4.29. Дежурный персонал (мастер, бригадир, слесарь), осуществляющий надзор за вентиляционными установками, обязан проводить плановые профилактические осмотры вентиляторов, воздуховодов огнезадерживающих клапанов, фильтров, заземляющих устройств и принимать меры к устранению любых неисправностей или нарушений режима их работы, могущих послужить причиной возникновения или распространения пожара.
4.30. Вентиляционные установки, предназначенные для удаления воздуха из пожаровзрывоопасных помещений, а также для удаления взрывоопасных веществ от местных отсосов, должны быть исправны и оборудованы устройствами для защиты от статического электричества.
4.31. Местные отсосы вентиляционных систем, удаляющих пожаровзрывоопасные вещества, для предотвращения возможности попадания в вентиляторы металлических или твердых предметов, должны быть оборудованы защитными сетками или магнитными уловителями.
4.32. Оборудование и воздухоотводы вытяжных систем должны очищаться от горючих отложений (при отключенных вентиляторах) с использованием неискрообразующего инструмента.
4.33. Проверка, профилактический осмотр и очистка вентиляционного оборудования должны проводиться по графику, утвержденному руководителем объекта или подразделения. Результаты осмотра фиксируются в специальном журнале. Запрещается очистка вентиляционных систем от горючих отложений огневым способом (выжиганием).
4.34. Воздухоотводы вытяжных систем, по которым транспортируется взрывоопасная или горючая пыль, должны иметь устройства для периодической очистки от горючих отложений (люки, разборные соединения и др.).
4.35. При эксплуатации автоматических огнезадерживающих клапанов необходимо:
не реже одного раза в неделю проверять их общее техническое состояние;
своевременно очищать от загрязнения пылью и другими отложениями чувствительные элементы приводов задвижек (легкоплавкие замки, легкосгораемые вставки, термочувствительные элементы и т.п.);
ревизию автоматических огнезадерживающих устройств проводить в сроки, установленные графиком планово - предупредительного ремонта (ППР), но не реже одного раза в год. Результаты оформлять актом и заносить в паспорта соответствующих вентустановок.
4.36. Работающий электродвигатель подлежит немедленному отключению при: возникновении сильной вибрации электродвигателя; выявлении неисправности вентилятора; перегреве подшипников или корпуса электродвигателя; появлении признаков перегрузки электродвигателя (гудение, перегрев корпуса, запах горелой изоляции), появлении огня и дыма из электродвигателя в случае короткого замыкания, перегрузки или любой другой неисправности, могущей привести к возникновению пожара или взрыва.
4.37. При появлении неисправностей, могущих послужить прямой или косвенной причиной пожара (перегрузка вентиляторов, биение лопаток рабочих колес о кожух, перегрев подшипников и т.п.), следует немедленно остановить вентилятор и не допускать его включения до полного устранения неисправности.
очистку фильтрующих устройств производить по мере накопления уловленных вредностей. Уловленные отходы должны удаляться в специально отведенные места;
выгрузку горючей пыли из циклонов производить при выключенном вентиляторе;
если улавливаемые циклоном отходы сжигаются в топках котлов, то на питающем топку трубопроводе следует устанавливать шиберные заслонки автоматического действия;
при ручной очистке и ремонте фильтрующих установок не допускать применения открытого огня или искрообразующих инструментов;
осуществлять контроль за исправностью взрывных предохранительных и огнезадерживающих устройств (клапаны, мембраны, огнепреградители);
при появлении очагов самовозгорания немедленно принять меры к их ликвидации и удалению отходов и отложений в безопасное место.
4.40. В случае возникновения пожара в вентиляционной камере, в воздуховодах, фильтрующем устройстве или на любом участке вентиляционной системы следует выключить вентиляционную установку, сообщить о случившемся в пожарную охрану и администрации подразделения и принять меры к ликвидации пожара.
5. Требования пожарной безопасности для пассажирских и служебно - технических зданий сигнализации, централизации, блокировки и связи
Пассажирские здания
5.1. Требования пожарной безопасности, изложенные в разделах 1, 2, 3, 4 главы 1 настоящих Правил, распространяются соответственно на пассажирские помещения основного назначения, дополнительного обслуживания пассажиров, а также служебные и технические помещения. Планировочные решения вновь выстроенных и реконструированных пассажирских зданий и помещений должны соответствовать проектной документации, разработанной на основании требований СНиП и ведомственных норм технологического проектирования.
5.2. Вдоль пассажирских зданий должен быть обеспечен сквозной проезд пожарных автомобилей. Пассажирские помещения основного назначения, дополнительного обслуживания пассажиров, а также служебные и технические помещения должны быть обеспечены первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими Нормами оснащения объектов и подвижного состава железнодорожного транспорта первичными средствами пожаротушения.
5.3. Размещение киосков для торговли и выполнения других услуг для пассажиров в пассажирских зданиях допускается по согласованию с администрацией вокзала и органами пожарного надзора.
5.4. Оборудование пассажирских помещений основного назначения и дополнительного обслуживания пассажиров, а также служебных и технических помещений автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации регламентируется соответствующими разделами СНиП "Общественные здания и сооружения" и другими действующими нормативными документами.
5.5. Электронагревательные приборы, применяемые в буфетах, ресторанах, предприятиях бытового обслуживания пассажиров и других помещениях, должны устанавливаться на несгораемых подставках.
