4.1. Дефектоскопию стальных канатов выполняют одним из перечисленных ниже магнитных методов неразрушающего контроля (НК) согласно ГОСТ 18353-79:
методом переменного магнитного поля с использованием индуктивных катушек в качестве измерительных датчиков;
методом постоянного магнитного поля с использованием индуктивных катушек и (или) датчиков Холла в качестве измерительных датчиков.
4.2. При использовании переменного магнитного поля магнитный поток вдоль продольной оси участка контролируемого каната создают посредством возбуждающей индуктивной катушки с переменным током, охватывающей канат.
Измерительная катушка также охватывает канат, и в ней индуцируется электродвижущая сила (э.д.с.), зависящая от площади поперечного металлического сечения каната.
Метод переменного магнитного поля используют, как правило, только для измерения потери площади сечения канатов.
4.3. Метод постоянного магнитного поля используют как для измерения потери площади сечения каната, так и для обнаружения локальных дефектов. Постоянный магнитный поток вдоль продольной оси участка контролируемого каната создают постоянными магнитами или электромагнитами постоянного тока. Общий магнитный поток (или часть этого потока), создаваемый постоянными магнитами или электромагнитом, измеряют датчиками Холла либо другими датчиками, пригодными для измерения абсолютного значения магнитного потока или изменений этого потока. Сигнал датчиков зависит от магнитного потока через участок контролируемого каната и, следовательно, от площади металлического сечения этого участка.
Локальные дефекты каната, например обрывы проволок, создают поблизости магнитные потоки рассеяния, регистрируемые датчиками Холла, катушками или другими магниточувствительными элементами. Сигналы датчиков зависят не только от размеров локальных дефектов, но и от их типа и положения. Поэтому определить количественно параметры дефектов обычно затруднительно. Качественный анализ полученной информации о локальных дефектах выполняют по дефектограммам на основании накопленного опыта.
4.4. Дефектоскопию канатов выполняют с использованием одного или двух методов, описанных в пп. 4.2, 4.3 и реализуемых в соответствующих дефектоскопах стальных канатов.
4.5. Магнитная дефектоскопия применима к канатам из ферромагнитной стальной проволоки. Контролируемые канаты могут быть разной конструкции:
прядевые и закрытые, круглые и плоские;
с органическим и стальным сердечником;
из неоцинкованной и оцинкованной проволоки круглого и фасонного сечения.
4.6. Для дефектоскопии могут быть предъявлены канаты со смазкой или без нее.
5. Требования к дефектоскопам стальных канатов
5.1. Дефектоскопы для неразрушающего контроля стальных канатов, основанные на методах, описанных в пп. 4.2, 4.3, должны соответствовать требованиям п. 3.3 настоящего РД, а также требованиям технических условий на конкретный дефектоскоп.
5.2. Дефектоскопы должны быть своевременно поверены аккредитованным метрологическим органом и иметь соответствующую отметку в техническом паспорте.
5.3. Конструкция дефектоскопа должна обеспечивать возможность удобной установки его на контролируемый канат и снятия с каната.
5.4. Дефектоскоп должен быть снабжен устройством для определения положения датчиков сигнала дефектоскопа на контролируемом канате (счетчиком расстояния), позволяющим определить положение сигналов дефектограмм относительно фиксированной точки каната.
5.5. Дефектоскоп должен позволять контролировать канаты разной площади сечения (разного диаметра) в определенном диапазоне, установленном техническими условиями на дефектоскоп.
5.6. Контроль канатов должен обеспечиваться при разных скоростях движения каната относительно дефектоскопа. Диапазон скоростей контроля устанавливается техническими условиями на дефектоскоп.
5.7. Дефектоскоп должен обеспечивать регистрацию дефектограмм каната и (или) иметь возможность сопряжения через стандартный интерфейс с внешними устройствами обработки и регистрации информации.
5.8. Конструктивно дефектоскоп, как правило, состоит из магнитной головки и электронного блока. Возможна конструкция, объединяющая магнитную головку и электронный блок в одно целое.
