Распоряжение Правительства РФ от 28 февраля 2003 г. N 252-р стр. 2

совершенствование системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду и за пользование лесным фондом;
расширение спектра используемых финансовых инструментов с целью стимулирования притока капитала.
В области государственных расходов необходимы:
реализация среднесрочного бюджетного планирования, в том числе утверждение Правительством Российской Федерации параметров перспективного финансового плана на 2004-2006 годы, что позволит повысить предсказуемость бюджетной политики;
формирование в рамках федерального бюджета резервного (стабилизационного) фонда для защиты от неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктуры;
реализация Программы развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года в целях четкого разграничения бюджетных полномочий и сокращения "нефинансируемых мандатов", формирования и развития объективных и прозрачных механизмов финансовой поддержки региональных и местных бюджетов и повышения качества управления общественными финансами на региональном и местном уровне;
проведение анализа эффективности бюджетных расходов и подготовка предложений по их оптимизации с изменением механизмов их финансирования в целях создания возможности для снижения налоговой нагрузки на экономику при дальнейшем проведении налоговой реформы;
разработка законодательной базы для поэтапного перехода на систему бюджетирования по результатам;
внесение изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации и Бюджетный кодекс Российской Федерации в связи с учетом основных положений проектов федеральных законов "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (в новой редакции) и "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".

3. Институциональные и инфраструктурные реформы

Рыночная инфраструктура, включающая в себя как производственную (электроэнергетика, транспорт, связь), так и финансовую инфраструктуру (банковская система, фондовый рынок, рынок страхования) играет важную роль в формировании благоприятной бизнес-среды. Эффективное функционирование рыночной инфраструктуры снижает производственные и трансакционные издержки бизнеса, оказывает значительное влияние на его конкурентоспособность и возможности роста и развития. Формирование благоприятной бизнес-среды также тесно связано с реформой государственного управления, сокращением полномочий контрольных и надзорных органов, продолжением усилий по дебюрократизации экономики.
В 2003 году необходимо будет уделить особое внимание вопросам реформирования инфраструктурных монополий, поскольку от темпов и результатов их проведения во многом зависит и успех в осуществлении реформ в других сферах экономики. Реформы отдельных монополий тесно связаны между собой, что диктует необходимость усиления скоординированности их проведения, а также увязки по срокам и механизмам с реформой жилищно-коммунального хозяйства.
В 2003 году реформирование естественных монополий будет осуществляться в соответствии с принятыми нормативными правовыми актами в этой сфере. Следующим этапом должно стать окончательное формирование необходимой нормативной правовой базы и активная реализация мероприятий по формированию инфраструктуры и субъектов рынка.
Исходя из этого, в 2003 году основными задачами являются:
продолжение проведения институциональных преобразований;
развитие конкуренции;
формирование прогнозируемой и экономически обоснованной тарифной политики;
повышение прозрачности функционирования естественных монополий.
Достижение поставленных задач будет осуществляться путем реализации плана мероприятий по реформированию электроэнергетики и программы структурной реформы на железнодорожном транспорте.
Важной задачей в 2003 году станет развитие рынка газа в Российской Федерации, для чего необходимо обеспечить принятие концепции развития рынка газа и сформировать план по ее реализации.
Реформа жилищно-коммунального хозяйства идет не достаточно быстрыми темпами.
