4.3 При выявлении в ходе обследования неисправностей, влияющих на безопасную эксплуатацию лифта и угрожающих безопасности лиц, проводящих работы, обследование должно быть приостановлено и лифт должен быть передан владельцу для производства ремонта, модернизации или замены. Запись о передаче лифта должна быть сделана в журнале технического обслуживания, а о приостановлении обследования в паспорте.
После выполнения ремонта или модернизации должна быть сделана соответствующая запись в паспорте и журнале технического обслуживания лицом, ответственным за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта. Лифт должен быть подвергнут периодическому техническому освидетельствованию в соответствии с РД-10-98-95.
При техническом освидетельствовании должны присутствовать:
представитель владельца; лицо, ответственное за организацию работ по техническому обслуживанию и ремонту лифта; электромеханик, ответственный за исправное состояние и представитель организации, выполнившей ремонт или модернизацию лифта.
4.4 Организация, осуществляющая техническое диагностирование (обследование) лифтов обязана проводить страхование своей ответственности на случай возникновения аварии, выразившейся в виде падения кабины лифта, его противовеса или отдельных частей противовеса кабины, а также при происшествии несчастного случая (случаев) из-за технических причин.
Страхование лифтов проводится в соответствии с Положением (правилами) страхования оборудования повышенной опасности, согласованным с Госгортехнадзором России.
5 Виды возможных неисправностей элементов лифта
5.1 Для конструкций лифтов наиболее характерны следующие повреждения, возникающие в процессе эксплуатации:
- образование усталостных трещин;
- ослабление болтовых соединений;
- механические повреждения;
- деформации металлоконструкций;
- разрушение или уменьшение сечения элементов в следствии коррозии и (или) износа.
5.2 При обследовании конструкций следует учитывать, что усталостные трещины возникают у концентраторов местных напряжений.
К типичным концентраторам напряжений относятся:
- отверстия с необработанными кромками, прожженные, заваренные;
- места пересечения сварных швов и их окончания, прерывистые швы;
- технологические дефекты сварных швов: прожоги, подрезы, незаваренные кратеры, неполномерность шва, чрезмерное усиление валика шва и т.д.
6.3 Основные характерные повреждения, разрушения металлоконструкций, механизмов лифтов приведены в приложении А.
5.4 Для механизмов наиболее характерны следующие неисправности и повреждения:
- разрушение быстроходного вала лебедки с электродвигателем на лапах;
- ослабление тормозной полумуфты лебедки (радиальное биение);
- износ червячного зацепления редуктора;
- ослабление болтовых соединений;
- выработка (износ) шарнирных соединений, тормозных полумуфт, обкладок тормозов и т.п.;
- износ штопочных соединений;
- разрушение манжетных уплотнений;
- трещины в блоках, канатоведущих шкивах и барабанах;
- течь масла из редуктора лебедки;
- износ ручьев канатоведущего шкива, блоков, шкива ограничителя скорости;
- отсутствие смазки и износ в подшипниках блоков, валов и электродвигателей.
5.5 Для канатов характерны дефекты, при наличии которых канат должен быть заменен:
- обрыв проволочек, поверхностный износ и коррозия свыше норм, предусмотренных ПУБЭЛ (Приложение Б таблица 1);
- отсутствие смазки в сердечнике;
- заломы;
- обрыв одной из прядей или сердечника;
- расслоение стренг или прядей;
- выдавливание сердечника или прядей;
- местное видимое увеличение или уменьшение диаметра каната;
- сплющивание каната (потеря формы поперечного сечения).
6 Последовательность выполнения работ
6.1 При обследовании лифта, отработавшего нормативный срок, должны производиться работы в следующей последовательности:
- ознакомление с эксплуатационной и технической документацией лифта (паспортом, техническим описанием и инструкцией по эксплуатации), сведениями о ремонте и реконструкции лифта;
- внешний осмотр общего состояния и проверка лифта, включая окраску;
- проверка состояния ограждения и металлоконструкций шахты, кабины, противовеса, балок под блоки, сварных и стыковых соединений с применением методов неразрушающего контроля;
- проверка состояния механизмов лифта;
- проверка электрооборудования и выключателей безопасности;
- составление рабочей карты, ведомости дефектов и отступлений;