2.3. Технико-экономическое обоснование и расчет затрат на реализацию мероприятий Программы
2.3.1. Развитие инфраструктуры учреждений, реализующих молодежную политику и работающих с общественными объединениями
Вопросы создания и укрепления материальной базы учреждений, реализующих молодежную политику в Ленинградской области, в настоящее время актуальны. Основные проблемы неэффективной работы общественных объединений в современных условиях связаны с низким уровнем методической, информационной и организационной подготовки руководящих кадров этих объединений.
Поэтому в рамках этого раздела Программы в первую очередь предполагается финансирование деятельности Ленинградского областного молодежного учебно-методического центра "Лидер" (далее - центр "Лидер"), который будет выполнять следующие основные функции:
- научно-аналитическое и информационно-методическое сопровождение деятельности молодежных и детских общественных объединений;
- предоставление экспертно-консультационных услуг для руководителей общественных объединений, специалистов, работающих с молодежью;
- реализация обучающих программ, проведение семинаров, тренингов, курсов (в том числе выездных) и тому подобного по различным аспектам молодежной политики.
Центр "Лидер" планируется к созданию в 2001 году в городе Волхове. Сумма затрат на содержание центра "Лидер" рассчитана исходя из штатного расписания в составе пяти человек (директор, бухгалтер, инспектор-методист, специалист по деловым играм и технический работник) и двух или трех специалистов-психологов, привлекаемых к работе по совместительству. Заработная плата специалистов устанавливается согласно Единой тарифной сетке для работников бюджетных учреждений. Общий фонд заработной платы с начислениями с учетом заработной платы совместителей установлен в размере 15 тысяч рублей в месяц. В общую сумму планируемых расходов на содержание Центра включены также командировочные и канцелярские расходы в размере 20 тысяч рублей в год.
В 2003-2004 годах предусматривается увеличение расходов на содержание Центра в связи с увеличением минимального размера оплаты труда и, соответственно, фонда оплаты труда.
В 2004 году в Санкт-Петербурге планируется открыть учреждение под условным названием "Дом молодежных и детских общественных объединений", выполняющее в первую очередь функции организационного центра для общественных объединений Ленинградской области. В этом учреждении будут размещаться офисы или представительства большинства существующих молодежных и детских общественных объединений, проводиться встречи, конференции, рабочие совещания, консультации и другая работа по обеспечению деятельности общественных объединений.
Штатное расписание "Дома молодежных и детских общественных объединений" будет составляться в порядке, аналогичном порядку составления штатного расписания центра "Лидер".
В этом же разделе предусматривается выделение субсидий молодежным и детским общественным объединениям в соответствии с требованиями областного закона "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений, общественных объединений, реализующих молодежную политику в Ленинградской области" от 16 июня 1999 года N 37-оз.
2.3.2. Информационно-методическая и кадровая работа по поддержке деятельности молодежных и детских общественных объединений
По данному направлению деятельности планируется ежегодное издание двух или трех методических брошюр тиражом до 1000 экземпляров каждая, а также приобретение до 1000 экземпляров методических материалов в других регионах Российской Федерации. Кроме того, предусмотрены затраты на подбор специальной библиотечки, затраты на копирование, канцелярские и сопутствующие товары.
Социологическими опросами планируется охватить до 500 человек в одно исследование, до двух исследований за календарный год. Общая сумма затрат на одно исследование установлена в размере 15 тысяч рублей.
По направлению обеспечения молодежных и детских общественных объединений кадрами предусматривается формирование целевой группы студентов, получающих высшее образование по специальной программе на базе факультета социальной педагогики и психологии Ленинградского областного государственного университета.
Программой предусматривается обучение группы в 10-15 человек. Сумма затрат на обучение на 2002 год определялась исходя из средней стоимости платного обучения за одного студента по расчетам Ленинградского областного государственного университета. В дальнейшем предусмотрена индексация этих расходов.
Также планируется проведение семинаров для актива детских и молодежных общественных объединений, в том числе участие представителей Ленинградской области в семинарах, курсах (и тому подобному), проводимых в Северо-Западном регионе Российской Федерации и в городе Москве.