В этой связи в 2003 году необходимо обратить особое внимание на:
широкомасштабный переход к адресным субсидиям, предоставляемым потребителям услуг жилищно-коммунального хозяйства;
внедрение конкурентных принципов предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства.
Важным элементом рыночной инфраструктуры, создающим технические условия для роста бизнеса, снижающим трансакционные издержки, обеспечивающим внедрение новейших управленческих технологий и стимулирующим экономический рост на современной технологической основе, является современный уровень услуг связи (в том числе почтовой). В этой сфере необходимо дальнейшее продвижение по пути освоения самых передовых технологий связи, создания системы универсального обслуживания.
Огромный потенциал повышения эффективности - использование природных ресурсов. Существующая система не устраивает ни пользователей природных ресурсов, ни государство. Для первых отсутствуют равноправные и "прозрачные" условия доступа к ресурсам. Государство - как собственник ресурсов не имеет эффективных механизмов обеспечения своих интересов.
Поэтому, прежде всего необходимо выработать механизм установления и изъятия рентных платежей в целях обеспечения финансовых интересов государства как собственника, выравнивания условий хозяйствования пользователей природных ресурсов и стимулирования повышения эффективности работы предприятий, ввести полноценную состязательную процедуру предоставления прав пользования природными ресурсами. В этой связи необходимо принять закон о недрах, новые редакции Водного кодекса Российской Федерации и Лесного кодекса Российской Федерации.
Экономика не может устойчиво развиваться без наличия мощной и стабильной финансовой системы. Правительство Российской Федерации в 2003 году обратит особое внимание на развитие фондового рынка, реформирование банковской системы, приведение российских стандартов финансовой отчетности в соответствие с международными стандартами.
Развитая банковская система является важнейшим элементом функционирования экономики. В этой связи в 2003 году будет уточняться и продолжать реализовываться Стратегия развития банковского сектора Российской Федерации
Важным инструментом перетока финансовых ресурсов является фондовый рынок. В последние годы капитализация российских компаний, акции которых котируются на рынке, растет темпами, превышающими показатели большинства мировых торговых площадок. Тем не менее количество таких компаний остается крайне низким. Для стимулирования развития фондового рынка, дальнейшего повышения его капитализации, увеличения количества российских компаний-эмитентов, акции которых котируются на фондовом рынке, необходима разработка плана мероприятий по развитию фондового рынка.
Для стимулирования выхода предприятий на фондовый рынок, предоставления им возможности привлечения заемных средств через акционерный капитал необходимо обеспечить "прозрачность" деятельности компаний, в том числе с помощью использования международных стандартов финансовой отчетности. Эта мера повысит привлекательность портфельных инвестиций для стратегических инвесторов. Правительству Российской Федерации в 2003 году предстоит определить и закрепить в нормативных правовых актах порядок и сроки перехода российских компаний на Международную систему финансовой отчетности.
Развитие сферы науки и технологий отнесено к высшим приоритетам государства. В 2003 году будет усилена работа по обеспечению условий для сохранения и развития передовых научных школ, кадрового научно-исследовательского потенциала, научной инфраструктуры, приборной базы для фундаментальных и прикладных научных исследований, являющихся средой для расширенного воспроизводства знаний. Одновременно будет продолжена работа по переориентации существенной части государственных ресурсов на адресную поддержку приоритетов развития науки, технологий и техники с учетом имеющихся в России заделов в научно-технической и образовательной сферах.

