Постановление Правительства Москвы от 5 мая 1998 г. N 361 "Об утверждении Московских городских строительных норм "Образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (МГСН 4.15-98)" стр. 7

5.51. Системы внутреннего противопожарного водопровода, автоматического пожаротушения, противодымной защиты следует проектировать с учетом требований действующих на территории г. Москвы нормативных документов.
5.52. При разработке Программ и Заданий на проектирование "Учреждений" для определения состава и площади помещений рекомендуется пользоваться справочными Приложениями 1-11.
Состав и площади помещений обслуживания Домов проживания молодежи определяется в соответствии с МГСН 3.01-96.
Приложение 1
(справочное)

Типы "Учреждений"

N
Типы "Учреждений"
Типологическая характеристика
1
2
3
1.Детский дом для дошкольниковКонтингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 3 до 7 лет с нормальным интеллектом, с задержкой умственного развития и нарушением умственного развития.Основные функции учреждения: ранняя диагностика, медицинская реабилитация, возможная коррекция на ранней стадии, уход и воспитание. Данное учреждение является первой ступенью фильтрации детей по уровню интеллекта.
2.Школы-интернаты:
- для детей с нормальным интеллектомКонтингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 7 до 18 лет. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможная профессиональная ориентация, уход.Для старших школьников предусматриваются классы профессиональной подготовки.
- для детей с задержкой умственного развитияКонтингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет с задержкой умственного развития. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход. Функции профессионально-технического обучения превалируют над общеобразовательными.
- для детей с нарушениями умственного развитияКонтингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 7 до 18 лет, требующие коррекции. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, профессиональное обучение, уход. Особенностью архитектурно-планировочного решения является возможность изоляции функциональных блоков помещений, отсутствие больших по площади помещений (так как такие дети плохо переносят большое скопление людей в одном объеме) и расширенная номенклатура мастерских профессиональной подготовки.
3.Учебно-воспитательный комплексКонтингент воспитанников: дети-сироты с нормальным интеллектом в возрасте от 3 до 18 лет. Основные функции учреждения: воспитание, обучение, социальная адаптация, возможность профессиональной подготовки, уход. Образ жизни приближен к "семейному".
4."Приемная семья"Контингент воспитанников: дети-сироты в возрасте от 3 до 19 лет с нормальным интеллектом. Количество детей в "семье" должно быть в пределах 4-8. "Семьи" могут образовывать "деревни" из 810 "семей", располагаемых на отдельной территории, а также могут располагаться в многоквартирных жилых домах. Особенностью данного учреждения является то, что дети живут в среде наиболее приближенной к нормальной семейной обстановке.
5.Дом проживания молодежиКонтингент проживающих: сироты в возрасте от 16 до 23 лет, не приспособившиеся к самостоятельной жизни.Основные функции учреждения: воспитание, снятие бытовых нагрузок, социальная адаптация. Как правило, воспитанники работают или учатся вне учреждения, но при данном Доме может быть создано собственное производство.
Примечание.
В состав Школ-интернатов и Учебно-воспитательных комплексов могут входить постинтернатские группы, рассчитанные на подростков 16-23 лет, которые не приспособлены к самостоятельному проживанию и нуждаются в дополнительной социальной адаптации.
Приложение 2
(справочное)

Основные принципы проектирования жилых помещений с учетом организации учебно-воспитательного процесса и питания

NN
Принципы проектирования жилых помещений
Организация учебного процесса
Организация питания
1
2
3
4
1.По типу дошкольного учрежденияВ групповой комнатеВ групповой комнате
2.По типу коридорной системы:
- в Школах-интернатах, а также в отделениях для детей школьного возраста Учебно-воспитательных комплексовПовседневное обучение в классах или классах-игровых; специальное обучение - в кабинетах и мастерских, общих на учреждениеВ столовых, предусматриваемых общими на учреждение, или на каждые 2-4 группы
- в Домах проживания молодежиВ учебно-производственных мастерских при учреждении или на производственной базе вне учрежденияВ жилой комнате или в кухнях на этаже. В составе учреждения предусматривается буфет с подсобным помещением
3.По типу жилой квартиры:
- в Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексахВ одновозрастных "семьях" повседневное обучение - в учебных комнатах, специальное обучение - в мастерских, кабинетах, общих на учреждение; в разновозрастных "семьях" - в школьных помещениях при учрежденииКак правило - в общей столовой; допускается частично (завтрак или ужин) - в квартире
- в учреждениях типа "Приемная семья"В детских садах и школах жилого районаВ квартире
Примечание.
В исключительных случаях по согласованию с органами Образования допускается предусматривать обучение детей в школах жилого района. При этом состав и площадь учебно-воспитательных помещений "Учреждений" в каждом конкретном случае определяется заданием на проектирование.
Приложение 3
(справочное)

