биологические токсичные вещества;
микроорганизмы и продукты их жизнедеятельности, вызывающие опасную контаминацию среды обитания, биодеструкцию и биокоррозию физических объектов окружающей среды.
В ходе выполнения приоритетных прикладных научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ государственными заказчиками планируется:
разработать математические программы, моделирующие сценарии вспышек инфекционных заболеваний, развития эпидемий и эпизоотий;
создать математические программы оценки последствий воздействия патогенов на человека и животных в чрезвычайных ситуациях;
создать математические программы оценки экономического и экологического ущерба, который могут нанести экопатогены при попадании в окружающую среду;
разработать новые технические средства и методы мониторинга патогенов и экопатогенов в окружающей среде;
разработать прописи питательных сред для быстрого обнаружения и индикации патогенов;
разработать новые высокочувствительные и быстродействующие тест-системы для идентификации патогенов и диагностики вызываемых ими болезней;
создать различные формы вакцин и других иммунобиологических препаратов, обеспечивающих экстренную профилактику и длительный иммунитет к инфекционным болезням, вызываемым патогенами;
разработать новые эффективные схемы иммунизации человека и животных живыми вакцинами с одновременным использованием антибиотиков, антимикробных и противовирусных препаратов;
разработать новые индукторы и иммуномодуляторы, способные потенцировать сильные иммунные реакции в ответ на попадание в организм человека и животных патогенов и их токсинов;
разработать комплекс мероприятий и рекомендаций по недопущению попадания патогенов и их токсинов в продукты питания и корма при их производстве и хранении в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;
усовершенствовать существующие и создать новые дезинфектанты и биоциды, а также способы и методы их применения, имея в виду обеспечение быстроты и надежности уничтожения патогенов и экопатогенов в окружающей среде;
усовершенствовать технические средства обнаружения и защиты от патогенов и экопатогенов для обеспечения работы карантинной службы на государственной границе страны;
разработать новые промышленные технологии получения указанных средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Для каждого государственного заказчика определен перечень обязательных конкурсных работ (проектов). Так, Министерство здравоохранения Российской Федерации заказывает разработку:
быстродействующих и высокочувствительных диагностических препаратов и тест-систем нового поколения для экспресс-индикации и идентификации возбудителей инфекционных заболеваний (чумы, холеры, сибирской язвы, бруцеллеза, туляремии, бешенства, риккетсиозов, вирусных геморрагических лихорадок, вирусных гепатитов, прионовых болезней и других), а также технологических процессов их получения;
современных вакцин, иммуноглобулинов и иммуномодуляторов против холеры, бруцеллеза, туляремии, брюшного тифа, риккетсиозов, вирусных гепатитов, геморрагических лихорадок и других опасных болезней, а также технологических процессов их получения;
схем лечения больных опасными и особо опасными инфекционными заболеваниями с использованием иммуноглобулинов (бешенство, клещевые энцефалиты, геморрагические лихорадки, парентеральные гепатиты и др.), а также новых антимикробных и противовирусных препаратов, их сочетаний с природными иммуномодуляторами;
высокоэффективных дезинфицирующих средств с широким спектром действия, а также технологических процессов их получения;
новых и усовершенствованных средств и способов отбора, доставки и подготовки проб для проведения бактериологических и вирусологических исследований, а также комплектующих для обеспечения мониторинга патогенов на территории страны.
Одновременно Министерство здравоохранения Российской Федерации заказывает реконструкцию и техническое перевооружение производственной базы по выпуску медицинских иммунобиологических препаратов, лекарственных средств, дезинфектантов и биоцидов для борьбы с патогенами.
Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации заказывает разработку:
диагностикумов и тест-систем нового поколения для проведения экспресс-диагностики, индикации и идентификации патогенов (ящура, африканской и классической чумы свиней, чумы и контагиозной плевропневмонии крупного рогатого скота, оспы овец и коз, катаральной лихорадки овец, губкообразной энцефалопатии крупного рогатого скота, бешенства, сибирской язвы, сапа, мелиоидоза и др.), а также технологических процессов их получения;
методов и средств специфической групповой и экстренной профилактики, которые при сочетании с химиотерапевтическими средствами и иммуномодуляторами обеспечивают защиту 85-95 процентов привитых животных;
новых технических средств, приборов и оборудования для экспресс-диагностики и индикации патогенов, проведения массовой групповой вакцинации животных, а также дезинфекции объектов окружающей среды в чрезвычайных ситуациях;
методов и средств защиты продуктов питания, другой сельскохозяйственной продукции и фуража от патогенов и экопатогенов;
математических прикладных программ, моделирующих сценарии развития эпизоотических вспышек опасных и особо опасных болезней животных.
