Приказ Минздрава СССР от 21 июля 1988 г. N 579 "Об утверждении квалификационных характеристик врачей-специалистов" стр. 193

63. Квалификационная характеристика специалиста врача - педиатра-неонатолога

В соответствии с требованиями специальности врач педиатр-неонатолог должен знать и уметь:

1. Общие знания:

- основы законодательства о здравоохранении, директивные документы, определяющие деятельность органов и учреждений здравоохранения, правовые основы здравоохранения;
- систему охраны материнства и детства в СССР; основные руководящие документы партии и правительства в области охраны здоровья матери и ребенка;
- организацию лечебно-профилактической помощи женщинам и новорожденным;
- охрану здоровья и труда женщин;
- рождаемость, планирование семьи и социальные аспекты здоровья беременных;
- перинатальную смертность, ее структуру, причины и профилактику;
- организацию антенатальной охраны плода;
- роль женских консультаций в снижении перинатальной смертности; связь женских консультаций с детскими поликлиниками и родильными домами;
- диспансеризацию беременных; группы риска, медико-генетическое консультирование;
- принципы работы физиологических и специализированных родовспомогательных учреждений;
- санитарно-эпидемиологический режим родильного дома;
- организацию работы род. блока;
- эпидемиологию и профилактику внутригоспитальной инфекции в родильных домах, отделениях для новорожденных детей;
- организацию и принципы работы отделений новорожденных в родовспомогательных учреждениях;
- выписку новорожденного на участок; показания и противопоказания к переводу в другие стационары; транспортировку больных новорожденных, недоношенных детей;
- организацию и принципы работы отделений для патологии новорожденных детей; отделений хирургии новорожденных;
- организацию и принципы работы отделений для выхаживания недоношенных детей и для патологии недоношенных;
- организацию и принципы работы отделений реабилитации новорожденных детей с поражением центральной нервной системы;
- организацию службы реанимации и интенсивной терапии для новорожденных и недоношенных детей;
- организацию выхаживания недоношенных и маловесных детей;
- организацию патологоанатомической службы;
- основные лабораторные, функциональные и специальные методы исследования новорожденных;
- показания к переводу новорожденных из родильного дома и стационаров в отделения (центры) реанимации и интенсивной терапии;
- методы дезинфекции и стерилизации оборудования, аппаратуры и инструментария.

2. Общие умения:

- прогнозировать и проводить мероприятия по коррекции состояния новорожденного, родившегося в гипоксии, или с клиникой внутричерепной родовой травмы и другими патологическими состояниями с учетом особенностей протекания родов у матери;
- провести первичную реанимацию новорожденных и недоношенных детей, родившихся в асфиксии;
- провести объективное исследование новорожденного;
- оценить тяжесть состояния ребенка; оказать необходимую срочную помощь;
- определить необходимость дополнительных методов исследования (лабораторных, рентгенологических, функциональных и др.) и интерпретировать их результаты;
- установить диагноз; обосновать схему, план и тактику ведения и лечения ребенка;
- провести комплекс необходимых лечебно-профилактических мероприятий;
- работать с оборудованием, лечебной и контрольно-диагностической аппаратурой (кувезами, лампами лучистого тепла и фототерапии, аппаратами ИВЛ, различными мониторами и др.);
- выполнять мероприятия по диспансеризации детского населения;
- проводить санитарно-просветительную работу и гигиеническое воспитание;
- осуществлять наблюдение и ведение новорожденных на педиатрическом участке; патронаж; назначение профилактических и общеоздоровительных мероприятий;
- осуществлять наблюдение и ведение недоношенных детей на педиатрическом участке;
- оформить медицинскую документацию;
- провести анализ перинатальной и неонатальной смертности.

3. Специальные знания и умения:

- анатомо-физиологические особенности внутриутробного плода; иммунологические взаимоотношения матери и плода; роль плаценты;
- диагностику пороков развития у внутриутробного плода;
- влияние различных факторов вредности (физических, химических, биологических и др.) в различные сроки беременности на внутриутробное развитие плода;
- влияние осложнений течения беременности на плод и ребенка;
- влияние поздних токсикозов на уровень перинатальной смертности;
- иммунологическую несовместимость матери и плода;
- влияние курения и алкоголя на плод;