В соответствии с Федеральным Конституционным законом "Об арбитражных судах в Российской Федерации", определяющим основные положения организационного обеспечения деятельности арбитражных судов в Российской Федерации, приказываю:
1. Утвердить Инструкцию по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации и ввести ее в действие с 1 апреля 1996 года.
2. Направить Инструкцию в федеральные арбитражные суды округов, арбитражные суды субъектов Российской Федерации для руководства и исполнения.
3. Председателям арбитражных судов:
3.1. Организовать изучение Инструкции в аппарате арбитражного суда, обеспечив четкое исполнение ее основных положений и требований, устанавливающих единую систему организации делопроизводства, порядка работы с процессуальными и иными документами, а также ввода информации о них в автоматизированные программные подсистемы "Делопроизводство" и "Судопроизводство".
3.2. Привести действующие в арбитражных судах инструкции по делопроизводству в соответствие с настоящей Инструкцией с учетом структуры, штатной численности и технической оснащенности арбитражного суда.
4. Председателям судебных составов судебных коллегий, руководителям структурных подразделений и Общего отдела Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации организовать изучение настоящей Инструкции в судебных составах и подразделениях, обеспечив ее неуклонное исполнение в практической работе по совершенствованию организационной деятельности арбитражных судов.
5. Отделу информатизации Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации (В.П.Иванов) при разработке и внедрении автоматизированной информационно-коммуникационной системы арбитражных судов предусмотреть единую технологию регистрации и учета прохождения документов.
6. Контроль за выполнением настоящего приказа возложить на Общий отдел Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Председатель Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации | В.Ф. Яковлев |
Согласовано:
Заместитель Руководителя Росархива | В.А. Еремченко |
15 марта 1996 г.
Инструкция по делопроизводству в арбитражных судах Российской Федерации (утв. приказом Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 1996 г. N 7)
1. Общие положения
1.1. Настоящая Инструкция устанавливает единую систему организации делопроизводства, порядок работы с процессуальными и иными документами, письмами и обращениями граждан и носит обязательный характер при ведении делопроизводства в системе арбитражных судов Российской Федерации применительно к особенностям структуры с учетом штатной численности и технической оснащенности каждого конкретного арбитражного суда.
1.2. Общее ведение делопроизводства и методическое руководство работой с документами в структурных подразделениях арбитражного суда возлагается на службу делопроизводства - канцелярию, иное подразделение или специалиста суда 1.
1.3. Ответственность за организацию делопроизводства, соблюдение установленных правил и порядка работы с документами, обращениями граждан в судебных составах и структурных подразделениях 2 возлагается на их руководителей.
Руководитель подразделения назначает ответственного за ведение делопроизводства, который утверждается приказом по арбитражному суду.
1.4. Работники арбитражного суда несут персональную ответственность за выполнение требований настоящей Инструкции, сохранность процессуальных и других документов.
Об утрате документов немедленно докладывается руководству арбитражного суда, по данному факту руководитель подразделения составляет акт, в необходимых случаях назначается служебное расследование.
1.5. Сведения, содержащиеся в служебных документах, не подлежат разглашению лицам, не имеющим отношения к работе с этими документами.
Передача документов или их копий работникам сторонних организаций, а также использование содержащихся в них сведений в средствах массовой информации допускаются только с разрешения руководства арбитражного суда.
1.6. Передача документов из подразделения в подразделение осуществляется через канцелярию под расписку лица, принимающего документ, по указанию руководителя, ранее установившего исполнителя.
1.7. Судьи и специалисты арбитражного суда при уходе в отпуск, выезде в командировку обязаны по указанию руководителя подразделения передать через ответственного за ведение делопроизводства в подразделении находящиеся у них на исполнении документы другим исполнителям. При увольнении или переходе на работу в другое подразделение арбитражного суда все числящиеся за работником документы передаются лицу, ответственному за ведение делопроизводства в подразделении.
1.8. Правила работы с секретными документами определяются специальной инструкцией.
2. Прием, регистрация и распределение корреспонденции
2.1. Поступающая в арбитражный суд корреспонденция принимается и регистрируется в канцелярии.
2.2. Корреспонденция принимается от почтовых отделений и от граждан в течение всего рабочего дня.
2.3. При приеме корреспонденции сотрудники канцелярии проверяют состояние конвертов или упаковки, правильность адресования. Ошибочно доставленная корреспонденция пересылается по принадлежности или возвращается отправителю.
2.4. При вскрытии конвертов (упаковок) проверяется наличие документов и материалов, указанных в приложении; сверяются исходящие номера документов с учетными номерами, указанными на конвертах. Конверты прилагаются к документам.
