Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) стр. 11

а) чистка топок паровозов в неустановленных местах;
б) погрузка шлака с наличием признаков горения в подвижной состав;
в) постановка подвижного состава с горючими жидкостями, опасными и другими горючими грузами ближе 50 м от установленного места чистки топок паровозов.
2.32. Углеподающие эстакады должны быть выполнены из негорючих материалов.
На углеподающей эстакаде запрещается:
а) пользоваться приборами освещения невзрывозащищенного исполнения;
б) подавать топливо на транспортер и в бункера с признаками его горения или нагретого до температуры выше 60°C;
в) курить и применять открытый огонь для отогревания редукторов и других узлов транспортера.
2.33. Базы запаса локомотивов (паровозов) должны располагаться вдали от главных путей и иметь надежное ограждение и наружное освещение.
2.34. Водоснабжение базы должно отвечать требованиям раздела 1 настоящей главы, а здания и помещения оборудованы первичными средствами пожаротушения в соответствии с действующими нормами для депо по ремонту и техническому обслуживанию локомотивов.
2.35. Кладовые для хранения инструмента, инвентаря и запасных частей для паровозов, кладовые для хранения химикатов, консервирующих смазок и других материалов для периодического обновления консервации паровозов и их содержания на базе должны отвечать требованиям раздела 6 главы 1 настоящих Правил.
2.36. Установка печи для сушки силикагеля и инструкция о правилах пожарной безопасности при ее эксплуатации должны быть согласованы с пожарной охраной и утверждены начальником базы.
2.37. При проведении работ по консервации отдельных узлов паровоза путем напыления смеси топочного мазута и осевого масла с помощью распыляющих устройств запрещается:
а) пользоваться приборами освещения невзрывозащищенного исполнения;
б) курить и применять открытый огонь;
в) проводить параллельно другие работы, связанные с применением электро- и газосварки, а также работы по очистке от изгари, ржавчины и старой краски различных поверхностей паровоза.
2.38. После окончания работ по консервации узлов и деталей паровоза необходимо убрать все горючие и обтирочные материалы из будки машиниста, водяного бака, угольной ямы, огневой и дымовой коробок и других мест, где проводились работы по консервации; тару с остатками горючих жидкостей, а также порожнюю сдать в кладовую для хранения консервирующих смазок; убрать пролитое топливо и масло и засыпать песком.

3. Вагонные депо, депо и участки по ремонту контейнеров

Общие требования

3.1. Требования настоящего раздела распространяются на депо по ремонту и техническому обслуживанию грузовых, пассажирских вагонов и рефрижераторных поездов и секций, автономных рефрижераторных вагонов, депо и участков по ремонту контейнеров.
3.2. Начальники и главные инженеры службы вагонного хозяйства дорог, начальники отделов вагонного хозяйства отделений дорог и их заместители, начальники вагонных депо (участков) и их заместители (главные инженеры) обязаны обеспечить выполнение требований, изложенных в разделе 2 главы 1 настоящих Правил, не допускать отправку в рейс пассажирских и рефрижераторных поездов (секций) и АРВ с неисправностями, могущими привести к пожару, а также неисправными установками пожарной сигнализации и аварийными выходами пассажирских вагонов, а также установками пожаротушения рефрижераторных секций и АРВ.

Территория, здания и помещения депо (участков, парков и баз отстоя вагонов)

