Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте (ППБО-109-92) (утв. МПС РФ 11 ноября 1992 г. N ЦУО-112) стр. 7

6.30. На каждом резервуаре должны быть указаны вид продукта, тип резервуара и максимальный уровень заполнения. Результаты осмотра резервуаров и другого оборудования складов ЛВЖ и ГЖ должны записываться в специальном журнале. Запрещается эксплуатация резервуаров с наличием отпотин, подтеканий и сквозных отверстий.
6.31. Земляное обвалование и ограждение должны всегда находиться в исправном состоянии. Площади внутри обвалования должны быть спланированы, посыпаны песком и содержаться в чистоте. Повреждения обвалований и переходных мостков следует немедленно устранять.
6.32. При осмотре резервуаров, отборе проб или замере уровня жидкости следует применять приспособления, исключающие искрообразование при ударах. Должен осуществляться надзор за исправностью молниеотводов и заземляющих устройств с проверкой на омическое сопротивление один раз в год (летом при сухой почве). Огнепреградители должны проверяться при температуре воздуха выше нуля не реже одного раза в месяц, а при температуре ниже нуля - не реже двух раз в месяц.
6.33. Работы по ремонту резервуаров следует производить только после полного освобождения резервуара от жидкости, отсоединения от него трубопровода, открытия всех люков, тщательной очистки (пропарка и промывка), отбора из резервуара проб воздуха и анализа на отсутствие взрывоопасной концентрации.
6.34. При наливе не допускается переполнять емкости с нефтепродуктами.
При наливе и сливе ЛВЖ и ГЖ обслуживающий персонал должен соблюдать меры предосторожности при присоединении шлангов и других приборов к цистернам с горючим. При наливе наконечник шланга должен быть опущен до дна цистерны. Категорически запрещается наливать ЛВЖ и ГЖ в резервуары, цистерны и другую тару свободно падающей струей. Инструмент, применяемый во время операции слива и налива, должен быть изготовлен из металла, не дающего искр при ударах.
6.35. Для местного освещения во время сливо-наливных операций необходимо применять аккумуляторные фонари во взрывобезопасном исполнении.
6.36. Сливные и наливные трубопроводы и стояки должны подвергаться регулярному осмотру и предупредительному ремонту. Обнаруженная в сливо-наливных устройствах течь должна быть немедленно устранена. При невозможности немедленного устранения течи неисправная часть сливного устройства должна быть отключена.
6.37. В помещениях насосных станций должен осуществляться постоянный надзор за герметичностью насосов и трубопроводов, их схемы должны быть вывешены в установленных местах. Течь в сальниках насосов и в соединениях трубопроводов должна немедленно устраняться.
Перед началом работы насосных станций должна быть включена приточно-вытяжная вентиляция.
6.38. Ремонт электрооборудования, электросетей, смену электроламп разрешается производить только при отключенном электропитании.
6.39. ЛВЖ и ГЖ в таре следует хранить в зданиях (хранилищах), под навесами и на открытых площадках, имеющих более низкие отметки по уровню земли, чем отметки производственных цехов и населенных пунктов.
Площадки должны иметь ограждения (обвалования), препятствующие растеканию жидкости в случае аварии.
6.40. Хранить ЛВЖ и ГЖ следует только в исправной таре. Укладку бочек в хранилище необходимо производить осторожно, не допуская ударов друг о друга и обязательно пробками вверх.
6.41. Для розлива ЛВЖ и ГЖ должна быть предусмотрена изолированная площадка (помещение), оборудованная соответствующими приспособлениями для выполнения этих работ.
6.42. На территории складов ЛВЖ и ГЖ запрещается:
въезжать автомобилям, тракторам и другому транспорту, не оборудованному специальными искрогасителями, средствами пожаротушения и не имеющему заземляющих устройств;
курить, а также применять открытый огонь для освещения и отогревания замерзших или застывших нефтепродуктов, частей запорной арматуры, трубопроводов и т.п. Отогревать их следует только паром, горячей водой или нагретым песком.

Склады хранения опасных и особо опасных грузов

6.43. Опасные и особо опасные грузы следует хранить в соответствии с требованиями пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов (ГОСТ 12.1.004-91). У входа в каждый склад, отсек или кладовую на видном месте должен быть вывешен список веществ, допущенных к хранению в данном складе, кладовой или отсеке, а также указан вид огнетушащих средств.
6.44. Складские помещения с опасными и особо опасными грузами должны быть удалены на расстояния: не менее 35 м от организованного движения поездов, производственных и служебных зданий; 50 м от мест массового пребывания людей. Стоянка автотракторной техники на территории складов не допускается.
6.45. Условия совместного хранения и разделения веществ и материалов, относящихся к разделу опасных и особо опасных по ГОСТ 19433, регламентируются приложением 7 ГОСТ 12.1.004-91 и должны строго выполняться.
6.46. Вещества и материалы, относящиеся к разрядам опасных и особо опасных при хранении на складах и открытых площадках следует располагать в строгом соответствии с требованиями таблиц 15, 16, 17 приложения 7 ГОСТ 12.1.004-91.
6.47. Опасные и особо опасные вещества и материалы в поврежденной таре или упаковке, а также с другими нарушениями, которые могут привести к пожару, взрыву и отравлениям, принимать к погрузке или хранению запрещается.