2.5. В случае отсутствия указанных в приложении документов или повреждения документов составляется акт в двух экземплярах (приложение 1), который подписывается сотрудниками канцелярии. Один экземпляр акта прилагается к поступившему документу и передается вместе с ним на рассмотрение исполнителю, второй хранится в наряде канцелярии.
2.6. Пакеты с пометкой "Лично" не вскрываются. Они направляются адресатам, их содержимое не является официальным документом до возвращения в канцелярию и регистрации.
2.7. Поступившая корреспонденция подбирается (сортируется) по категориям: исковые заявления, апелляционные жалобы, кассационные жалобы, заявления о пересмотре судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, дополнительные материалы к судебным делам, законодательные, нормативные, служебные документы и т.д.
2.8. Сотрудники канцелярии в правом углу нижнего свободного поля первого листа документа проставляют штамп с полным наименованием арбитражного суда, указывают дату поступления документа, входящий номер и индекс.
Зарегистрированные документы передаются в соответствующее подразделение.
2.9. В приемной (секретариате) ведется журнал приема-передачи телефонограмм, факсограмм. Листы журнала должны быть пронумерованы, прошнурованы и скреплены печатью.
2.10. Регистрация процессуальных документов ведется отдельно от других видов документов.
Регистрационный номер искового заявления должен включать в себя обязательные реквизиты: индекс арбитражного суда и порядковый номер искового заявления, присваиваемый в пределах одного календарного года, а также год поступления заявления. При необходимости может дополняться индекс судебного состава.
Например: А01-125/96-С4, где А01 - индекс Арбитражного суда Республики Адыгея (приложение 4), 125 - порядковый номер искового заявления, 96 - календарный год, С4 - индекс судебного состава.
2.11. Регистрационный номер искового заявления присваивается арбитражному делу и не подлежит изменению при последующем рассмотрении дела в судебных инстанциях.
2.12. При заполнении регистрационно-контрольных карточек (приложение 2) сотрудниками канцелярии вносятся следующие данные: регистрационный номер искового заявления и дата его поступления в суд, исходящий номер и дата искового заявления, полное наименование истца, ответчика и других лиц, участвующих в деле (название организации, фамилия, имя, отчество гражданина-предпринимателя).
2.13. Регистрация искового заявления может производиться в автоматизированном режиме (на компьютере с последующей распечаткой компьютерных карточек) или по картотеке (на регистрационно-контрольных карточках).
2.14. Зарегистрированные сотрудниками канцелярии исковые заявления передаются не позднее следующего дня под расписку в регистрационно-контрольных карточках ответственным за делопроизводство в соответствующих коллегиях с указанием даты передачи.
2.15. Первый экземпляр регистрационно-контрольной карточки с распиской о поступлении искового заявления в коллегию (судебный состав) хранится в картотеке канцелярии. Второй экземпляр карточки передается вместе с исковым заявлением в коллегию (судебный состав) и хранится в наряде у ответственного за делопроизводство. В последующем в регистрационно-контрольную карточку (компьютер) вносятся данные о произведенных действиях.
2.16. После передачи искового заявления по назначению второй экземпляр регистрационно-контрольной карточки помещается в отдельную картотеку коллегии или соответствующего подразделения арбитражного суда.
2.17. Судебное дело формируется в коллегии (судебном составе) в следующем порядке: внутренняя опись документов (приложение 3); определение о принятии искового заявления к производству; исковое заявление и документ, подтверждающий направление копии искового заявления и приложенных к нему документов лицам, участвующим в деле; платежное поручение (квитанция) об уплате государственной пошлины; копия претензии и квитанция о ее отправке, ответ на претензию (когда это предусмотрено федеральным законом для данной категории споров или договором); документы, подтверждающие обстоятельства, на которых основываются исковые требования; отзыв ответчика с прилагаемыми документами; доверенность (если исковое заявление подписано представителем истца); дополнительные документы, представляемые сторонами; ходатайства и принимаемые по ним определения; решение; протокол судебного заседания; определение о назначении к слушанию апелляционной жалобы; апелляционная жалоба; отзывы и другие документы, представленные в апелляционную инстанцию; определения, постановление апелляционной инстанции; кассационная жалоба, отзывы, определения, постановление и т.д. Документ-ответ помещается за документом-запросом.
2.18. Наименование всех документов вносится во внутреннюю опись дела в порядке поступления. Нумерация листов дела ведется карандашом арабскими цифрами в правом верхнем углу.