Пассажирские вагоны
2.20. Ремонт труб отопления, калориферов, расширителей и других узлов и деталей, расположенных в надпотолочном пространстве и труднодоступных местах, с применением электрогазосварочных работ должен производиться только после их демонтажа и вне вагона.
2.21. Сварочные работы непосредственно на вагонах должны проводиться только в соответствии с технологическими картами и правилами проведения сварочных и других огневых работ.
2.22. Для предотвращения образования взрывоопасных смесей окрасочные работы внутри вагона допускается проводить только кистью при проветривании вагона с помощью механической вентиляции.
2.23. Позиции для малярных работ по окраске вагонов должны располагаться в отдельных изолированных помещениях и отвечать требованиям, изложенным в разделе "Производства окрасочных работ". Допускается окраска концевых стен вагонов и тамбуров, а также грунтовка кузовов в сборочном цехе. Окрасочные работы проводятся только кистью, при этом радиус взрывоопасной зоны от окрашенных и грунтованных поверхностей принимается равным 5 м. В указанной зоне курение, применение открытого огня и проведение электрогазосварочных работ должно быть запрещено.
2.24. Перед началом работ по подзаряду аккумуляторных батарей, установленных на вагонах, должны быть установлены предупредительные знаки "Курение запрещено", "Огнеопасно".
Подзаряд аккумуляторных батарей должен производиться только при открытых аккумуляторных ящиках и заливочных пробках батарей.
2.25. В цехах депо запрещается:
а) при электросварочных работах использовать металлические конструкции вагонов в качестве обратного провода;
б) производить огневые работы вблизи аккумуляторных ящиков;
в) пользоваться открытым огнем у свежевыкрашенных вагонов;
г) применять открытый огонь для освещения внутри вагонов;
д) ставить в депо вагоны с топящимися котлами;
е) производить покраску котлов и котельных отделений при работающей топке;
ж) проводить сварочные работы на вагонах в цехе профилактического осмотра;
з) производить окраску вагонов при выключенной или неисправной вентиляции;
и) применять газобензорезные аппараты для срезки болтов и заклепок;
к) удалять старую краску на кузовах вагонов путем обжига.
Глава 4. ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ ПОДВИЖНОГО СОСТАВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ
1. Общие требования
1.1. Подвижной состав эксплуатируемого парка железных дорог должен отвечать требованиям пожарной безопасности, изложенным в государственных, отраслевых стандартах и других нормативных документах.
1.2. Перечень ответственных лиц за обеспечение пожарной безопасности в подвижном составе и их обязанности изложены в разделе 2 главы 1 настоящих Правил, а также в соответствующих инструкциях по обеспечению пожарной безопасности в подвижном составе.
1.3. Начальники депо и ремонтных заводов должны обеспечивать выполнение требований пожарной безопасности при проведении ремонтов КР-1, КР-2 и текущего ремонта подвижного состава в полном объеме и не допускать его выпуск в эксплуатацию с неисправностями, которые могут привести к пожару, а также в случаях невыполнения работ по модернизации пожароопасных узлов и средств пожаротушения, регламентированных планом МПС.
1.4. Запрещается выпускать в эксплуатацию после проведения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижной состав, не имеющий полного комплекта первичных средств пожаротушения, с неисправными или незаряженными установками пожаротушения, неисправной пожарной сигнализацией, а также неисправными аварийными выходами и системами дымоудаления на пассажирских вагонах.
1.5. Запрещается загромождать проходы, тамбуры и выходы в пассажирских вагонах, в вагонах дизель - поездов и электропоездов, а также провозить в них опасные грузы (легковоспламеняющиеся жидкости, газы, взрывчатые и ядовитые вещества и т.п.).
1.6. Электропечи, электрокалориферы, вентиляционные каналы, надпотолочные пространства тамбуров, шкафы с электроаппаратами и другие пожароопасные узлы и оборудование должны очищаться от пыли, горючих материалов и мусора. Периодичность очистки устанавливается в каждом депо в зависимости от условий эксплуатации.
