Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 162

- планировать на основе анализа конкретной ситуации в регионе (районе) развитие различных видов медицинской помощи населению;
- организовать работу по внедрению передового опыта в учреждениях здравоохранения района;
- организовать внедрение элементов научной организации труда в медицинские учреждения района;
- организовать систему контроля исполнения запланированных мероприятий.

3. Специальные знания и умения:

- демографические и экономические особенности региона (района);
- перспективы развития региона (района);
- состояние здоровья населения в регионе (районе);
- санитарно-эпидемическую и экологическую обстановку в регионе (районе);
- показатели, характеризующие состояние здоровья населения в регионе (районе);
- основные показатели, характеризующие деятельность лечебно-профилактических учреждений региона (района);
- функции, права, обязанности, организацию работы сотрудников оргметодотделов лечебно-профилактических учреждений;
- планировать и провести организационно-методическую работу в регионе;
- провести инструктаж работников лечебно-профилактических учреждений по вопросам организационно-методической работы, методических совещаний, конференций по обмену опытом;
- провести анализ и дать оценку первичной статистической информации;
- организовать и руководить работой информационно-диспетчерской службы региона (района);
- осуществлять контроль за выполнением запланированных мероприятий в регионе (районе).

4. Список обязательной литературы:

1. Социальная гигиена и организация здравоохранення. Под ред. Лисицына Ю.П. в 2 т. М., Медицина.
2. Санитарная статистика. Мерков А.М., Поляков И.В. - Л., Медицина, 1974.
3. Общая теория статистики. Под ред. Кильдышева. М., Статистика, 1980.
4. Случанко И.С., Церковный Г.Ф. Статистическая информация в управлении здравоохранением. 2 изд. М., Медицина, 1983.
5. Случанко И.С., Логинова Е.А. Анализ деятельности стационара и управление больницей. М., ЦОЛИУВ, 1979.
6. Бедный М.С., Саввин С.И., Стегов Г.И. Социально-гигиеническая характеристика заболеваемости городского и сельского населения. М., Медицина, 1975.
7. Буштуева К.А., Случанко И.С. Методы и критерии оценки здоровья населения в связи с загрязнением окружающей среды. М., Медицина, 1979.
8. Голяченко А.И., Веденко Б.Г., Коляденко А.П. Управление многопрофильной больницей. Киев. Здоровье, 1984.
9. Головтеев В.В., Калью П.И., Пустовой И.В. Основы экономики советского здравоохранения. М., Медицина, 1974.
10. Соболевский Г.М., Ермаков В.В., Головтеев В.В. Основы финансирования учреждений здравоохранения. М., Медицина, 1974.

50.3. Квалификационная характеристика специалиста врача по санитарному просвещению

В соответствии с требованиями специальности врач по санитарному просвещению должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- документы партии и правительства по вопросам идеологии; основы коммунистического воспитания масс;
- знание основных направлений пропагандистской работы партии;
- основы законодательства страны по здравоохранению; директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения (постановления, решения, приказы, инструкции, положения и др.) по вопросам охраны здоровья, гигиенического обучения и воспитания населения и формирования ЗОЖ;
- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности учреждений и служб здравоохранения;
- организацию санитарно-просветительной работы в деятельности немедицинских ведомств, учреждений и общественных организаний;
- нормативы (табели) оснащения и оборудования ЛПУ, СЭС и ДСП (КСП) аппаратурой, приборами, наглядными пособиями и др., необходимыми для проведения пропаганды медико-гигиенических знаний;
- учетно-отчетную документацию лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений по пропаганде медико-гигиенических знаний и умение оценить показатели этой деятельности;
- психологические и педагогические методы воздействия на личность и коллектив;
- основы лекторского мастерства;
- методику применения технических средств пропаганды и машинных средств обучения населения;
- основы выставочного дела;
- методику использования средств массовой информации в санитарном просвещении;
- систему научной медицинской информации;
- методику поиска, сбора и использования информации в санитарном просвещении;
- основы библиографии.

2. Общие умения:

- составить рецензию на различные объекты рецензирования (устное выступление, текст (конспект) лекции или беседы, методический популярный материал и др.);
- владеть техникой составления библиографии;
- составить библиографический перечень (указатель) литературы по актуальным проблемам здравоохранения (пропаганде ЗОЖ, гигиеническому обучению и воспитанию различных групп населения);