5.6. Стеллажи в камерах хранения ручной клади и багажных кладовых должны быть выполнены из негорючих материалов. Устройство антресолей не допускается.
5.7. Краска для маркировки багажа должна храниться в специально отведенном месте в металлической закрытой таре.
5.8. В пассажирских помещениях основного назначения, дополнительного обслуживания, камерах хранения и в багажных кладовых запрещается:
а) курить в неустановленных местах и применять открытый огонь;
б) принимать на хранение и к перевозке легковоспламеняющиеся и горючие жидкости, взрывчатые, едкие и ядовитые вещества, мотоциклы, мопеды и т.п. с наличием бензина (топливной смеси) в баках и с подключенными аккумуляторами;
в) оставлять без присмотра включенные электронагревательные приборы.
5.9. Размещение видеозалов (помещений для просмотра видеопрограмм) в пассажирских зданиях регламентируется "Правилами пожарной безопасности для видеокомплексов" (ППБ-151"В"-88), приведенными в Приложении 4. Ответственность за обеспечение пожарной безопасности видеокомплексов несут их руководители.
Служебно - технические здания сигнализации, централизации, блокировки и связи (посты ЭЦ, ГАЦ, ДЦ, ГАЦ-ЭЦ)
5.10. Планировочные решения и степень огнестойкости вновь выстроенных и реконструированных служебно - технических зданий СЦБ и связи должны соответствовать требованиям ВНТП/МПС-85 (Ведомственные нормы технологического проектирования. Служебно - технические здания СЦБ и связи на железнодорожном транспорте. Устройства автоматики и телемеханики на железнодорожном транспорте).
5.11. Категории служебно - технических помещений и зданий СЦБ и связи по взрывопожарной и пожарной опасности устанавливаются в соответствии с требованиями ВНТП-05-89/МПС (Определение категорий помещений и зданий производственного и складского назначения предприятий и объектов железнодорожного транспорта и метрополитенов по взрывопожарной и пожарной опасности).
5.12. Здания СЦБ и связи должны быть оборудованы противопожарным водопроводом и автоматической пожарной сигнализацией в соответствии с требованиями ВНТП/МПС-85 (Служебно - технические здания СЦБ и связи на железнодорожном транспорте). При отсутствии централизованного водоснабжения для зданий строительным объемом 1000 - 5000 куб. м допускается предусматривать пожарное водоснабжение из пожарных водоемов или резервуаров.
5.13. Противопожарные требования к системам теплоснабжения, отопления и вентиляции регламентируются СНиП и ВНТП/МПС-85. Содержание территории, зданий, помещений и энергетического оборудования должно соответствовать требованиям, изложенным в разделах 3 и 4 главы 1 настоящих Правил.
5.14. Встроенные в здания СЦБ и связи дизельные электростанции должны отделяться от других помещений противопожарными перегородками 1-го типа. В помещении электростанции должен устанавливаться расходный топливомасляный бак, оборудованный аварийным сливом.
При количестве горючих жидкостей до 1000 л допускается оборудование поддона или приямка, рассчитанных на прием указанного количества жидкости.
5.15. Для хранения топлива вне здания поста ЭЦ или дома связи при общем его количестве до 600 кг допускается использовать тарное хранилище II степени огнестойкости на одну секцию. При большем количестве топлива должны строиться специальные хранилища в соответствии с действующими противопожарными нормами.
5.16. Помещения аккумуляторных батарей, в которых производится заряд аккумуляторов при напряжении более 2,3 В на элемент, должны отвечать требованиям главы 4.4 ПУЭ, при этом должны соблюдаться следующие основные правила:
а) для аккумуляторной батареи следует предусматривать блокировку, не допускающую проведения заряда батарей с напряжением более 2,3 В на элемент при отключенной вентиляции;
б) проходы для обслуживания аккумуляторных батарей должны быть шириной в свету между аккумуляторами не менее 1 м при двухстороннем расположении аккумуляторов и 0,8 м при одностороннем;
в) расстояние от аккумуляторов до отопительных приборов должно быть не менее 0,75 м;
г) аккумуляторные батареи рекомендуется устанавливать в помещениях с естественным освещением; для окон необходимо применять матовое или покрытое белой клеевой краской стекло. Допускается аккумуляторные батареи устанавливать в помещениях без естественного освещения, при этом светильники должны быть во взрывозащищенном исполнении, а осветительная проводка выполняться в кислотоупорной оболочке. Выключатели, предохранители, штепсельные розетки и т.д. монтируются вне аккумуляторного помещения;
д) вход в аккумуляторное помещение должен осуществляться через тамбур. Устройство входа из бытовых помещений не допускается. Тамбур должен иметь такие размеры, чтобы дверь из помещения аккумуляторной батареи в тамбур можно было открывать и закрывать при закрытой двери из тамбура в смежное помещение. Двери тамбура должны открываться наружу и должны быть снабжены самозапирающимися замками, допускающими их открывание без ключа с внутренней стороны.
На дверях должны быть надписи: "Аккумуляторная", "Огнеопасно", "С огнем не входить", "Курение запрещается";
е) помещения аккумуляторных батарей должны быть оборудованы стационарной принудительной приточно - вытяжной вентиляцией в соответствии с требованиями главы 4.4 ПУЭ.
Включение вентиляции в дымоходы или в общую систему вентиляции здания запрещается;