Размещение санитарных узлов, состав помещений и оборудования

NN
Тип помещений проживания
Расположение санитарного узла
Тип санитарного узла
Состав санитарного оборудования
1
2
3
4
5
1.По типу дошкольного учрежденияВ составе помещений групповой ячейкиОбщая туалетная- два унитаза в кабинках, огороженных экранами- один душевой рожок с поддоном- три умывальника- две ногомойки
2.По типу коридорной системы1. Санитарные узлы для мальчиков и девочек, общие на секцию, располагаются в коридоре1. Уборные для мальчиков и девочекНа каждые 15-20 мест- по два унитаза для мальчиков и девочек- писсуар в уборной для мальчиков
2. Кабины личной гигиены для девочек- умывальник- бидэ
3. Умывальные для мальчиков и девочек- по три умывальника- по две ногомойки
4. Душевые кабины с раздевальными- 2-3 душевые кабины по одному рожку
2. Санитарный узел размещается при каждой спальне на 3-4 местаСовмещенный санитарный узел- душ- унитаз- умывальник
3.По типу квартирыСанитарные узлы в составе каждой квартиры1. Уборная с умывальником- унитаз- умывальник
2. Туалетная- унитаз- умывальник- душ и ванная
Примечания.
1. Все помещения санитарных узлов, за исключением уборных и ванных учреждений типа "Приемная семья", должны иметь в полу трап для спуска воды.
2. В умывальных, туалетных, в совмещенных санитарных узлах предусмотреть полотенцесушитель.
3. В учреждениях типа "Приемная семья" располагаемых в квартирах жилых домов, по согласованию с органами Госсанэпиднадзора допускается предусматривать санитарный узел, включающий раздельную уборную и ванную.
Приложение 4
(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений Детского дома для дошкольников на 80 мест