4. Стимулирование диверсификации и повышение открытости экономики

Преобладание экспорта углеводородного сырья в общей структуре экспорта, недостаточная диверсификация структуры экономики, низкий уровень добавленной стоимости производимой продукции приводят к неустойчивости развития позитивных макроэкономических тенденций последних лет, ставят экономику и уровень жизни населения в слишком большую зависимость от колебаний конъюнктуры мирового рынка.
Для преодоления этого дисбаланса в 2003 году будут разработаны и реализованы меры, направленные на поддержку несырьевого экспорта, стимулирование снижения энергоемкости экономики, развитие высокотехнологичных производств. Важнейшим направлением диверсификации структуры экономики станет проведение налоговой политики, стимулирующей инвестиции. В связи с этим в 2003 году необходимо принять соответствующие поправки в Налоговый кодекс Российской Федерации, а также разработать законодательную базу для создания в Российской Федерации особых экономических зон.
Важной задачей будет обеспечение инновационного характера экономического роста, максимальное использование в качестве его источника интеллектуального ресурса. На это будут нацелены разработка и реализация комплекса мер по стимулированию инноваций (через формирование национальной инновационной системы), оптимизация государственного научно-технического комплекса и изменение схемы финансирования науки с переходом к преимущественному финансированию исследований, стимулирование венчурных инвестиций, что позволит увеличить объемы внебюджетного финансирования приоритетных научно-технических разработок и создать условия для более активного использования их результатов в бизнесе, в первую очередь, в малом и среднем. При этом приоритетным является формирование системы поддержки частных инвестиций в этой сфере.
Необходимо значительно повысить эффективность использования бюджетных средств в сфере науки: оптимизировать (в том числе путем сокращения количества государственных научных организаций) государственный сектор науки, перейти к преимущественному финансированию исследований на конкурсной основе.
Отдельными направлениями повышения инновационной составляющей валового внутреннего продукта станут создание нормативной базы и соответствующей инфраструктуры, позволяющей передавать технологии, созданные за счет средств федерального бюджета, для их доведения до уровня конечной наукоемкой продукции в частный сектор. Будут приняты дополнительные меры по регулированию правоотношений в сфере авторских и смежных прав, вовлечению в хозяйственный оборот и охране прав на результаты интеллектуальной деятельности.
В условиях глобализации высокие темпы экономического роста не могут поддерживаться исключительно на основе внутреннего спроса, необходима более полная интеграция в систему мирохозяйственных связей.
2003 год должен стать решающим этапом переговорного процесса по вступлению России во Всемирную торговую организацию на приемлемых для Российской Федерации условиях, что укрепит положение экспортеров на зарубежных рынках и будет способствовать выработке долгосрочных правил доступа иностранных производителей на отечественный рынок. Укреплению позиции Российской Федерации на переговорах будет способствовать завершение работы по приведению законодательства Российской Федерации в соответствие с нормами и правилами Всемирной торговой организации. Прежде всего, речь идет о законодательстве в области таможенного, налогового, валютного и технического регулирования, а также мер защиты внутреннего рынка. Таможенно-тарифная политика должна быть приведена в соответствие с задачами стимулирования несырьевого экспорта и импортозамещения.
В 2003 году необходимо вывести процесс экономической интеграции России с Союзным государством, Содружеством Независимых Государств и Евразийским экономическим сообществом на качественно новый уровень, что предполагает пересмотр приоритетов сотрудничества, переход от реализации и софинансирования межгосударственных коммерческих проектов к поэтапной гармонизации макроэкономической политики и законодательства, а также приведение в соответствие с международными нормами и правилами Всемирной торговой организации системы внешнеэкономического регулирования. В отношении Союзного государства необходимо четко определить этапы и формы интеграции, направить средства бюджета Союзного государства, предусмотренные на реализацию с коммерческих проектов и предоставление экономической помощи, на финансирование интеграционных процессов.

5. Формирование эффективной системы обязательного социального страхования и предоставления социальных услуг

Социальная сфера остается приоритетным направлением деятельности Правительства Российской Федерации. В 2003 году наибольшее значение приобретает реформирование здравоохранения и образования. Здоровье населения и уровень образования в конечном счете определяют качество жизни.
Основными направлениями развития системы образования будут являться: внедрение нормативной подушевой системы финансирования, интеграция профессионального образования и науки, в том числе фундаментальной, повышение качества образовательных услуг. Будет продолжена работа по оптимизации сети малокомплектных сельских школ.
Будут разработаны меры по расширению доступа к образованию лиц с ограниченными возможностями по состоянию здоровья, а также детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В сфере здравоохранения предстоит обеспечить принятие федерального закона "Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации" и других нормативных правовых актов, необходимых для осуществления комплексной реформы системы обязательного медицинского страхования с 1 января 2004 г., которая направлена на повышение качества и обеспечение доступности бесплатной медицинской помощи.
Необходимо внести изменения и дополнения в Бюджетный кодекс Российской Федерации и Гражданский кодекс Российской Федерации, а также обеспечить принятие федерального закона "О специализированных государственных (муниципальных) некоммерческих организациях", что позволит начать переход от сметного финансирования к финансированию по факту оказания услуг.
В 2003 году следует продолжить работу по реализации пенсионной реформы, в частности, принять нормативные правовые акты, обеспечивающие создание инфраструктуры для формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений и включение негосударственных пенсионных фондов с 2004 года в систему обязательного пенсионного страхования в качестве страховщиков.

***

Комплекс мероприятий Правительства Российской Федерации на 2003 год по реализации основных направлений социально-экономического развития Российской Федерации прилагается.