10. Проверка соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях, выполняемая подразделениями, должностными лицами и уполномоченными специалистами (инспекторами) соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов госархстройнадзора, проводится ими в целях: предупреждения нарушений данного законодательства физическими и юридическими лицами, должностными лицами органов государственной исполнительной власти и органов местного самоуправления; выявления допущенных правонарушений и виновных лиц.
11. Должностные лица и специалисты, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции проводят проверку на основании:
решений соответствующих органов архитектуры и градостроительства, органов госархстройнадзора о проведении плановой и внеплановой проверки соблюдения требований земельного и градостроительного законодательства по вопросам, отнесенным к их компетенции;
заявлений, жалоб и обращений граждан, их общественных организаций (объединений), юридических лиц;
поручений органов государственной власти, органов местного самоуправления, обращений специально уполномоченных органов, осуществляющих контроль за использованием и охраной земель, иных органов государственного контроля и надзора, органов государственной экспертизы градостроительной и проектной документации, судов, арбитражных судов, служб государственного градостроительного кадастра;
протестов прокуроров;
в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
12. В целях проведения проверки соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях должностные лица и специалисты, указанные в п.10 настоящей Инструкции:
рассматривают заявления, жалобы, обращения и протесты, указанные в пункте 11 настоящей Инструкции;
проводят контроль за строительством, реконструкцией, ремонтом объектов недвижимости в целях получения информации о выполнении субъектами градостроительной деятельности требований градостроительной и проектной документации, государственных градостроительных нормативов и правил, разрешений на строительство;
запрашивают и получают от министерств и ведомств утвержденную в установленном порядке статистическую отчетность о состоянии земельного фонда;
осуществляют в установленном порядке сбор, обработку, регистрацию, хранение и повторную регистрацию разрешений на строительство, а также других сведений, необходимых для осуществления градостроительной деятельности, в том числе для осуществления изменений объектов недвижимости;
посещают и проводят обследования предприятий, земельных участков, других существующих и находящихся в стадии строительства, реконструкции и благоустройства объектов недвижимости, независимо от форм собственности, а также земельных участков, занятых военными, оборонными и другими специальными объектами (с учетом установленного режима их посещения);
рассматривают (с привлечением при необходимости иных специалистов-экспертов) вопросы соблюдения требований градостроительного и земельного законодательства при предоставлении земельных участков, их фактическом использовании, проектировании, строительстве, реконструкции объектов недвижимости, благоустройстве территории. При этом должны учитываться: материалы обследований объектов, градостроительная и проектная документация, государственные градостроительные нормативы и правила, правила застройки и другая документированная информация, примерный перечень которой приведен в приложении 2 к настоящей Инструкции;
осуществляют иные действия, необходимые для получения объективной информации о наличии или отсутствии состава нарушения градостроительного и земельного законодательства при использовании земель в поселениях.
13. В случае отсутствия состава нарушения градостроительного и земельного законодательства, должностные лица и специалисты, указанные в пункте 10 настоящей Инструкции, сообщают об этом лицу, инициировавшему проверку.
Сообщения оформляются в виде письма с необходимыми пояснениями.
14. По выявленным нарушениям градостроительного и земельного законодательства составляются документы в порядке, изложенном в разделах IV и V настоящей Инструкции.
IV. Оформление документов в случаях нарушений градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях
15. В случае обнаружения нарушения градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях, должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа госархстройнадзора составляет протокол по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении 3 к настоящей Инструкции.
16. При составлении протокола должны соблюдаться следующие условия:
нарушителю разъясняются его права и обязанности, предусмотренные статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, о чем делается соответствующая отметка в протоколе;
нарушения должны излагаться (описываться) в протоколе в соответствии с видами нарушений, административная ответственность за которые предусмотрена градостроительным и земельным законодательством и относится к компетенцию органов архитектуры и градостроительства, органов госархстройнадзора (приложение 4 к настоящей Инструкции);
лицу, совершившему правонарушение, предоставляется право изложить и приложить к протоколу замечания по его содержанию, а также изложить мотивы своего отказа от подписания протокола;
протокол подписывается составившим его лицом, гражданином, представителем юридического лица (руководителем или должностным лицом, которому по доверенности предоставлено право представлять интересы этого юридического лица) или должностным лицом, совершившим правонарушение. В случае отказа лица, совершившего правонарушение, от подписания протокола в установленный срок в нем делается запись об отказе;
протокол о нарушении законодательства составляется в трех экземплярах, из которых: один экземпляр в трехдневный срок после подписания направляется должностному лицу или комиссии, уполномоченным рассматривать дела о нарушении градостроительного и земельного законодательства и привлекать виновных к административной ответственности; второй экземпляр направляется правонарушителю; третий экземпляр хранится у должностного лица, составившего протокол.