3.3. Содержание территории зданий и помещений депо должно отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил. Вагонные депо площадью более 5 га должны иметь не менее двух въездов. Расстояние между въездами не должно превышать 1500 м. К зданиями и сооружениям по всей их длине должен быть обеспечен подъезд пожарных автомобилей. При ширине здания до 18 м подъезд может быть с одной стороны, более 18 м - с двух сторон. Все проезды должны иметь твердое покрытие. На территории парков и баз отстоя вагонов должны быть дороги кругового объезда и продольные проезды с площадками для разворота пожарных автомобилей; размещение вагонов-гостиниц (для проживания людей) в составе отстойных вагонов запрещается.
3.4. Пути отцепочного и безотцепочного ремонта вагонов должны своевременно очищаться от горючих и других материалов, вагонных деталей и отходов.
Для их сбора в определенных местах следует устанавливать металлические ящики с крышками.
3.5. Компановка производственных участков и отделений, расстановка вагонов и технологического оборудования в зданиях депо должны соответствовать требованиям норм проектирования. Расстановка технологического оборудования, ширина проездов, проходов, разрывы между ремонтными позициями должны обеспечивать взрывопожаробезопасность технологических процессов и соответствовать требованиям норм технологического проектирования депо.
3.6. Запас материалов и изделий должен отвечать следующим требованиям: на рабочем месте - не более сменной потребности; в кладовых участков и отделений - не более пятисуточной потребности; на складе депо - не более месячной потребности. Нагрузка на полезную площадь склада должна соответствовать нормативной.
3.7. На каждую базу (парк) отстоя вагонов должен быть разработан оперативный план пожаротушения, регламентирующий порядок эвакуации и рассредоточения вагонов, действия работников станции при возникновении пожара, а также по вызову дополнительных сил и средств, локомотивов и других специальных служб, предусмотренных планом.
Оперативный план пожаротушения является обязательным приложением к техническо-распорядительному акту (ТРА) станции, в состав которой входит база (парк) отстоя вагонов.
3.8. На территории депо должны быть оборудованы площадки для сбора горючего мусора и обтирочного материала в контейнеры с крышками; площадки для отходов пиломатериалов в объеме 5-суточной потребности, размещение которых должно отвечать требованиям раздела 3 главы 1 настоящих Правил.
3.9. Объемно-планировочные решения производственных помещений депо и участков по ремонту контейнеров должны соответствовать требованиям норм технологического проектирования.
3.10. Установка контейнеров должна производиться на специально отведенных площадках, размещаемых на расстоянии не менее 15 м от зданий и сооружений депо (участка). Размеры площадок для складирования контейнеров, ожидающих ремонта или отправки после ремонта, устанавливаются Нормами и зависят от типа контейнеров, величины технологического запаса контейнеров и высоты складирования.
3.11. Количество ярусов складирования контейнеров (универсальных и специализированных групповых) должно быть: для крупнотоннажных и среднетоннажных - не более 2, для малотоннажных - не более 3.
Контейнеры формируются по секциям с одинаковым объемом ремонта, при этом расстояние между секциями через каждые 50 м длины площадки должно быть не менее 5 м.
3.12. К площадкам складирования контейнеров предъявляются требования пожарной безопасности, изложенные в п.п.6.78 - 6.84 главы 1 настоящих Правил (склады лесоматериалов).
3.13. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию, экипировке и ремонту подвижного состава изложены в главе 3 настоящих Правил.

4. Промывочно-пропарочные станции и пункты

4.1. Площадки, отводимые под промывочно-пропарочные станции (пункты), должны отвечать требованиям типового технологического процесса станций и располагаться от железнодорожных путей и от ближайших стационарных и тракционных путей на расстоянии не менее 30 м, а от соседних железнодорожных зданий и сооружений - не менее 50 м.
Участки территории, на которых производится обработка цистерн, должны иметь твердое покрытие, не допускающее проникновение нефтепродуктов в грунт.
4.2. Подача цистерн к местам их обработки производится только тепловозами (мотовозами), оборудованными искрогасителями. При подаче цистерн устанавливается прикрытие не менее двух четырехосных вагонов. Приближение тепловозов к местам очистки ближе 20 м не допускается, что должно быть обозначено сигналом, запрещающим дальнейшее движение.
4.3. Электрооборудование, аппараты и приборы в депо очистки должны быть во взрывозащищенном исполнении. Установка электрораспределительных устройств в помещении очистки не разрешается.
4.4. Сливные приборы, крышки колпаков и загрузочных люков цистерн, подаваемых под обработку на промывочно-пропарочные станции и пункты, должны быть закрыты. Обработанные цистерны должны иметь исправную запорную арматуру.
4.5. Пути, на которых производится заправка клапанов сливных приборов цистерн, должны быть оборудованы желобами или другими приспособлениями для улавливания остатков нефтепродуктов. Люки и приямки на отстойниках и трубопроводах должны быть постоянно закрыты крышками.
4.6. При заправке клапанов должны использоваться только аккумуляторные фонари и неискрообразующий инструмент.
4.7. Резервуары, трубопроводы, эстакады, цистерны под сливом и сливо-наливные железнодорожные пути обеспечиваются надежным заземлением для отвода статического электричества.
4.8. Металлические переносные и передвижные лестницы снабжаются медными крючками и резиновыми подушками под стыками.
4.9. Вентиляционные камеры, короба и воздуховоды в депо очистки должны быть из несгораемых материалов, а вентиляционные агрегаты взрывобезопасными. Переключение вентиляционных агрегатов для дегазации цистерн не допускается.
4.10. Отопление депо очистки и других зданий может быть только центральное (водяное, паровое низкого давления или воздушное без рециркуляции и электроподогрева).
4.11. Освещение внутри котлов цистерн допускается только аккумуляторными фонарями. Включение и выключение фонаря необходимо производить вне цистерн.
4.12. Использованные обтирочные материалы убираются в металлические ящики и по окончании рабочего дня выносятся в безопасное в пожарном отношении место.