7.5 Смежные секции шинопровода должны механически сочленяться между собой одним из следующих способов:
а) с помощью соединителей;
б) другими отличными способами, при этом соединители используют только для выравнивания секций в линию;
в) жестким закреплением секций непосредственно на опорной поверхности, при этом электрическое соединение должно быть надежным, если концы секций расходятся не более чем на 1 мм вдоль оси или на 1 мм под прямым углом к опорной поверхности.
Примечание - Смещение под прямым углом указывают, чтобы принять во внимание неровности монтажной поверхности.
Проверка должна проводиться испытаниями шинопровода в этом положении.
7.6 Испытания по 4.14.1 МЭК 60598-1 должны быть заменены следующими испытаниями деталей для крепления шинопроводов и светильников.
Для того чтобы испытать детали для крепления шинопроводов и светильников, включая адаптеры, детали устанавливают на шинопроводе как при нормальном применении и подвергают в течение 1 ч нагрузке, равной пятикратной по отношению к указанной изготовителем, но не менее 50 Н. Это испытание должно проводиться при окружающей температуре, превышающей температуру * шинопровода на 15 °С.
_______________
* Здесь и далее - верхний предел окружающей температуры, установленный изготовителем.
После испытания элементы шинопровода - секции и их детали крепления - не должны быть деформированы до такой степени, чтобы это привело к снижению безопасности, а элементы не должны отделяться от шинопровода.
Для выполнения следующего испытания на изгиб, являющегося дополнительным испытанием для деталей крепления светильников, шинопровод монтируют на горизонтальной поверхности.
Испытание должно проводиться при окружающей температуре, равной ( +15) °C.
Изгибающий момент 2,5 Н·м прикладывают к подвесу крепления светильника, при этом воздействие должно осуществляться в течение 1 мин в направлении, параллельном продольной оси, и в течение 1 мин - перпендикулярно продольной оси шинопровода.
После испытания подвес светильника и другие части шинопровода не должны быть деформированы до такой степени, чтобы была снижена безопасность и ослабло закрепление подвесов.
Примечание - Шинопроводы для районов с холодным климатом могут подвергаться дополнительным испытаниям.
7.7 Металлические детали, закрывающие токоведущие части, должны испытываться испытательным пальцем с наконечником приложением усилия 30 Н (см. рисунок 5 МЭК 60598-1). При проведении испытания воздушные зазоры между металлическими частями и токоведущими частями шинопровода должны быть не менее значений, указанных в разделе 8.
7.8 Полярность
При необходимости, для обеспечения надлежащей работы шинопровода предусмотрены средства, обеспечивающие соблюдение полярности на всем его протяжении.
Проверку проводят внешним осмотром.
7.9 Механическая и электрическая прочность
Элементы должны выдерживать без чрезмерного износа и других отрицательных последствий механические, электрические и тепловые воздействия, возникающие при нормальных условиях эксплуатации.
Проверку адаптеров и штепселей проводят следующими испытаниями, при которых за "операцию" принимают установку или снятие адаптера и/или включение или отключение адаптера и штепселя со скоростью, соответствующей обычному применению:
а) устройство для механического закрепления проверяют 100 операциями;
б) электрические контакты, которые действуют одновременно с устройством механического закрепления, проверяют 100 операциями на одном и том же месте секции;
в) электрические контакты, которые действуют независимо от устройства механического закрепления, проверяют 1000 операций. После каждых 100 операций контакты должны быть перемещены в новое место секции. Этому испытанию подвергают только адаптеры;
г) если штепсель или адаптер для шинопровода класса III конструктивно обеспечивает его установку в любом месте вдоль оси шинопровода без извлечения, он должен быть подвергнут 150 циклам перемещений по 4.14.3 МЭК 60598-1.
Испытания по перечислениям б) и в) проводят на переменном токе при номинальном напряжении, а значение испытательного тока должно быть 1,25 номинального тока элемента, при этом коэффициент мощности нагрузки должен быть около 0,6, если в маркировке не указан другой ток для активной нагрузки, при котором и проводят испытания переменным током в неиндуктивной цепи.
Для шинопроводов классов III коэффициент мощности принимают равным 1,0.
Примечание - В случае двойного назначения (см. 5.5б) должны применяться более тяжелые условия.
Если в качестве нагрузки с коэффициентом мощности 0,6 используют катушку индуктивности с воздушным сердечником, то параллельно ей подключают активное сопротивление, через которое должен протекать ток, составляющий около 1% тока, протекающего через катушку. Могут применяться катушки индуктивности со стальным сердечником, обеспечивающие практически синусоидальную форму тока. По заземляющей цепи не должен проходить ток.
После испытаний образцы должны выдержать испытания электрической прочности изоляции, проводимые по 10.2 МЭК 60598-1, при этом испытательное напряжение должно быть уменьшено до 1500 В. Для изделий класса III испытательное напряжение должно быть уменьшено до 500 В.
После испытаний образцы не должны иметь:
а) износа, препятствующего их дальнейшему использованию;
б) повреждения оболочек и перегородок;
в) ослаблений электрических и механических соединений.
До и после испытаний по настоящему пункту адаптеры (и штепсели) должны быть установлены на секции и их контакты должны быть нагружены током, составляющим 1,5-кратный ток адаптера. Падение напряжения на каждом контакте, включая и заземляющий контакт, не должно превышать 50 мВ.
7.10 Адаптеры, штепсели, соединители и вводные устройства класса III должны иметь такую конструкцию, чтобы их соединение с шинопроводом класса I того же изготовителя надежно предотвращалось.
Соответствие указанному требованию должно проверяться попытками установить адаптеры, штепсели, соединители и вводные устройства в секции образцов класса I. Не должно происходить никакого электрического соединения.
7.11 Защита от короткого замыкания
Должна быть исключена возможность замыкания проводников секций стальным испытательным щупом, показанным на рисунке 2.
7.12 Открытый паз в изолирующей прокладке секции шинопровода класса I, дающий доступ к проводнику, должен иметь размер не более 3 мм, и проводник должен быть утоплен в изолирующую прокладку на глубину не менее 1,7 мм. Контакты адаптеров класса III должны иметь размер не менее 3,5 мм в любом направлении, что должно быть учтено для открытых пазов в изолирующих прокладках проводников в любом шинопроводе класса I.
Примечание - Для ясности, размеры контактов адаптеров классов I и III измеряют в положениях, показанных на рисунках 3 и 4.
7.13 При разработке и изготовлении адаптеров для конкретных видов щинопроводов должны быть соблюдены условия, обеспечивающие взаимозаменяемость и безопасность при применении.
Испытаниям должны подвергаться отобранные и одобренные испытательным центром образцы секций шинопроводов или образцы, одобренные и представленные изготовителем.
Секции шинопровода и адаптер должны соответствовать всем требованиям настоящего стандарта.
8 Пути утечки и воздушные зазоры
Применяют положения раздела 11 МЭК 60598-1 с учетом требования 8.1 настоящего стандарта.
8.1 На разборных вводных устройствах, штепселях и адаптерах измерения проводят с присоединенными к зажимам проводниками наибольших сечений и без них.
На неразборных вводных устройствах, штепселях и адаптерах измерения проводят на образцах в том виде, в каком они представлены.