17. Одновременно с протоколом должностное лицо или уполномоченный специалист (инспектор) соответствующего органа архитектуры и градостроительства, органа госархстройнадзора выдает правонарушителю предписание об устранении нарушения, включая требования по приостановлению работ, ведущихся с нарушением градостроительного и земельного законодательства. Предписание (требование) составляется по форме и указаниям о его заполнении, приведенным в приложении 5 к настоящей Инструкции.
18. В случае состава правонарушения, рассмотрение которого выходит за пределы компетенции органа архитектуры и градостроительства, органа госархстройнадзора, должностное лицо такого органа составляет обращение в форме письма с приложением необходимых материалов и направляет его в соответствующую по компетенции организацию, орган местного самоуправления, государственный орган исполнительной власти, комиссию, уполномоченную органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, либо органами местного самоуправления, суд или арбитражный суд для рассмотрения дела и привлечения правонарушителя к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
V. Рассмотрение дел о нарушениях градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях
19. Дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях (протоколы, предписания, другие материалы о нарушениях) по вопросам, отнесенным к компетенции органов архитектуры и градостроительства, органов госархстройнадзора, рассматривают:
должностные лица органов архитектуры и градостроительства (руководители, заместители руководителей, включая главных архитекторов городов и их заместителей), органов госарстройнадзора (руководители, заместители руководителей). Эти должностные лица могут самостоятельно рассматривать дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства (приложение 4 к настоящей Инструкции) и налагать в административном порядке штрафы в установленных данным законодательством размерах, если сумма штрафа, налагаемого на граждан, не превышает пяти минимальных размеров оплаты труда, на должностных лиц - десяти минимальных размеров оплаты труда, на юридических лиц - двадцати минимальных размеров оплаты труда;
комиссии органов архитектуры и градостроительства, органов госархстройнадзора. Эти комиссии рассматривают дела о нарушениях градостроительного и земельного законодательства (приложение 4 к настоящей Инструкции) и налагают в административном порядке штрафы в установленных данным законодательством размерах.
20. Должностные лица или комиссии рассматривают дела о нарушении градостроительного и земельного законодательства в 15-дневный срок со дня получения Протокола о нарушении законодательства в соответствии со статьей 257 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
21. Должностное лицо или председатель комиссии, если дело рассматривается комиссией, при подготовке к рассмотрению дела в соответствии со статьей 255 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях решает следующие вопросы: относится ли к его компетенции рассмотрение данного дела; правильно ли составлен протокол и другие материалы дела; извещены ли лица, участвующие в рассмотрении дела, о времени и месте его рассмотрения; истребованы ли необходимые дополнительные материалы.
22. В процессе подготовки к рассмотрению дела необходимо в соответствии со статьями 247 и 256 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях известить всех заинтересованных лиц о времени и месте его рассмотрения. При этом в обязательном порядке приглашается лицо, привлекаемое к административной ответственности - физическое лицо, должностное лицо, представитель юридического лица.
Извещение о времени и месте рассмотрения дела производится путем отправления повестки почтой, передачи по средствам связи, что должно быть удостоверено соответствующими документами (почтовая карточка, выписка из регистра почтовых отправлений, выписка из книги исходящей почты).
Рассмотрение дела о нарушении законодательства в отсутствии лица, привлекаемого к ответственности, в соответствии со статьей 247 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях может быть рассмотрено лишь в случае, когда имеются данные о своевременном его извещении о месте и времени рассмотрения дела и если от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела.
