Принявший орган: Госстандарт России
Дата введения 01.07.2000
Предисловие
1 РАЗРАБОТАН И ВНЕСЕН АООТ Центральное проектно-конструкторское бюро "Электромонтаж"
2 ПРИНЯТ И ВВЕДЕН В ДЕЙСТВИЕ Постановлением Госстандарта России от 18 октября 1999 г. N 349-ст
3 Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст международного стандарта МЭК 60570 (1995) "Шинопроводы для светильников" с Изменением N 1 (1998) и Изменением N 2 (2000)
4 ВЗАМЕН ГОСТ Р 50527-93 (МЭК 570-85)
ВНЕСЕНО Изменение N 1, принятое и введенное в действие Постановлением Госстандарта России от 21.01.2003 N 24-ст с 01.09.2003 и опубликованное в ИУС N 4, 2003
1 Область применения
Настоящий стандарт распространяется на шинопроводы с двумя и более полюсами для присоединения светильников к источнику электрического питания либо на номинальное напряжение не выше 440 В между полюсами и номинальный ток не более 16 А, имеющие заземление (класс I), или на нормированное сверхнизкое безопасное напряжение не выше 25 В без заземления (класс III) и номинальный ток не более 25 А. Шинопроводы могут также обеспечивать механическое крепление светильников.
Стандарт распространяется на шинопроводы, предназначенные для помещений с нормальными условиями эксплуатации для установки или встраивания, или подвешивания на стены и потолки. Такие шинопроводы не предназначены для установки в местах, где преобладают специальные условия - на судах, транспортных средствах и т.д., а также в опасных зонах, например взрывоопасных.
Настоящий стандарт следует применять вместе с соответствующими разделами МЭК 60598-1, на которые даны ссылки.
1.1 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте используют следующие ссылки.
На момент издания настоящего стандарта указаны действующие редакции. Все нормативные документы подвергаются пересмотру и частичным изменениям, поэтому, по возможности, следует применять более поздние издания. Члены МЭК и ИСО ведут регистрацию действующих международных стандартов.
МЭК 60598-1 (1999) Светильники. Часть 1. Общие требования и методы испытаний
МЭК 60364-7-715 (1999) Электрические установки зданий. Часть 7-715. Требования для специальных установок или помещений. Сверхнизкие осветительные установки.
2 Определения
В настоящем стандарте используют определения из раздела 1 МЭК 60598-1 совместно со следующими определениями.
Примечание - Термин "светильник" (см. МЭК 60598-1), используемый в дальнейшем, также включает элементы шинопроводов для светильников.
2.1 шинопровод для светильников: Система, состоящая из секций с проводниками для присоединения светильников к электрической сети в различных местах, положения которых определяются только длиной и расположением секций шинопровода, и включающая в себя некоторые или все элементы, определения которых приведены в 2.2-2.8 (см. также рисунок 1).
2.2 секция шинопровода: Как правило, линейная конструкция, состоящая из проводников, заключенных в корпус, и предназначенная для механического и электрического присоединения светильников.
Примечание - Светильники могут устанавливаться или перемещаться вдоль шинопровода простым способом (т.е. без применения инструмента).
2.3 соединитель: Элемент, обеспечивающий электрическое или механическое соединение секций шинопровода.
2.4 вводное устройство: Элемент, используемый для электрического присоединения шинопровода к источнику питания.
Примечание - Функции вводного устройства и соединителя могут быть совмещены.
2.5 штепсель: Элемент, используемый для электрического присоединения светильника к секции шинопровода. Штепсель не предназначен для механического закрепления светильника на секции шинопровода.
2.6 адаптер: Элемент, используемый для электрического присоединения и механического крепления светильника к секции шинопровода.
Примечание - Адаптер может содержать выключатель или плавкий предохранитель.
2.7 подвес: Элемент, используемый для механического крепления шинопровода к монтажной поверхности.
2.8 подвес светильника: Элемент, используемый для механического крепления светильника к секции шинопровода.
2.9 номинальный ток: Ток, установленный изготовителем для шинопровода или его элементов.
Примечание - Под термином "ток" подразумевают его действующее значение, если не указано иное.
2.10 концевая заглушка: Элемент, предназначенный для установки на конце шинопровода и обеспечивающий электрическую и механическую защиту концов проводников.
2.11 рабочая изоляция: Изоляция, необходимая только для обеспечения нормальной работы шинопровода.
Примечание - Система сверхнизкого безопасного напряжения (БСНН) класса III не требует изоляции для защиты от поражения электрическим током, т.к. является безопасной по своему существу.
2.12 секция шинопровода класса III: Как правило, линейная конструкция, состоящая из проводников, заключенных в корпус, подвод питания к которой осуществляется от источника БСНН, и обеспечивающая механическое закрепление и электрическое присоединение светильников только класса III.
3 Классификация
Шинопроводы для светильников должны быть или класса I, или класса III в соответствии с положениями раздела 2 МЭК 60598-1.
Неразборные конструкции светильника, например адаптер, могут быть класса II в соответствии с положениями раздела 2 МЭК 60598-1, согласно которому устройства для заземления не предусматриваются.
Отдельно адаптеры не могут быть отнесены к классу II, но могут применяться со светильниками класса II.
4 Общие требования к испытаниям
4.1 Требования и испытания настоящего стандарта не должны применяться к устройствам, на которые имеются стандарты.
4.2 Испытания, установленные настоящим стандартом, являются типовыми.
Один испытуемый образец в составе согласно 4.3 должен быть подвергнут всем необходимым испытаниям.
Для сокращения времени и проведения некоторых видов испытаний, которые могут быть разрушающими, изготовитель может представить дополнительные образцы или части образцов при условии, что они изготовлены из тех же материалов, что и испытуемый образец, и результаты испытаний будут такими же, как если бы они проводились на целом образце.
4.3 Если не указано иное, образец испытывают в таком виде, в каком он представлен и для наиболее неблагоприятных условий применения в соответствии с указаниями изготовителя при температуре окружающей среды от 10 до 30 °С.
Испытуемый образец должен включать следующие элементы:
а) как минимум три секции общей длиной 2,4 м, в том числе одну секцию максимальной длины, указанной в документации изготовителя, если шинопровод должен собираться из отдельных секций.