Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) стр. 18

1.70. Для повышения качества очистки камер и отложений красок и лаков стенки их рекомендуется покрывать тонким слоем тавота или составом ПС-40. При очистке поверхности от отложений нитрокрасок нельзя допускать ударов о металлические конструкции. Во избежание искрообразования скребки должны быть изготовлены из цветного металла.
Запрещается выжигание отложений краски в камерах и воздуховодах, гидрофильтрах, вентиляторах и т.п.
1.71. Для снятия зарядов статического электричества в процессе окрашивания изделий технологическое оборудование, электрооборудование и изделия должны быть заземлены.
1.72. Пролитые на пол лакокрасочные материалы и растворители следует немедленно убирать.
Уборку эпоксидных лакокрасочных материалов необходимо производить бумагой, а затем ветошью, смоченной ацетоном или этилцеллозольвом, после чего промыть теплой водой с мылом.
Мытье полов, стен и оборудования горючими растворителями запрещается.

Производства с наличием станков, кузнечно-прессового и штамповочного оборудования, содержащих масла в системах гидропривода, смазки и охлаждения

1.73. На помещения, в которых размещаются станки, кузнечно-прессовое и штамповочное оборудование, содержащие масла в системах гидропривода, смазки и охлаждения, распространяются требования пожарной безопасности для производств с применением ЛВЖ и ГЖ. Расстановка станков и оборудования должна соответствовать проектной документации и обеспечивать безопасную эвакуацию людей в случае пожара.
1.74. Планово-предупредительный ремонт и техническое обслуживание должны проводиться в установленные инструкцией по эксплуатации станков и оборудования сроки. Работа с неисправными станками и оборудованием, при наличии утечки масла из систем гидропривода, смазки и охлаждения не допускается.
1.75. Промывка гидробаков, фильтров и других узлов и деталей в органических растворителях допускается в ваннах, помещаемых в шкафы с вытяжной вентиляцией.
Замена масла в гидробаках должна быть механизирована с применением передвижных насосных установок и герметичной тары. Пролитое масло должно быть убрано, а система гидропривода проверена на герметичность.
1.76. Степень защиты оболочек электродвигателей, приборов, шкафов, сборок зажимов и электрических светильников должна соответствовать классу П-I, согласно ПУЭ, а кабели и провода должны иметь оболочку из материалов, не распространяющих горение. Применение неизолированных проводов запрещается.
1.77. С целью снижения пожарной опасности помещений цехов и отделений, в которых размещаются станки, содержащие масла, предусматривать их оборудование поддонами, вмещающими объем находящихся в системах гидропривода масел, а помещение цеха - установками пожаротушения, обеспечивающими тушение разлившейся жидкости в пределах отбортовки.

Сушильно-пропиточные отделения

1.78. Сушильно-пропиточное отделение должно быть расположено в отдельном помещении, изолированном от соседних помещений противопожарными перегородками. Помещение должно быть оборудовано приточно-вытяжной вентиляцией, а электроустановки должны соответствовать классу помещений В-1а, согласно ПУЭ.
1.79. На сушильно-пропиточные отделения распространяются требования пожарной безопасности для производств с применением ЛВЖ и ГЖ и окрасочных работ.
1.80. Разбавление пропиточного лака растворителями до рабочей вязкости и подача его в рабочие емкости должны осуществляться централизованным способом из помещения лакоприготовления по трубопроводам.
Предельная степень заполнения рабочих емкостей должна быть указана в технологическом регламенте и местной инструкции.
1.81. Автоклавы для пропитки обмоток якорей и окраски полюсных катушек методом окунания должны иметь специальное укрытие, оборудованное вытяжной вентиляцией. Объем удаляемого воздуха должен быть достаточен для разбавления выделяющихся паров растворителей до концентрации, не превышающей 20% нижнего предела взрываемости.
1.82. Для аварийного слива пропиточных и лакокрасочных материалов, находящихся в автоклавах и лакоприемнике, должен быть установлен подземный резервуар за пределами здания.
1.83. Для контроля за состоянием воздушной среды в сушильно-пропиточном отделении должен устанавливаться автоматический сигнализатор довзрывоопасной концентрации паров растворителей в помещении.
Сигнализатор должен обеспечивать автоматический пуск аварийной вентиляции.
Кроме автоматического включения, должно быть обеспечено ручное включение системы аварийной вентиляции. При отсутствии газоанализаторов должен осуществляться периодический лабораторный анализ воздушной среды в соответствии с местной инструкцией.
1.84. Для ограничения разлива жидкости при повреждении оборудования должны устанавливаться быстродействующие клапаны-отсекатели и задвижки, а также предусмотрено устройство приямка для размещения рабочих емкостей, рассчитанных на максимальное количество вытекающей жидкости из наибольшего по объему автоклава.
1.85. Требования к сушильным камерам изложены в разделе "Производство окрасочных работ". Естественную сушку окрашенных полюсных катушек следует проводить в вытяжных шкафах (камерах), оборудованных местной вытяжной вентиляцией.