Одновременно Министерство сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации выступает заказчиком реконструкции и технического перевооружения производственной базы по выпуску ветеринарных иммунобиологических препаратов.
Министерство обороны Российской Федерации заказывает разработку:
математических моделей возникновения и распространения вспышек опасных инфекционных заболеваний человека в местах дислокаций воинских частей в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
диагностических препаратов, тест-систем, укладок, приборов, систем дистанционного определения, автоматической сигнализации и специфической индикации для осуществления экстренной индикации и идентификации патогенов, в том числе неэндемичных для Российской Федерации, а также экопатогенов, вызывающих повреждение оборудования, вооружения, военной техники и материалов;
новых лечебно-профилактических препаратов против сапа, мелиоидоза, вирусных геморрагических лихорадок, энцефалитов, парентеральных гепатитов и других инфекций человека, в том числе экзотических для Российской Федерации, технологий производства этих препаратов, а также схем лечения больных, пораженных патогенами;
высокоэффективных дезинфицирующих средств со сниженными коррозийными свойствами для осуществления обеззараживания оборудования, вооружения, военной техники и местности от патогенов и экопатогенов, а также технологий производства этих средств;
усовершенствованных и новых средств отбора и анализа проб грунта, воды и воздуха на наличие патогенов и экопатогенов.
Одновременно Министерство обороны Российской Федерации готовит предложения по созданию производственных мощностей для организации серийного выпуска средств защиты личного состава войск от патогенов, а также средств защиты оборудования, вооружения, военной техники и материалов от экопатогенов.
Все работы по Программе проводятся в мирных целях с учетом всех аспектов транспарентности (открытости) для граждан Российской Федерации и мировой общественности.
5. Ресурсное обеспечение Программы
Глубокая проработка финансово-экономических и организационных мер проведена на основе развернутого тематического перечня заданий заказчиков Программы по всем ее проблемам. Объемы ассигнований по каждому заданию оценены исходя из сложившихся затрат на содержание конкретных лабораторий и временных коллективов научно-исследовательских институтов, привлекаемых к выполнению Программы.
Ввиду того, что Программа выполняется для обеспечения потребностей Российской Федерации в продукции, необходимой для решения задач жизнеобеспечения, обороны и безопасности страны, ее финансирование будет вестись в основном за счет средств федерального бюджета. При этом министерствам - государственным заказчикам Программы для ее выполнения в 1999-2005 годах потребуется 1217 млн. рублей из федерального бюджета.
Из внебюджетных источников организации - исполнители работ по Программе, входящие в Российское акционерное общество "Биопрепарат", намерены привлечь не менее 153 млн. рублей на создание современной производственной базы для выпуска средств защиты от патогенов и экопатогенов.
Источниками финансирования программных проектов могут быть инвестиционные кредиты, а также целевые кредиты отечественных и зарубежных банков и кредитных организаций, предоставленные под государственные гарантии в рамках Бюджета развития Российской Федерации на соответствующий год.
Всего на Программу в 1999-2005 годах планируется истратить 1370 млн. рублей (приложение N 1), в том числе:
на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (проекты), включая работы по созданию новых технологий, - 887 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложения N 2, 3, 4);
на проекты по реконструкции, модернизации, техническому перевооружению производственной базы организаций - исполнителей работ по Программе (проекты капитального строительства) - 483 млн. рублей, в том числе 330 млн. рублей из средств федерального бюджета (приложение N 5).
На первом этапе выполнения Программы (1999-2001 годы) на научные исследования и разработки потребуется выделить из федерального бюджета 439,1 млн. рублей, на втором этапе (2002-2005 годы) - 447,9 млн. рублей.
На фундаментальные, поисковые и прикладные научно-исследовательские работы (проекты), выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях Российской академии наук, планируется выделить 161 млн. рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 140 млн.рублей, Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 21 млн.рублей.
На проекты, выполняемые по заказам министерств - государственных заказчиков в научно-исследовательских институтах и организациях, входящих в Российское акционерное общество "Биопрепарат", планируется выделить 253 млн.рублей, в том числе по заказам Министерства здравоохранения Российской Федерации - 110 млн.рублей, Министерства обороны Российской Федерации - 129 млн.рублей и Министерства сельского хозяйства и продовольствия Российской Федерации - 14 млн.рублей.
Затраты бюджетных средств на капитальное строительство на первом этапе выполнения Программы предусматриваются в объеме 181 млн.рублей, на втором этапе - 149 млн.рублей. Министерством, осуществляющим управление реализацией проектов капитального строительства объектов, отобранных по согласованию с министерствами - государственными заказчиками Программы, а также контроль за целевым использованием указанных средств, является Министерство экономики Российской Федерации - государственный заказчик-координатор.