- координация;
- стимулирование;
- контроль;
- учет;
- анализ.
1.8. Деятельность руководящих работников и специалистов органов управления образованием и образовательных учреждений в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса регламентируется законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также их должностными обязанностями по охране труда.
Деятельность рабочих и обучающихся регламентируется инструкциями по охране труда и безопасности.
Должностные обязанности руководящих работников и специалистов и инструкции по охране труда для рабочих и обучающихся разрабатываются в соответствии с законодательными и иными нормативными правовыми актами по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса и настоящим Стандартом.
Руководители, должностные лица, специалисты и рабочие несут персональную ответственность за выполнение должностных обязанностей, и соблюдение требований правил, инструкций и других нормативных правовых документов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса.
2. Принципы функционирования отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса
2.1. Основополагающими принципами функционирования отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса являются:
- признание и обеспечение приоритета жизни и здоровья работников и обучающихся по отношению к результатам их трудовой и образовательной деятельности;
- гарантии прав работников и обучающихся на охрану труда и здоровья, на нормативное правовое обеспечение этих прав;
- профилактическая направленность деятельности всей системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса на предупреждение производственного травматизма, профессиональной заболеваемости работников и несчастных случаев с обучающимися;
- обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;
- экономическая заинтересованность субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;
- научная обоснованность требований по обеспечению безопасности труда и жизнедеятельности, содержащихся в отраслевых правилах по охране труда и учебы, а также в правилах безопасности, санитарных и строительных нормах и правилах, в отраслевых стандартах системы стандартов безопасности труда, организационно-методических документах, инструкциях по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- сотрудничество всех субъектов социально-трудовых отношений в решении вопросов охраны труда и учебы: работодателей и работников, учредителей образовательных учреждений, государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, их объединений и иных уполномоченных работниками представительных органов;
- перспективное целевое планирование мероприятий по охране труда и учебы и их обязательное финансирование на всех уровнях управления образованием;
- неукоснительное исполнение требований по охране труда работодателями и работниками и ответственность за их нарушение в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Организационная структура отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса
3.1. Организационная структура отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса включает четыре уровня управления.
Первый уровень - уровень федерального (центрального) управления, осуществляемый Министерством образования Российской Федерации через государственные органы управления образованием субъектов Российской Федерации и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Второй уровень - уровень управления субъекта Российской Федерации, осуществляемый государственным органом управления образованием субъекта Российской Федерации через местный (муниципальный) орган управления образованием и непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Третий уровень - уровень местного самоуправления, осуществляемый местным (муниципальным) органом управления образованием непосредственно подведомственными образовательными учреждениями.
Четвертый уровень - уровень управления образовательного учреждения, осуществляемый непосредственно работодателем (руководителем) через руководителей структурных подразделений.
4. Функциональные задачи отраслевой системы управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса по уровням управления
Отраслевая система управления охраной труда и обеспечением безопасности образовательного процесса направлена на обеспечение охраны труда и здоровья работников и обучающихся в процессе их трудовой и образовательной деятельности, профилактику травматизма, профессиональной заболеваемости и несчастных случаев путем реализации присущих данной системе функций, осуществляемых федеральным (центральным) органом управления образованием, государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации, местными (муниципальными) органами управления образованием и образовательными учреждениями.
4.1. Федеральный (центральный) уровень управления
Министерство образования Российской Федерации в рамках своих полномочий обеспечивает:
- создание в аппарате Министерства функционального подразделения (службы)*(5) охраны труда и учебы для координации и контроля за деятельностью подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации в области охраны труда и учебы. Структуру, численность работников и функции службы охраны труда и учебы определяет Министр образования Российской Федерации с учетом рекомендаций Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- определение и закрепление распорядительным документом задач и функций по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса за структурными подразделениями аппарата Министерства в соответствии с их положениями и настоящим Стандартом;
- реализацию государственной политики в области охраны труда и здоровья работников и обучающихся;
- определение и реализацию отраслевой политики в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса;
- организацию и проведение внутриведомственного контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- проведение методического руководства службами охраны труда подведомственных образовательных учреждений и государственных органов управления образованием субъектов Российской Федерации;
- участие в разработке и реализации федеральных целевых программ улучшения условий и охраны труда;
- организацию разработки и реализацию отраслевых программ улучшения условий и охраны труда и учебы;
- разработку и утверждение по согласованию с Профсоюзом работников народного образования и науки Российской Федерации положения о расследовании и учете несчастных случаев с обучающимися образовательных учреждений;
- разработку, пересмотр и утверждение в установленном порядке отраслевых нормативных правовых актов по охране труда и обеспечению безопасности образовательного процесса;
- участие в рассмотрении проектов законодательных и иных государственных нормативных правовых актов по охране труда;
- проведение анализа состояния условий и охраны труда и учебы, причин несчастных случаев с обучающимися, производственного травматизма и профессиональной заболеваемости работников системы Минобразования России, разработку и принятие мер по их предупреждению и снижению;
- организацию совместно с органами управления образованием субъектов Российской Федерации и с заинтересованными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации аттестации рабочих и учебных мест и сертификации работ по охране труда в образовательных учреждениях в соответствии с требованиями Министерства труда и социального развития Российской Федерации;
- участие в расследовании несчастных случаев с работниками, обучающимися образовательных учреждений системы Минобразования России в соответствии с действующим порядком;
- организацию повышения квалификации работников служб охраны труда отрасли, обучения и проверки знаний по охране труда работников, в том числе руководителей органов управления образования и образовательных учреждений совместно с государственными органами управления образованием субъектов Российской Федерации;
- организацию обучения отдельных категорий застрахованных от несчастных случаев на производстве;
- подготовку ежегодных докладов о состоянии и мерах по улучшению условий и охраны труда в отрасли, предложений о совершенствовании управления охраной труда и о формировании государственной и отраслевой политики в области охраны труда и направление их в Министерство труда и социального развития Российской Федерации;
- определение перечня производств и профессий в отрасли, для которых необходимо установление гарантированных государством компенсаций за работу в условиях повышенного профессионального риска;
- разработку отраслевых норм обеспечения работников и обучающихся средствами индивидуальной защиты (СИЗ), спецодеждой и спецобувью;
- определение отраслевой тематики исследований в области охраны труда и обеспечения безопасности образовательного процесса, разработку пакета заказов по указанной тематике для подведомственных вузов и научно-исследовательских организаций;