Регенерационно-пропиточные отделения

1.86. Помещения регенерационно-пропиточных отделений должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией.
1.87. Приготовление осевого масла, пропитка подбивочных материалов и польстеров производятся в металлических баках с плотно закрывающимися крышками.
1.88. Подбивочные материалы и польстеры просушиваются в сушильных камерах, оборудованных паропроводом.
Сортировка этих материалов выполняется на специальных столах, оборудованных вытяжной вентиляцией.
1.89. Под спускными кранами раздаточных баков устанавливаются металлические противни. Пролитые в них горючие жидкости должны регулярно удаляться.
1.90. Легковоспламеняющиеся жидкости, применяемые в качестве растворителей, разрешается хранить в количествах не более сменной потребности в металлической таре с герметическими крышками.
1.91. В помещениях и на территории регенерационно-пропиточного отделения запрещается:
а) оставлять в сушильных камерах подбивочные и другие материалы без присмотра;
б) сливать масла из цистерн в баки по открытым лоткам;
в) устанавливать и хранить посторонние предметы и материалы;
г) курить и применять открытый огонь.

2. Требования пожарной безопасности при проведении работ по техническому обслуживанию и текущему ремонту подвижного состава

Тяговый подвижной состав

2.1. В депо и ПТОЛ должны находиться первичные средства пожаротушения в количестве, установленном нормами. Разливы масла и топлива в кузове локомотива и вблизи него не допускаются.
2.2. При подзарядке аккумуляторных батарей электровозов, находящихся на ремонтном стойле, в кузове должна быть включена принудительная вентиляция. Крыши аккумуляторных ящиков, люки, заливочные пробки батарей должны быть открыты.
2.3. При постановке тепловозов и дизель-поездов в ремонтные стойла дизельное топливо и масло необходимо сливать в специально установленные емкости в случаях, предусмотренных технологическим процессом вида текущего ремонта.
2.4. При сварочных работах в кузове ТПС необходимо обеспечить место производства работ огнетушителем, песком и водой, установить защитные экраны (щиты) для ограничения разлета искр. Выполнять сварочные работы на топливных баках, резервуарах разрешается после удаления остатков горючих жидкостей и промывки горячей водой с последующей проверкой на отсутствие взрывоопасных концентраций паров ЛВЖ.
Сварщик не должен приступать к огневым работам без письменного разрешения главного инженера объекта, согласованного с пожарной охраной. Не допускать проведение сварочных работ на свежеокрашенном подвижном составе.
2.5. Для предотвращения образования взрывоопасных смесей окрашивать кузова внутри необходимо при проветривании их с помощью механической вентиляции.
2.6. Очистка и обезжиривание деталей гидропередач и дизелей органическими растворителями должны проводиться на стендах и в ваннах, которые оборудуются местными отсосами или вытяжными шкафами.
Испытания топливной аппаратуры и ее ремонт должны проводиться на стендах, установленных в вентилируемых шкафах.
2.7. Позиции для малярных работ по окраске ТПС должны располагаться в отдельных изолированных стойлах и отвечать требованиям, изложенным в разделе "Производства окрасочных работ". При ремонте ТР-3 допускается окраска кистью в общем помещении цеха с соблюдением правил пожарной безопасности и наличии первичных средств пожаротушения. При этом взрывоопасная зона от поверхности окрашенных узлов ТПС принимается равной 5 м. Работы с применением открытого огня (сварочные и т.п.) допускается проводить не ближе 15 м от указанной зоны. Место сварки следует ограждать защитными экранами (металлическими листами и др.).
2.8. На каждом производственном участке должны быть отведены места для курения, обозначенные соответствующим указательным знаком. В отделениях ремонта топливной аппаратуры, фильтров, аккумуляторных батарей, пропиточном, окрасочном, столярном и в других, в которых находятся горючие материалы, не допускается применять открытый огонь и не разрешается курить. На дверях этих помещений должны быть вывешены запрещающие знаки согласно действующему стандарту.

Грузовые вагоны