ППБО-109-92. Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте стр. 6

ж) отопление помещения аккумуляторной батареи рекомендуется осуществлять при помощи калориферной установки, размещаемой вне этого помещения и подающей теплый воздух через вентиляционный канал.
При применении электроподогрева должны быть приняты меры против заноса искр через канал. При устройстве водяного (парового) отопления оно должно выполняться гладкими трубами, соединенными сваркой. Фланцевые соединения и установка вентилей запрещаются.
5.17. В зданиях СЦБ и связи силовые кабели напряжением 380/220 В прокладываются в соответствии с требованиями ВНТП/МПС-84 г. от 23.12.66 N Ш-3811/П-30562 и вводятся раздельно от кабелей СЦБ и связи. Кабели в помещениях должны прокладываться по металлическим конструкциям, укрепляемым на стенах или релейных стативах, а в аппаратных помещениях - в каналах. Деревянные щиты, перекрывающие кабельные каналы, должны быть обшиты снизу листовой сталью по негорючему изоляционному материалу. Кабельные каналы должны содержаться в чистоте.
5.18. Заземляющие устройства сооружений СЦБ и связи должны соответствовать требованиям ВСН 129/11-77 и методических указаний ГТСС N И-179-89 г. Щиты выключения питания постовых устройств автоматики и связи должны располагаться в местах, доступных для пользования обслуживающим персоналом при возникновении пожара и аварийных ситуаций.

6. Требования пожарной безопасности для складов общего и специального назначения, грузовых районов, контейнерных площадок и сортировочных платформ

Общие требования

6.1. Объемно - планировочные решения вновь выстроенных и реконструированных складских зданий, а также помещений для работающих на складах должны соответствовать требованиям СНиП и ведомственных норм технологического проектирования. Категории складских помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности должны устанавливаться в соответствии с ВНТП-05-89/МПС.
6.2. Помещения приемосдатчиков грузов, кладовщиков и бытовые помещения для рабочих, размещенные в зданиях складов, должны быть изолированы противопожарными преградами, а также иметь самостоятельный выход наружу.
6.3. В зависимости от класса помещений складов по ПУЭ электропроводка и электрические светильники должны отвечать требованиям глав 7.4 и 7.3 ПУЭ.
Электросветильники в помещениях складов следует размещать над проходами. Они должны находиться на расстоянии не менее О,3 м от сгораемых конструкций и 0,5 м от грузов.
6.4. В нерабочее время все силовые и осветительные сети в складах должны обесточиваться. Включение и выключение силового и осветительного электрооборудования должно производиться в каждой секции склада самостоятельно.
Отключающие аппараты должны быть установлены снаружи складов на несгораемых стенах или на отдельно стоящих опорах в закрытых несгораемых ящиках, которые в нерабочее время должны пломбироваться или опечатываться.
6.5. Транзитная прокладка проводов или кабелей и установка штепсельных розеток внутри складских помещений не допускается.
6.6. Переносные электрические светильники допускается применять напряжением 12 В в защитной металлической сетке.
6.7. Распределение грузов по складам, а также определение возможности совместного хранения веществ и материалов должны производиться на основе количественного учета показателей пожарной опасности, токсичности, химической активности и однородности средств пожаротушения по ГОСТ 12.1.004-91 "Пожарная безопасность. Общие требования". Порядок совместного хранения веществ и материалов следует устанавливать в соответствии со справочным приложением 7 упомянутого ГОСТа.
6.8. Стеллажи и шкафы для хранения грузов должны быть выполнены из негорючих материалов и надежно закреплены. В отдельных случаях, когда это требуется правилами хранения грузов, допускается применять деревянные полки, пропитанные огнезащитным составом.
6.9. Стеллажи и грузы должны располагаться так, чтобы продольный проход в складском помещении по ширине был не менее 1,0 м, поперечные проходы не менее ширины дверей (ворот), а расстояние от стен, батарей и труб центрального отопления - не менее 0,5 м.
6.10. При хранении грузов без стеллажей на полу складских помещений должны быть нанесены краской разграничительные линии для обозначения проездов (проходов) и разгрузочных площадок.
6.11. Автотранспорт, электрокары и другие транспортные средства запрещается оставлять после окончания работы в складских помещениях.
6.12. Не разрешается использовать чердачные помещения для хранения каких-либо грузов. Окна чердачных помещений должны быть остеклены и закрыты.
6.13. Грузовые районы, материальные склады и базы должны быть ограждены забором. Содержание территории должно соответствовать требованиям, изложенным в разделе 3 главы 1 настоящих Правил.
6.14. Открытые стоянки автомобилей на складских территориях допускается располагать не ближе 10 м от зданий, сооружений и площадок хранения грузов, а от глухих противопожарных стен не менее 2 метров.
6.15. Заправку горючим автомобилей и автопогрузчиков допускается производить только в специально отведенных местах.
6.16. Въезд автомобилей, автокранов, локомотивов, мотовозов и дрезин в закрытые складские помещения и в крытые сортировочные платформы, не имеющие специальных подъездных путей, не допускается.
6.17. Не допускается устройство воздушных линий электропередачи и наружных электропроводов над сгораемыми кровлями, навесами, штабелями сгораемых грузов, тары и складами для хранения горючих материалов.
6.18. Площадки для погрузки и выгрузки опасных и особо опасных грузов должны располагаться не ближе 50 м от зданий, сооружений и путей организованного движения поездов. При этом хранение опасных грузов должно осуществляться в складах I и II степени огнестойкости, а особо опасных грузов - преимущественно в отдельно стоящих зданиях I и II степени огнестойкости.
6.19. Кладовые для баллонов с газами и химических веществ на грузовых дворах, материальных складах и базах располагаются в специально отведенных местах.
6.20. Эстакады и другие разгрузочные устройства для выгрузки угля должны располагаться не ближе 50 м от складов тарных и штучных грузов и контейнерных пунктов.
6.21. Устройство хранилищ для горючих и легковоспламеняющихся жидкостей на территориях грузовых районов и материальных складов (баз) не допускается.
6.22. Деревянные конструкции складских помещений должны быть обработаны огнезащитным составом.
6.23. Устройство в складских помещениях сгораемых перегородок, антресолей и т.д. не допускается.
6.24. В грузовых районах, складах, базах и в кладовых запрещается:
а) установка газовых плит, бытовых электронагревательных приборов в складских помещениях;
б) курение, применение открытого огня, свечного и керосинового освещения;
в) размещение грузов или материалов на рампах и в противопожарных разрывах;
г) ставить под навесы крыш складов и крытых сортировочных платформ локомотивы, дрезины, мотовозы, вагоны с топящимися печами, а также цистерны с ЛВЖ и ГЖ;
д) применение открытого огня для подогрева двигателей автомашин, тракторов и других агрегатов.
6.25. Во всех складских помещениях должны быть вывешены таблички с указанием лиц, ответственных за пожарную безопасность, а также запрещающие знаки: "Огнеопасно", "С огнем не входить", согласно действующему стандарту.