23. Рассмотрение дела начинается с представления должностного лица, рассматривающего дело, или представления председателя, секретаря и членов комиссии, если дело рассматривается комиссией. Должностное лицо (председатель комиссии) объявляет, какое дело подлежит рассмотрению, называет приглашенных лиц, участвующих в заседании. На заседании заслушиваются лица, участвующие в рассмотрении дела, исследуются причины допущенного правонарушения в соответствии со статьями 258 и 259 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, указанные в статьях 34 и 35 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях.
24. Комиссия может рассматривать дела на основании статьи 197 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях при наличии двух третей состава комиссии, но не менее 3 человек Постановление коллегиального органа в соответствии со статьей 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях принимается простым большинством голосов членов коллегиального органа, присутствовавших на заседании. Член комиссии, не согласный с принятым решением, излагает свое мнение, которое прилагается к решению комиссии.
25. Рассмотрев дело о нарушении градостроительного и земельного законодательства, должностное лицо или комиссия в соответствии со своей компетенцией, руководствуясь статьями 22, 23, 24, 26 и 36 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, выносит и в соответствии со статьей 262 указанного Кодекса одно из следующих постановлений по делу: о наложении штрафа; о прекращении дела производством; об обращении в вышестоящий орган исполнительной власти, суд, арбитражный суд.
Постановление представляется по форме приложения 6 к настоящей Инструкции согласно приведенным в нем указаниям о заполнении и с учетом положений статьи 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, а также по форме, установленной приложением N 3 к Положению о порядке наложения штрафов за правонарушения в области строительства, утвержденного постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 27 июля 1993 г. 729.
26. Если при решении вопроса о наложении взыскания за административное правонарушение комиссиями (должностными лицами) одновременно решается вопрос о возмещении виновными имущественного ущерба, то в соответствии со статьей 261 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в постановлении по делу указывается размер ущерба, подлежащего взысканию, срок и порядок его возмещения, о чем делается запись в постановлении.
27. По фактам нарушений градостроительного и земельного законодательства, причинивших вред среде жизнедеятельности, должностное лицо или комиссия, исчерпав меры административного воздействия на правонарушителя, может в соответствии с пунктами 1 и 6 статьи 66 Градостроительного кодекса Российской Федерации принять постановление о передаче материалов в судебные органы для привлечения правонарушителя к ответственности, в том числе к уголовной.
28. Решение по рассмотренному делу в соответствии со статьей 263 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях объявляется по окончании его рассмотрения. Копия постановления, подписанная должностным лицом, рассмотревшим дело, или председателем и секретарем комиссии, если дело рассмотрено комиссией, в 3-дневный срок вручается под расписку представителю юридического лица, гражданину или должностному лицу, виновному в допущенном правонарушении, или направляется ему ценным или заказным письмом, о чем делается соответствующая запись в деле.
29. Постановление о наложении в административном порядке штрафа должно быть обращено к исполнению в соответствии со статьей 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях в срок не более трех месяцев со дня вынесения. В случае превышения этого срока постановление не подлежит исполнению.
VI. Рассмотрение жалоб и протестов на решения о нарушении градостроительного и земельного законодательства при использовании и охране земель в поселениях
30. Жалобы на решения должностных лиц и комиссий органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов госархстройнадзора, поданные гражданами, должностными или юридическими лицами в вышестоящий орган архитектуры и градостроительства или вышестоящий орган госархстройнадзора (вышестоящему должностному лицу), принимаются и рассматриваются ими в порядке и в сроки, установленные законодательством об административных правонарушениях.
Копия жалобы, поданной в вышестоящий орган, должна представляться органу или должностному лицу, принявшему обжалованное решение.
31. Протесты прокурора или его заместителя на противоречащие закону решения должностных лиц (комиссий) органов архитектуры и градостроительства, должностных лиц органов госархстройнадзора, принесенные в указанные органы или их должностным лицам, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу рассматриваются на основании статьи 23 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в порядке и сроки, установленные законодательством Российской Федерации.
Принесение прокурором протеста приостанавливает в соответствии со статьей 270 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях исполнение решения до рассмотрения протеста.