Сумма затрат на проведение семинаров рассчитывалась на основании фактических смет расходов на аналогичные мероприятия, проведенные комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области в 1999-2001 годах, (в размере 1 тысячи рублей на одного обучающегося за трехдневный семинар). В смету расходов включены затраты на проезд, проживание и питание участников семинара, заработную плату привлеченных специалистов, канцелярские расходы.
Всего за календарный год планируется не менее четырех областных семинаров (один раз в квартал) с количеством обучающихся на одном семинаре до 30-40 человек, также планируется участие не менее чем 50 человек в выездных семинарах в городе Москве и других регионах Российской Федерации.
2.3.3. Проведение общеобластных мероприятий с молодежными и детскими общественными объединениями
Во время проведения общеобластных массовых мероприятий для молодежного актива лидеры и руководители общественных объединений имеют возможность установления непосредственных контактов и личного общения, происходит обмен опытом работы, разработка совместных проектов и программ. В рамках таких мероприятий проводятся встречи молодых людей с руководством области, во время которых представители властных структур могут получить информацию о проблемах молодежи и ходе реализации молодежной политики в области от самой молодежи. Это помогает создавать, сохранять и расширять единое "молодежное пространство" Ленинградской области.
Предполагается следующий годовой календарь общеобластных массовых мероприятий: 1 квартал - проведение конкурса молодежных инициатив с подведением итогов в виде ежегодной Ярмарки молодежных инициатив в конце квартала; II и III кварталы - реализация программ и проектов - лауреатов проведенного конкурса, IV квартал - проведение очередной Ленинградской областной конференции молодежного актива, на котором подводятся итоги года и намечаются планы на следующий год.
Суммы затрат на проведение этих мероприятий рассчитаны на основании фактических смет расходов на аналогичные мероприятия, проведенные комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области в 1999-2001 годах из расчета не менее чем 300 рублей в сутки на одного участника мероприятия без учета транспортных расходов.
Предполагается участие в ярмарках молодежных инициатив от 150 до 200 человек, в Ленинградских областных конференциях молодежного актива - 300 человек. Кроме того, делегации от Ленинградской области в количестве до 10 человек ежегодно будут принимать участие как минимум в двух межрегиональных встречах молодежных лидеров. На Форум молодежи Ленинградской области будет приглашено до 600 человек, на слет лидеров молодежных организаций Северо-Запада России - до 300 человек.
2.3.4. Проведение конкурса вариативных программ и проектов общественных объединений
Система проведения конкурсов по отрасли молодежной политики отработана как на федеральном, так и на региональном уровне.
Комитет по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области разрабатывает соответствующее положение о конкурсе, в котором указываются требования к предлагаемым к реализации программам и проектам. В перечень требований включаются и экономические параметры, в частности, объем финансирования за счет средств местного бюджета и внебюджетных источников, результативности и эффективности вложения средств, требования к квалификации персонала, реализующего проект или программу и тому подобное.
Заявки конкурсантов рассматриваются экспертным советом, в который включаются как представители органов государственной власти, так и ученые, представители общественных объединений и другие независимые эксперты. По итогам рассмотрения экспертного совета, общественному объединению, выигравшему конкурс, предлагается заключить договор с комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области на реализацию программы - победителя конкурса.
В договоре также должно быть предусмотрено долевое финансирование данных программ как со стороны бюджетов муниципальных образований, так и за счет собственных средств организаций, заявивших программы на конкурс.
Конкурс вариативных программ планируется провести по трем номинациям, отражающим приоритетные направления реализации молодежной политики на территории Ленинградской области в 2002-2004 годах, а именно: "За здоровый образ жизни молодежи", "Мы - патриоты" и "Социально-активная молодежь - гарантия достойного будущего". В плане мероприятий также предусматривается долевое финансирование программ - победителей аналогичных федеральных конкурсов, проводимых Департаментом по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации. По каждой номинации планируется выделить три гранта: первой степени - 50 тысяч рублей, второй степени - 30 тысяч рублей, третьей степени - 20 тысяч рублей, итого - 100 тысяч рублей по каждому конкурсу.
