Намечается облегчить импорт тех машин, которые не производятся в России или производятся в явно недостаточных количествах, и в то же время проводить умеренно протекционистскую политику в отношении тех отраслей отечественного машиностроения, которые могут обновить производственный потенциал российской промышленности.
Федеральные ведомства, наделенные соответствующими полномочиями, определяют порядок оформления соглашений с частными отечественными и иностранными инвесторами о государственной поддержке конкретных инвестиционных проектов. В связи с реализацией конкретных проектов существенное значение приобретает улучшение методов урегулирования хозяйственных споров, создание многовариантности арбитражной процедуры.
Арбитражные процедуры должны применяться дифференцированно, в зависимости от характера спора.
Для Российской Федерации актуальным является сближение правовой основы инвестиционной деятельности в России и зарубежных странах.
Учитывая реальный процесс реинтеграции со странами - участниками Содружества Независимых Государств и наличие экономических и инвестиционных интересов России и этих стран, определяющее значение приобретает взаимная адаптация и унификация нормативно-законодательных актов и организационно-экономических условий инвестиционной деятельности на территории государств - участников Содружества Независимых Государств.
Помимо законодательства Российской Федерации, важную роль в регулировании иностранных инвестиций играет подключение России к международной системе правового обеспечения в области инвестиционной деятельности. Россия заключила 30 межправительственных соглашений о взаимной защите и поощрении капиталовложений, присоединилась к двум международным конвенциям - Вашингтонской конвенции о порядке разрешения инвестиционных споров между государственными и иностранными лицами (1965 год) и Сеульской конвенции об учреждении Многостороннего агентства по гарантиям инвестиций (1985 год), подписала Договор к Европейской энергетической хартии, стала членом Международного валютного фонда и Всемирного банка. Присоединение к Генеральному соглашению о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, договорам с Европейским сообществом и Организацией экономического сотрудничества и развития также будет способствовать сближению норм российского и международного права в этой сфере.
Обязательным для российской практики должно стать выполнение условий, предусмотренных в заключенных или намечаемых к подписанию международных договорах в части, относящейся к привлечению иностранных инвестиций в Россию (Договор к Европейской энергетической хартии, Генеральное соглашение о торговле и тарифах Всемирной торговой организации, связанные с ними документы, относящиеся к торговым аспектам инвестиционных мер, соглашения с Европейским сообществом о партнерстве и сотрудничестве, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений, соглашения об избежании двойного налогообложения и другие).
5. Снижение трансакционных издержек инвесторов
Наряду с созданием организационно-правовых условий и государственной поддержкой Комплексная программа стимулирования отечественных и иностранных инвестиций включает меры по снижению издержек инвестора, не относящихся к прямым затратам на реализацию конкретных проектов. В этой связи развивается информационная инфраструктура инвестиционного рынка, осуществляется регулирование тарифов на услуги монополий, обеспечивается защита собственности и личности инвестора от криминальной сферы.
Интересы инвесторов предполагается учитывать при подготовке законодательных и нормативных актов, а также ведомственных инструкций по ценообразованию в электроэнергетике, связи, железнодорожном транспорте.
Для мелких инвесторов важнейшее значение имеет ограничение платы за аренду производственных помещений.
В отношении защиты собственности инвесторов желательно разработать единый порядок определения размеров ущерба, причиняемого, в частности, растратами и хищениями, а также недобросовестной конкуренцией.
Необходимо совершенствовать работу международного коммерческого арбитражного суда, третейского суда при Торгово-промышленной палате Российской Федерации.
Для обеспечения личной и имущественной безопасности инвесторов следует разработать специальные государственные программы предупреждения преступности в криминогенных сферах экономики, а также в регионах России с повышенным уровнем правонарушений.
Под эти цели необходимо предусмотреть материально-техническое, информационное и организационное укрепление соответствующих оперативных служб, следственных органов и судов.
В части информационного обеспечения инвестиционной деятельности представляется необходимым содействие государства действующим и создаваемым коммерческим консалтинговым организациям, фирмам по разработке бизнес-планов, проектным институтам. Конкретными задачами информационного обеспечения инвестиционной деятельности являются: сбор, обработка и актуализация информации о законодательстве, состоянии рынка, перспективах развития экономики и отдельных отраслей, о планах предприятий, заинтересованных в привлечении инвестиций, о ходе приватизации, продаже акций, конверсии производства. С целью обеспечения эффективного информационноконсультативного взаимодействия потенциальных иностранных инвесторов с российскими организациями и создания привлекательного образа России на мировых рынках капитала принято постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 1995 г. N 657 "О Российском центре содействия иностранным инвестициям при Министерстве экономики Российской Федерации".
По инициативе Правительства Российской Федерации создана качественно новая структура - Консультативный совет по иностранным инвестициям в России, в состав которого входят представители зарубежных фирм, осуществляющих прямые инвестиции в российскую экономику в крупных размерах. Его основная задача - обеспечение постоянного диалога между Правительством Российской Федерации и крупными иностранными инвесторами с целью выработки конкретных рекомендаций по совершенствованию инвестиционного климата в России, налогового и таможенного законодательства Российской Федерации, созданию привлекательного образа России как страны, принимающей инвестиции.
Для развития экономики России и продвижения частных иностранных прямых инвестиций важное значение имеет сотрудничество России с ведущими международными финансовыми организациями, прежде всего с Международным валютным фондом, Международным банком реконструкции и развития, Европейским банком реконструкции и развития и другими.
При реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций необходима организация мониторинга программы и оперативной корректировки состава мероприятий.
* *
*
Предлагаемые мероприятия в проекте Комплексной программы обеспечат улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации, что будет способствовать притоку отечественных и иностранных инвестиций в российскую экономику.
Эффективность Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации обеспечивается реализацией прилагаемого к программе плана мероприятий.
Приложение
к Комплексной программе стимулирования
отечественных и иностранных инвестиций
в экономику Российской Федерации
План мероприятий по реализации Комплексной программы стимулирования отечественных и иностранных инвестиций в экономику Российской Федерации
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Наименование Вид документа Срок Исполнители
мероприятия выполнения
─────────────────────────────────────────────────────────────────────────
Мероприятия 1995 года
1. Исключен.
2. Разработка пред- проект федерального квартал Минюст России
ложений об усилении закона "О внесении Минэкономики
ответственности за изменений и России
нарушения, связан- дополнений в Минфин России
ные с валютными Уголовный кодекс Банк России
операциями, и неза- Российской Федеральная
конный вывоз рос- Федерации" комиссия по ценным
сийского капитала бумагам и
за границу фондовому рынку
3. Разработка пред- проект постановления квартал Госкомстат России
ложений о совершен- Правительства Госкомимущество
ствовании системы Российской России
информационного Федерации Минфин России
обеспечения потен- Госналогслужба
циальных инвесторов России
4. Определение кри- методические квартал Роскомзем