Склады ЛВЖ и ГЖ

6.26. На складах ЛВЖ и ГЖ, входящих в состав предприятий (промышленных, транспортных и др.), нормы хранения нефтепродуктов и противопожарные требования к помещениям, связанным с хранением и раздачей нефтепродуктов, а также к противопожарным разрывам, регламентируются действующими СНиП.
6.27. Открытые склады ЛВЖ и ГЖ следует размещать на площадках с более низкой отметкой относительно производственных зданий и территории населенных пунктов.
Резервуары должны иметь ограждения (обвалование), препятствующие растеканию жидкостей в случае аварии. Склады нефтепродуктов, располагаемые на огражденных площадках предприятий, не должны иметь отдельного ограждения.
6.28. Территория склада ЛВЖ и ГЖ должна быть ровной, утрамбованной, посыпанной песком, огражденной, иметь наружное освещение и содержаться в чистоте. Места пролива жидкостей должны засыпаться песком.
6.29. Для предотвращения воздействия солнечной радиации наземные и заглубленные емкости с нефтепродуктами окрашиваются светлой краской.
6.30. На каждом резервуаре должны быть указаны вид продукта, тип резервуара и максимальный уровень заполнения. Результаты осмотра резервуаров и другого оборудования складов ЛВЖ и ГЖ должны записываться в специальном журнале. Запрещается эксплуатация резервуаров с наличием отпотин, подтеканий и сквозных отверстий.
6.31. Земляное обвалование и ограждение должны всегда находиться в исправном состоянии. Площади внутри обвалования должны быть спланированы, посыпаны песком и содержаться в чистоте. Повреждения обвалований и переходных мостков следует немедленно устранять.
6.32. При осмотре резервуаров, отборе проб или замере уровня жидкости следует применять приспособления, исключающие искрообразование при ударах. Должен осуществляться надзор за исправностью молниеотводов и заземляющих устройств с проверкой на омическое сопротивление один раз в год (летом при сухой почве). Огнепреградители должны проверяться при температуре воздуха выше нуля не реже одного раза в месяц, а при температуре ниже нуля - не реже двух раз в месяц.
6.33. Работы по ремонту резервуаров следует производить только после полного освобождения резервуара от жидкости, отсоединения от него трубопровода, открытия всех люков, тщательной очистки (пропарка и промывка), отбора из резервуара проб воздуха и анализа на отсутствие взрывоопасной концентрации.
6.34. При наливе не допускается переполнять емкости с нефтепродуктами.
При наливе и сливе ЛВЖ и ГЖ обслуживающий персонал должен соблюдать меры предосторожности при присоединении шлангов и других приборов к цистернам с горючим. При наливе наконечник шланга должен быть опущен до дна цистерны. Категорически запрещается наливать ЛВЖ и ГЖ в резервуары, цистерны и другую тару свободно падающей струей. Инструмент, применяемый во время операции слива и налива, должен быть изготовлен из металла, не дающего искр при ударах.