5.9. Магнитная головка должна позволять контролировать канаты разных диаметров в установленном техническими условиями диапазоне.
5.10. Комплект дефектоскопа, как правило, включает электронный блок и несколько магнитных головок, каждая из которых может быть подключена к нему кабелем.
6. Порядок выполнения дефектоскопиИ
6.1. Дефектоскопию канатов должны выполнять специалисты, прошедшие подготовку и аттестованные специализированной организацией, имеющей соответствующую лицензию Госгортехнадзора России.
6.2. Канат должен быть обследован на потерю площади металлического сечения каната и (или) на наличие локализованных дефектов в зависимости от того, что предусмотрено договором, правилами и другими нормативными документами Госгортехнадзора России для данного каната.
6.3. Перед началом дефектоскопии канат должен быть обследован визуально. Необходимо убедиться, что он не содержит видимых дефектов, которые могут помешать прохождению каната через дефектоскоп (например, выступающие концы оборванных проволок, местные увеличения диаметра каната, перекручивание каната, выдавливание сердечника или прядей и т.д.). Помехи возможному прохождению каната через дефектоскоп должны быть устранены, например, выступающие концы проволок должны быть удалены. Если это невозможно, соответствующие участки каната должны быть исключены из дефектоскопии, так же как и участки, не доступные контролю из-за конструктивных ограничений (места запасовки, соединения концов каната и т.д.).
6.4. Размагничивание (для электромагнитных дефектоскопов переменного магнитного поля) или намагничивание (для дефектоскопов постоянного магнитного поля) каната должно быть выполнено перед началом дефектоскопии в соответствии с руководством по применению дефектоскопа.
6.5. Магнитная головка должна быть установлена (с помощью строп или других средств) на контролируемый канат в месте, допускающем наружный осмотр каната, при удобстве доступа к зоне контроля и хорошем ее освещении, и отцентрирована относительно оси каната.
6.6. Дефектоскоп должен быть подготовлен к работе в соответствии с руководством по применению. Калибровка дефектоскопа должна быть выполнена также в соответствии с этим руководством.
6.7. Для калибровки дефектоскопа используются не подвергшиеся износу контрольные отрезки или участки каната, подлежащего дефектоскопии.
6.8. Дефектоскопия каната осуществляется путем перемещения магнитной головки относительно каната со скоростью, определенной руководством по применению дефектоскопа.
6.9. Отчет (протокол) о дефектоскопии каната должен включать следующую информацию:
дату и время обследования;
порядковый номер обследования;
данные о владельце каната; канате (применение, местоположение, дата установки, номер и т.д.); калибровке (способ калибровки, значение потери площади сечения и (или) параметры локальных дефектов при калибровке);
диаметр и конструкцию каната (ГОСТ или другой нормативный документ);
обозначение и заводской номер дефектоскопа;
начальное положение магнитной головки относительно определенной точки отсчета на канате для каждого обследования;
направление движения магнитной головки или каната;
полную длину обследования каната;
скорость перемещения магнитной головки или каната;
фамилию и подпись лица, выполняющего контроль.
6.10. Достоверность результатов дефектоскопии достигается двумя или более проходами магнитной головки по канату. Если в процессе контроля каната с установленным порогом чувствительности локальных дефектов не обнаружено, то следует увеличить чувствительность и повторить контроль участка каната.
6.11. Перемещение магнитной головки при повторном проходе должно осуществляться в том же направлении. Магнитная головка должна располагаться с сохранением полярности (отмеченной специальной маркировкой) в месте установки на канат.
6.12. Потеря площади сечения каната определяется дефектоскопом относительно контрольного отрезка или участка каната, для которого площадь сечения каната по металлу принимается номинальной.
7. Расшифровка результатов дефектоскопиИ
7.1. Результаты дефектоскопии канатов получают как в процессе контроля каната дефектоскопом в виде текущей информации о дефектах, так и по окончании контроля в виде накопленной дефектоскопом информации о состоянии каната.