Склады лесоматериалов

6.48. Лесоматериалы должны быть уложены в штабеля по разработанным и согласованным с пожарной охраной дороги технологическим картам.
Размеры штабелей круглого леса не должны превышать по ширине длину бревна, по длине 50 м и по высоте - 2 м.
Размеры штабелей пиломатериалов и шпал не должны превышать по длине и ширине длины доски, шпалы или бруска, а по высоте - 4 м.
Штабеля должны формироваться в группы. Количество штабелей в группе не должно превышать 12 при предельной длине группы - 50 м и ширине - 15 м. Разрывы между штабелями в одной группе должны быть не менее 2 м, а между группами - 25 м.
6.49. Основания под штабеля пиломатериалов, круглого леса и шпал перед складированием должны быть очищены.
В случае значительных наслоений отходов основания под штабелями покрывают слоем песка, гравия или земли.
6.50. К штабелям лесоматериалов должен быть обеспечен свободный доступ. В противопожарных разрывах между штабелями не допускается складирование лесоматериалов, оборудования и т.п. Установка пакетов лесоматериалов в проездах и подъездах к водоисточникам запрещается.
На территорию склада разрешается въезд тепловозов, оборудованных искроулавливателями, и паровозов, работающих на жидком топливе.
6.51. В жаркую, сухую и ветреную погоду территорию, прилегающую к штабелям, и разрывы между ними рекомендуется ежедневно орошать водой.
6.52. Не допускается хранение на складе веществ и материалов, не относящихся к работе данного склада.
6.53. Отделка кабин мостовых, консольных, козловых, башенных и других кранов горючими материалами и хранение в них смазочных и обтирочных материалов запрещаются.
6.54. Территория склада лесоматериалов должна содержаться в чистоте и периодически очищаться от коры, щепы и других отходов древесины, а также сухой травы, опавших листьев и тополиного пуха.

Склады угля и торфа

6.55. Площадки для складирования угля и торфа должны быть очищены, ограждены, освещены и оборудованы пожарные гидранты. С площадок открытого складирования должен устанавливаться сток воды за пределы территории склада. Площадки с естественным грунтом должны быть утрамбованы. Грунты, содержащие органические вещества (битумы, колчеданы), не могут быть использованы для подштабельных оснований.
Применение асфальта, асфальтобетона и деревянных настилов для покрытия площадок запрещается.
6.56. Запрещается располагать штабеля угля и торфа под различными коммуникациями (газопроводом, электролинией) и над местами прохождения подземных сооружений и коммуникаций (тоннели, трубопроводы, кабели).
6.57. Уголь и торф различных марок и видов должны укладываться в отдельные штабеля. Запрещается складирование вновь привезенного угля на старые отвалы угля, пролежавшие более одного месяца.
6.58. Расстояние между сложенными штабелями угля должно быть не менее 1 м при высоте штабеля не более 3 м и не менее 2 м при большей высоте штабелей.
6.59. Для торфа высота штабелей не должна превышать 3 м, длина основания - 80 м, ширина - 15 м. Штабеля располагают попарно, с разрывами между каждой парой в 4 м и между смежными парами не менее 20 м. Между торцами штабелей устраивают разрыв для кускового торфа в 10 м, для фрезерного - 20 м. Для угля высота штабеля не должна превышать 5 м, длина основания - 200 м, ширина - 30 м.
6.60. При укладке угля и торфа и их хранении не должны допускаться попадания в штабеля отходов древесины, ветоши, бумаги, сена.
6.61. Для предотвращения самовозгорания угля и торфа на складе необходимо производить систематический контроль за их температурой путем установки в откосах штабелей контрольных железных труб и термометров.
6.62. При повышении температуры выше 60°С следует производить уплотнение штабеля на участке образования очага возможного самонагревания или выемку разогревшегося угля (торфа) с немедленной засыпкой места выемки свежим углем (торфом) и тщательным его уплотнением.
6.63. Удаленный из штабеля разогревшийся уголь охлаждается путем разброски его на запасной площадке слоем до 0,5 м. После охлаждения укладка такого угля обратно в штабель не допускается; он должен быть израсходован в первую очередь.
6.64. Запрещается приемка на склады угля и торфа с очагами самовозгорания.
6.65. Тушение или охлаждение угля водой непосредственно в штабелях не допускается. Загоревшийся уголь следует тушить водой только после выемки из штабеля.