходимые предпосылки для создания электронных библиотек как средства накопления и распространения информационных и методических ресурсов. Благодаря интенсивно развивающейся сетевой инфраструктуре эти ресурсы становятся потенциально доступными любому пользователю сети и открывают неограниченные перспективы расширения аудитории обучающихся.
В составе электронных библиотек, создающихся в рамках настоящей Программы, должны быть сформированы тематические базы обучающих, справочных, иллюстративных, каталогизированных материалов для обеспечения адресного поиска и свободного доступа к ним через глобальные сети.
Принципы организации электронных библиотек должны обеспечивать возможность накопления, хранения и предоставления различных ресурсов - от текстовых до мультимедийных, а также моделирующих программ, функционирующих в различных программных средах.
Образовательные порталы. Ограниченность образовательных учреждений в получении информации является фактором, сдерживающим развитие системы образования, не позволяющим в полной мере задействовать научно-педагогический потенциал для решения актуальных задач в сфере образования.
Для решения указанной проблемы в перечне мероприятий Программы предусматривается реализация на базе ведущих вузов и научно-исследовательских институтов России ряда инвестиционных проектов по созданию системы общеобразовательных и специализированных порталов.
Медиатеки. Инструментальный программно-технический комплекс должен иметь прикладное программно-методическое обеспечение. При этом должно быть разработано общее положение о медиатеке образовательного учреждения. Это особенно важно в первый год развертывания работ по Программе и в первую очередь для школ, оторванных от культурной и информационной среды больших городов.
Разработка и тиражирование электронных учебных материалов. В ходе реализации Программы должна быть создана информационно-производственная база для разработки и тиражирования электронных учебных материалов (электронные учебники и справочники, энциклопедии, видеофильмы, мультимедийные средства, средства тестирования учащихся и др.) для индивидуальных и коллективных форм обучения. Создание электронных учебных материалов с использованием современных технологий предполагает объединение усилий высокопрофессиональных, специально подготовленных специалистов - ученых-педагогов, учителей, программистов, дизайнеров, сценаристов, психологов и др. Поэтому задача создания электронных учебных материалов требует поиска новых форм организации такой работы.
В ходе реализации Программы будут созданы корпоративные информационные системы, ориентированные на повышение эффективности управления системой образования на всех ее уровнях.
Средства сетевого тестирования и контроля знаний. В рамках работ по созданию информационно-образовательной среды предусматривается создание системы сетевого тестового контроля для дистанционного обучения.
Система дистанционного обучения. Для организации дистанционного обучения должен быть создан комплект документов и материалов, обеспечивающий индивидуальное обучение лиц, не имеющих возможности посещать образовательное учреждение (в силу социальных, психологических, физиологических особенностей или других причин), но желающих получить образование в форме экстерната.
Организация системы дистанционного обучения предусматривает:
разработку принципов и механизмов использования технологий коллективной работы территориально распределенных групп пользователей для организации единого учебного процесса. Разработку и использование многофункциональных интегрированных информационных систем на различных платформах;
обеспечение интерактивности процесса обучения;
создание региональных и университетских центров коллективного пользования уникальным лабораторным оборудованием в режиме удаленного доступа.
В целях обеспечения надлежащего качества средств информационных технологий учебного назначения предусматриваются работы по созданию нормативных документов по стандартизации в области образования, информационных технологий, информационной поддержки образования, развития телекоммуникационных сетей, открытых систем, систем передачи, хранения и обработки данных, которые должны учитывать сложившуюся международную практику в этой области. Указанные работы будут осуществляться в рамках Федеральной программы развития образования и федеральной целевой программы "Электронная Россия".
В ходе реализации Программы будет разработана система мер защиты учащихся от возможных негативных последствий ненормируемого использования компьютерной техники, в том числе современные правила и нормы, регламентирующие использование информационных и других компонентов образовательной среды.
Доктрина информационной безопасности Российской Федерации ставит перед системой образования такие задачи, как развитие системы подготовки кадров, обучение культуре работы с информацией и др. В рамках Программы предполагается сформировать концепцию информационной безопасности образовательной среды, организовать соответствующие образовательные курсы.
Общеобразовательные учреждения
Информатизация общеобразовательных учреждений - процесс изменения содержания, методов и организационных форм общеобразовательной подготовки учащихся на этапе перехода школы к образованию с использованием информационных технологий.
В рамках модернизации образования, обновления содержания образования, методов и форм организации учебного процесса должен быть сформирован перечень необходимых электронных средств обучения с учетом интеграции их с учебными средствами на традиционных носителях. Разработка электронных учебных материалов должна основываться на новейших технологиях, дающих возможность решать такие педагогические задачи, которые невозможно решить традиционными методами. Включение этих учебных материалов в учебный процесс современной школы обеспечит эффективное использование поставляемой в школы компьютерной и телекоммуникационной техники.