1.7. Рабочие и служащие, связанные с техническим обслуживанием и ремонтом подвижного состава, а также локомотивные и поездные бригады должны проходить пожарно - техническую подготовку по программам, разрабатываемым начальниками соответствующих депо и заводов по ремонту подвижного состава. Лица, не прошедшие подготовку или не сдавшие зачеты по программам обучения, к работе не допускаются.
2. Тепловозы и дизель - поезда
2.1. Дизельные помещения тепловозов и дизель - поездов, аппаратные камеры, аккумуляторные батареи, кабины машинистов и другие узлы локомотивов и дизель - поездов должны постоянно содержаться в чистоте.
В кабинах машинистов должны быть установлены пепельницы в местах, удобных для обслуживающей бригады. Выбрасывать в окна незатушенные окурки и спички запрещается.
2.2. Смазочные материалы должны храниться в металлических емкостях (бидонах, масленках и т.п.) с плотно закрывающимися крышками.
Обтирочные концы, чистые и промасленные, должны храниться раздельно в металлических ящиках с крышками. Они должны находиться в установленных местах служебных отделений или в подкузовных специальных ящиках.
2.3. Защитные устройства электроустановок должны содержаться в исправности. Входы кабелей, проводов, клеммовые рейки, переходные коробки и выходы из них должны выполняться с применением переходных уплотнителей и втулок. Места электрических соединений должны иметь надежный контакт, а отсоединенные провода - изолированы и закреплены.
2.4. При обесточивании отдельных участков электрической цепи провода должны быть отсоединены от клемм с обеих сторон.
Отсоединенные концы следует изолировать и закрепить во избежание соприкосновения с электрическими контактами и подвижными деталями.
2.5. Электрические провода, детали и узлы электрического оборудования, расположенные в местах возможного воздействия на них масла или топлива, должны быть покрыты маслостойкими красками или защищены кондуитами, кожухами и т.п.
2.6. Запрещается работать без дугогасительных камер, с нарушенной изоляцией электропроводки и незакрепленными контактами.
2.7. Электропечи закрытого исполнения должны быть закреплены и изолированы от примыкающих конструкций из горючих материалов кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 10 мм.
2.8. В дизель - поездах и электропоездах внутренние поверхности тамбурных шкафов с электрооборудованием, камеры электрокалориферов и каналы калориферного отопления на протяжении 1,5 м от камер должны быть изолированы кровельной сталью по негорючему изоляционному материалу толщиной не менее 5 мм.
2.9. Гибкие соединения вентиляционных каналов тяговых электродвигателей и других систем, а также защитные рукава силовых кабелей должны быть выполнены из негорючих или трудногорючих материалов.
2.10. При текущих ремонтах и техническом обслуживании ТО-3 должна производиться очистка крыш от нефтепродуктов, глушителей и искрогасителей от нагара, а также проверка и очистка дренажных труб тепловозов и дизель - поездов.
2.11. Подтекание масла и топлива в трубопроводах, на дизелях, компрессорах, редукторах и других узлах не допускается.
2.12. Наполнение топливных баков тепловозов и дизель - поездов должно производиться ниже верхнего уровня не менее чем на 50 мм, имея в виду увеличение объема дизельного топлива при повышении температуры воздуха и при включении топливо - подогревательных устройств. Заправочный пистолет отводится от горловины бака только после полного прекращения поступления топлива. Заправочный пистолет должен иметь устройства для наворачивания на горловину бака, снятия статического электричества и быстрого отключения подачи топлива. После заправки баков топливом пробки баков должны быть плотно закрыты.
2.13. На тепловозах и дизель - поездах запрещается:
а) пользоваться для освещения и других целей открытым огнем (факелами, свечами, паяльными лампами и т.п.);
б) курить в дизельном помещении, вблизи аккумуляторных батарей и в период заправки топливных баков;
в) применять нетиповую или не соответствующую данной цепи по току срабатывания аппаратуру защиты;
г) хранить и провозить посторонние предметы (материалы) в дизельном отделении, высоковольтной камере, шахтах холодильников и других местах;
д) сушить спецодежду и другие материалы на двигателях, генераторах, выхлопных трубах и других пожароопасных местах;
е) оставлять открытыми индикаторные краны дизелей;