NN
Наименование помещений
Площадь помещений м2
Примечания
1
2
3
4
Жилая группа
1.Раздевальная
10-12
2.Групповая
20-22
3.Спальная
20-22
Может представлять собой единое помещение или состоять из двух помещений - для мальчиков и девочек
4.Туалетная
14-16
5.Буфетная
5-6
6.Комната индивидуальной работы с ребенком
12-14
7.Кладовая
6-8
8.Комната хранения уборочного инвентаря
4
В составе оборудования предусматривается умывальник и слив
Жилая секция
9.Столовая
36-40
Необходимость определяется заданием на проектирование
10.Буфетная
14-16
- " -
11.Кабинет логопеда
12-14
12.Санитарный узел персонала
5-6
В санитарном узле предусматривается душ, унитаз, умывальник
13.Кладовая чистого белья
6-8
Помещения культурно-массового обслуживания
14.Зал гимнастических и музыкальных занятий
72
Используется также как зал ЛФК
15.Кладовая спортивных принадлежностей
10
Смежная с залом гимнастических и музыкальных занятий
16.Бассейн с ванной 3х7 м
60
17.Инвентарная
10
18.Раздевальная для мальчиков и девочек
10х2
В раздевальной для девочек предусмотреть установку для сушки волос
19.Душевые при раздевальных, включая ножную ванну
4х2
По две душевых сетки и одной ножной ванне на каждую душевую
20.Уборные при раздевальных с умывальником в шлюзе
4х2
21.Комната методиста с санитарным узлом
10+4
В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник
22.Комната медсестры
10
Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку
23.Лаборатория анализа воды
8
24.Узел управления
6
Помещения медицинского обслуживания
25.Кабинет врача-педиатра
12
26.Кабинет медицинской сестры-процедурная
14
27.Кабинет стоматолога
15
28.Кабинет психоневролога
14
29.Кабинет психологической разгрузки
18
30.Кладовая
4-6
31.Санитарный узел с умывальником в шлюзе
4
32.Санитарная комната
5
Помещения административно-бытового обслуживания
33.Вестибюль с гардеробом для посетителей
54
Используется как помещение для собраний персонала
34.Санитарный узел с умыльником в шлюзе
3
35.Комната свиданий детей с посетителями
12
36.Кабинет заведующего
18
37.Кабинет заместителя заве -дующего по медицинской части
12
Может располагаться в составе помещений медицинского обслуживания
38.Кабинет завхоза
10
39.Канцелярия и бухгалтерия
16
40.Библиотека персонала, методический кабинет
18
41.Комната персонала
10
42.Душевая при комнате персонала с уборной
6
В состав санитарного оборудования должно входить бидэ
43.Хозяйственная кладовая
10
44.Инвентарная
8
45.Кладовые чистого и грязного белья
8+6
46.Комната кастелянши
10
47.Постирочная:Предусматривается в случае, если в составе помещений хозяйственного обслуживания прачечная не предусмотрена
- стиральная
18
- сушильная
8
- гладильная
6
48.Дезкамерапо заданию на проектированиеМожет располагаться в подвале или в хозяйственной зоне при прачечной
Помещения пищеблока
49.Горячий цех
30
50.Заготовочные:
- рыбы и мяса
10
- овощей
8
51.Помещение первичной обработки овощей
6
52.Холодный цех
8
53.Моечная кухонной посуды
10
54.Охлаждаемые камеры:
- продуктов
12
Не менее двух камер
- отходов
4
С выходом наружу
55.Кладовая сухих продуктов
6
56.Кладовая суточного запаса
8
57.Кладовая овощей
12
58.Загрузочная
10
59.Кладовая и моечная тары
10
60.Комната персонала с душевой и санузлом
12
61.Раздаточная
12
Примечания.
1. Требования к проектированию бассейна принимать в соответствии с МГСН 4.07-96.
2. Для доставки пищи в изолятор в раздаточную возможно предусматривать дополнительный вход с участка.
Приложение 5
(справочное)

Рекомендуемые площади помещений проживания, проектируемых по типу коридорной системы

NN
Наименование помещений
Площадь помещений м2
Примечания
1
2
3
4
На жилую группу
1.Спальные комнаты:Соотношение комнат различной вместимости определяется заданием на проектирование
- на 3 места
15
- на 4 места
20
- на 2 места
12
- на 1 место
8-9
2.Учебно-игровая комната:
- для детей младшего и среднего школьного возраста
36
Предусмотреть зону психологической разгрузки
- для детей старшего школьного возраста
32
3.Гостиная
36
В Домах проживания молодежи и постинтернатских группах Учебно-воспитательных комплексов
4.Комната хранения личных вещей
6-8
5.Инвентарная
6-8
6.Санитарные узлы:
- при каждой спальной комнате
5-6
- общие на группуПроектируются в соответствии с данными Приложения 3
7.Комната воспитателей с санитарным узлом
18
На два места
8.Кухня
14-16
Только в Домах проживания молодежи, в постинтернатских группах
9.Кладовая при кухне
4-6
На жилую секцию
10.Гостиная
30-36
Только для детей школьного возраста
11.Кухня (смежная с гостиной)
10-12
- " -
12.Раздевальная с сушильным шкафом
18-20
Кроме Домов проживания молодежи и постинтернатских групп
13.Бытовая комната
8-10
14.Изоляционная палата с санитарным узлом
18
Только в Домах проживания молодежи
15.Кладовая чистого белья
6-8
16.Комната хранения уборочного инвентаря
4
17.Санитарный узел персонала
5
В состав оборудования входят душ унитаз, умывальник
Примечание.
При одной постинтернатской группе в учреждении бытовую комнату, кладовую чистого белья, санитарный узел персонала, комнату хранения уборочного инвентаря следует предусматривать в составе жилой группы.
Приложение 6
(справочное)

Рекомендуемые площади помещений проживания, проектируемых по типу семейной квартиры