2.3.5. Поддержка общественных объединений, работающих по различным программам реализации молодежной политики, на основе государственного заказа
Действующее законодательство по отрасли молодежной политики содержит требование о поддержке общественных объединений, включенных в областной реестр общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой. В этот реестр входят общественные объединения, чьи программы стали победителями всероссийских конкурсов вариативных программ в области молодежной политики в 1998 - 2000 годах, а также общественные объединения, длительное (не менее двух лет) время, выполняющие государственный заказ комитета по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области.
Предусмотрено, что поддержка общественному объединению оказывается по проведению мероприятий, которые являются актуальными в настоящий момент и соответствуют приоритетным направлениям работы в молодежной политике. Эти направления выделены для каждого конкретного общественного объединения. Предусматривается также конкурсная основа разработки и подачи программ, аналогичная изложенной.
По итогам конкурса общественное объединение заключает договор с комитетом по делам молодежи, физической культуре, спорту и туризму Правительства Ленинградской области, в которой фиксируется конкретный вид мероприятий, планируемых к проведению данным общественным объединением (сборы, фестивали, праздники, издание буклетов, изготовление атрибутики, другой печатной продукции и так далее).
В договоре также должно предусматриваться долевое финансирование программ этого общественного объединения как со стороны бюджетов муниципальных образований, так и за счет собственных средств общественного объединения.
Плановая сумма затрат определялась пропорционально численности членов или участников поддерживаемого общественного объединения, а также с учетом количества детей и молодежи, охватываемых программами этого общественного объединения.
На 2003-2004 годы предусмотрен резерв средств для создающихся студенческих общественных объединений и общественных объединений, проводящих программы работы с молодежью по месту жительства и с сельской молодежью, а также для других общественных объединений, которые будут созданы за время реализации Программы.
Основное финансирование мероприятий Программы предполагается осуществлять за счет средств областного бюджета по подразделу "молодежная политика".
Планируется также привлечение дополнительного финансирования на реализацию мероприятий программы из следующих источников:
средства федерального бюджета по Федеральной целевой программе "Молодежь России" будут привлекаться на конкурсной основе в соответствии с действующим порядком в случае получения грантов от Департамента по молодежной политике Министерства образования Российской Федерации по результатам участия программ общественных объединений в федеральных конкурсах вариативных программ;
финансирование из бюджетов муниципальных образований будет осуществляться в случае заключения специальных соглашений с муниципальными образованиями при условии наличия в бюджетах соответствующих муниципальных образований, утвержденных представительными органами местного самоуправления, расходов на проведение подобных мероприятий;
иные средства предполагается привлекать в виде собственных средств общественных объединений, грантов, полученных общественными объединениями от благотворительных и иных фондов, спонсорской помощи и других источников.
Раздел 3. Состав, функции и полномочия участников разработки и реализации программы
3.1. Определение состава исполнителей Программы
Программа предполагает совместную работу по поддержке общественных объединений как со стороны государственного органа (комитета по делам молодежи, физической культуры, спорту и туризму Правительства Ленинградской области), так и со стороны органов местного самоуправления, реализующих молодежную политику.
Кроме того, исполнителями мероприятий Программы могут стать общественные объединения, реализующие молодежную политику на территории Ленинградской области и входящие в областной реестр общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой, а также общественные объединения, чьи проекты по реализации молодежной политики стали победителями конкурса вариативных программ на областном или федеральном уровне.
По состоянию на 1 июля 2001 года в Областной реестр молодежных, детских и других общественных объединений, реализующих программы молодежной политики в Ленинградской области, комитетом по делам молодежи, физической культуры, спорту и туризму Правительства Ленинградской области включены следующие общественные объединения:
1. Региональное отделение общероссийской общественной организации "Молодежное Единство" Ленинградской области";
2. Молодежная общественная организация Ленинградской области "Лидер-клуб";