NN
Наименование помещений
Площадь помещений
м2
Примечания
в "Учреж-
дениях"
в типе "Приемная семья"
1
2
3
4
5
1.Комната "родителей"
-
10-12
2.Спальные комнаты:По согласованию с органами Госсанэпиднадзора разрешается применение откидных или раздвижных кроватей
- на 2 места
9-10
8-10
- на 3 места
13-15
12-15
- на 4 места
18-20
16-20
- на 1 место
-
7-9
3.Учебно-игровая комната
13-26
12-26
4.Инвентарная
6-8
4-6
5.Общая комната
26-32
24-32
Предусматривать возможность просмотра телевизора
6.Кухня-столовая
-
8-16
7.Кухня-буфетная
6-8
-
8.Кухня
-
8-10
9.Санитарные узлы:
- уборная с умывальником
3
2-3
- туалетная
6
4-6
В состав оборудования входят унитаз, умывальник, ванна
10.Кабинет руководителя
-
6-8
11.Комната хранения уборочного инвентаря
4
3-4
Оборудуется сливом, умывальником
12.Комната воспитателей
12
-
13.Передняя-раздевальная с сушильным шкафом
6-8
4-6
14.Гардеробная
4-6
6-8
15.Кладовая
3-4
3-4
Примечания.
1. В случае, если в учреждении типа "Приемная семья" предусмотрена кухня-столовая, то отдельно кухню можно не предусматривать, а площадь общей комнаты-столовой допускается сократить на 20-25%.
2. В учреждениях типа "Приемная семья", расположенных в квартирах жилых домов, кабинет руководителя, комнату хранения уборочного инвентаря возможно не предусматривать.
Приложение 7
(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений культурно-массового обслуживания в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест

NN
Наименование помещений
Площадь
м2
Примечания
1
2
3
4
1.Актовый зал на 120 мест
144
Расчет на 120% детей школьного и постинтернатского возраста. Если в состав учреждения входит дошкольное отделение вместимость актового зала соответственно уменьшится
2.Эстрада при зале
54
3.Кинопроекционная с перемоточной и радиоузлом
27
4.Фойе
120
Используется как выставочный зал, зал для танцев и игры в настольный теннис
5.Помещения для артистов
15х2
6.Санитарный узел с умывальником в шлюзе
3
7.Радиоузел
12
8.Фильмовидеотека
18
9.Помещения пожарного поста
10
10.Студия кабельного телевидения
18
11.Кладовая мебели и реквизита
20
12.Кладовая аппаратуры
10
13.Музей
54
14.Комната художника
12
15.Кружковые помещения:
- кружок кукольного театра с подсобным помещением
54+18
- танцевальный класс с помещением для переодевания и санитарным узлом
72+18+3
- кружок лепки с кладовыми инвентаря и готовых изделий
36+8+10
16.Инвентарная
36
17.Санитарные узлы с умывальниками в шлюзе
18х2
18.Уборные персонала
3х2
19.Кабины личной гигиены
4х2
Разместить при женских уборных
20.Спортивный зал 12х24 м
288
За исключением Школ-интернатов для детей с нарушениями умственного развития
21.Залы для индивидуальных занятий физкультурой на 5-6 человек
32х3
В Школах-интернатах для детей с нарушением умственного развития
22.Хранение спортивного инвентаря
16
23.Раздевальные для девочек и мальчиков с душевыми и санитарными узлами
36х2
По два душевых рожка и одному унитазу на каждую раздевальную
24.Комната инструктора-методиста
12
25.Лечебно-оздоровительный бассейн с ванной 5х10 м
160
На 10-12 детей из расчета 4-5 м2 на 1 место
26.Комната методиста с санитарным узлом
10+4
В состав санитарного узла входят унитаз, душ, умывальник
27.Раздевальные для мальчиков и девочек
16х2
В раздевальной для девочек предусмотреть установку сушки для волос
28.Душевые при раздевальных, включая ножную ванну
5х2
По две душевые сетки и одной ножной ванне на каждую душевую
29.Уборные при раздевальных с умывальником в шлюзе
5х2
30.Узел управления
6
Должны располагаться смежно и иметь выход на обходную дорожку
31.Лаборатория анализа воды
8
32.Комната медсестры
10
33.Кладовая спортивного инвентаря
8
34.Помещение уборочного инвентаря
4
Примечание.
В Школах-интернатах для детей с нарушениями умственного развития актовый зал с эстрадой, кинопроекционной, фойе, помещениями для артистов и санитарным узлом (позиции 1-6) не предусматриваются.
Приложение 8
(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений учебно-профессиональной подготовки в Школах-интернатах и в Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест

NN
Наименование помещений
Площадь помещений м2
Примечания
1
2
3
4
1.Учебно-игровые комнаты для дошкольников на 8-10 мест
28-30
Для разновозрастных групп "семейного" проживания
- раздевальная
14
- туалетная
12
2.Классы:
- для детей младшего и среднего школьного возраста
30-36
Наполняемость классов 8-10 детей
- для детей старшего школьного возраста
48-60
Наполняемость классов 16-20 детей
3.Рекреационные помещения
90-100
4.Кабинет занятий физикой с лаборантской
54+18
Кабинеты могут быть объединены в одном помещении
5.Кабинет для занятий химией с лаборантской
54+18
6.Класс рисования-изостудия с кладовой
40+18
7.Класс парикмахерского дела с подсобным помещением
30+10
8.Компьютерный класс с подсобным помещением
54+18
9.Кабинет черчения с подсобным помещением
36+14
10.Класс биологии-живой уголок с лаборантской
72+18
11.Комната музыкальных занятий с кладовой инструментов
36+18
12.Кинофотолаборатория с помещением для обработки пленки
21+10
13.Кабинет социально-бытовой адаптации для приема гостей с кухней и кладовой
72+10
14.Библиотека с книгохранилищем и читальным залом:
- для детей с недостатками умственного развития
60
- для остальных детей
100
15.Методический кабинет
30
16.Кабинет заведующего учебной частью
16
17.Комната учителей, мастеров
36
18.Кладовая мебели, инвентаря
24
19.Санитарные узлы для мальчиков и девочек
по расчету
Распределить поэтажно
20.Учебно-производственные мастерские с инвентарными и подсобными помещениями:Для средних и старших школьников с недостатками умственного развития
- швейная
36+12+10
- картонажно-переплетная
72+18+10
- столярная
54+18+10
- ткацкая
54+18+10
- механической сборки
36+18
- электромонтажная
36+18
- токарно-фрезерная
72+18
- гончарная
54+18+10
- обувная
36+12+10
- ручных ремесел (вязания, лозоплетения,пр.)
36+12+10
- ремонта аппаратуры и бытовой техники
36+18+10
- слесарная мастерская по ремонту автомобилей
-
На базе гаража
21.Класс подготовки медицинского персонала с кладовой учебных пособий
30+10
Приложение 9
(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений столовой и производственных помещений кухни в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест

NN
Наименование помещений
Площадь помещений м2
Примечания
1
2
3
4
1.Обеденный зал на 100 мест
160
Если в состав учреждения входит отделение для дошкольников, то число мест в обеденном зале сокращается соответственно их количеству
2.Умывальные
3 м2 (1 умывальник на каждые 18-20 мест)
3.Раздаточная
24
4.Сервизная
8
5.Моечная столовой посуды
30-36
6.Горячий цех
70
7.Хлеборезка, хранение хлеба
8
8.Моечная кухонной посуды
10
9.Холодный цех
14
10.Цех мучных изделий
14
11.Мясо-рыбный цех
24
12.Овощной цех
18
13.Комната заведующего производством
8
14.Кладовая суточного запаса продуктов
10
15.Кладовая сухих продуктов
14
16.Охлаждаемые камеры:Не менее двух камер с непосредственным выходом наружу
- продуктов
32
- отходов
4
17.Помещение первичной обработки овощей
16
18.Загрузочная, кладовая тары
18
19.Кладовая белья:
- чистого
8
- грязного
6
20.Кладовая и моечная тары
16
21.Комната персонала с душевой и санитарным узлом
24
22.Комната кладовщика
6
23.Кладовая овощей
16
24.Комната хранения предметов уборки
4
25.Раздаточная
20
Для дошкольного отделения
Приложение 10
(справочное)

Рекомендуемые состав и площади помещений административно-бытового и медицинского обслуживания в Школах-интернатах и Учебно-воспитательных комплексах на 100 мест