Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 "Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения" (принят постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 г. N 221)
Дата введения 1 июля 1994 г.
1 Область применения
Настоящий стандарт устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Стандарт распространяется:
- до 01.01.95 на находящиеся в эксплуатации федеральные автомобильные дороги, магистральные дороги и улицы городов и других населенных пунктов;
- с 01.01.95 на все эксплуатируемые автомобильные дороги общего пользования с цементобетонным покрытием и любым покрытием из битумоминеральных смесей и на все дороги и улицы городов и других населенных пунктов.
Автомобильные дороги, дороги и улицы городов и других населенных пунктов по их транспортно-эксплуатационным характеристикам объединены в три группы:
Группа А - автомобильные дороги с интенсивностью движения более 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги скоростного движения, магистральные улицы общегородского значения непрерывного движения;
группа Б - автомобильные дороги с интенсивностью движения от 1000 до 3000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - магистральные дороги регулируемого движения, магистральные улицы общегородского значения регулируемого движения и районного значения;
группа В - автомобильные дороги с интенсивностью движения менее 1000 авт/сут; в городах и населенных пунктах - улицы и дороги местного значения;
категории улиц и дорог в городах и населенных пунктах - по СНиП 2.07.01.
Установленные стандартом требования должны обеспечиваться организациями, в ведении которых находятся автомобильные дороги, а также улицы и дороги городов и других населенных пунктов.
В случае, когда эксплуатационное состояние дорог и улиц не отвечает требованиям настоящего стандарта, на них должны быть введены временные ограничения, обеспечивающие безопасность движения, вплоть до полного запрещения движения.
2 Нормативные ссылки
В настоящем стандарте использованы ссылки на следующие стандарты, строительные нормы и правила, инструкции:
- ГОСТ 10807-78 Знаки дорожные. Общие технические условия
- ГОСТ 13508-74 Разметка дорожная
- ГОСТ 23457-86 Технические средства организации дорожного движения. Правила применения
- ГОСТ 25695-91 Светофоры дорожные. Типы. Основные параметры
- ГОСТ 26804-86 Ограждения дорожные металлические барьерного типа. Технические условия
- СНиП 2.05.02-85 Автомобильные дороги
- СНиП 2.07.01-89 Планировка и застройка городских и сельских поселений
- СНиП 3.06.03-85 Автомобильные дороги
- ВСН 24-88 Технические правила ремонта и содержания автомобильных дорог (Минавтодор РСФСР)
- Инструкция по эксплуатации железнодорожных переездов (утверждена Министерством путей сообщения СССР 19.08.91, согласована Министерством автомобильных дорог РСФСР 17.09.90 и МВД СССР 12.02.91).
3 Требования к эксплуатационному состоянию автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов
Проезжая часть дорог и улиц, покрытия тротуаров, пешеходных и велосипедных дорожек, посадочных площадок, остановочных пунктов, а также поверхность разделительных полос, обочин и откосов земляного полотна должны быть чистыми, без посторонних предметов, не имеющих отношения к их обустройству.
3.1 Покрытие проезжей части
3.1.1 Покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью.
Предельно допустимые повреждения покрытия, а также сроки их ликвидации приведены в таблице 1.
Таблица 1
┌────────────────────────────┬───────────────────┬──────────────────────┐
│Группа дорог и улиц по их│Повреждения на 1000│Сроки ликвидации пов-│
│транспортно-эксплуатационным│м2 покрытия, м2, не│реждений, сут, не│
│характеристикам │более │более │
├────────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤
│ А │ 0,3(1,5) │ 5 │
├────────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤
│ Б │ 1,5(3,5) │ 7 │
├────────────────────────────┼───────────────────┼──────────────────────┤
│ В │ 2,5(7,0) │ 10 │
├────────────────────────────┴───────────────────┴──────────────────────┤
│Примечания │
│1 В скобках приведены значения повреждений для весеннего периода │
│2 Сроки ликвидации повреждений указаны для строительного сезона, опре-│
│деляемого погодно-климатическими условиями, приведенными в СНиП 3.06.03│
│по конкретным видам работ │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌────────────────────────────┬───────────────────┬──────────────────────┐
3.1.2 Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и т.п. не должны превышать по длине 15 см, ширине - 60 см и глубине - 5 см.
3.1.3 Ровность покрытия проезжей части должна соответствовать требованиям, приведенным в таблице 2.
3.1.4 Коэффициент сцепления покрытия должен обеспечивать безопасные условия движения с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью и быть не менее 0,3 при его измерении шиной без рисунка протектора и 0,4 - шиной, имеющей рисунок протектора*.
Таблица 2
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
│Группа дорог и улиц по их│ Состояние покрытия по ровности │
│транспортно-эксплуатаци- ├───────────────────────┬─────────────────────┤
│онным характеристикам │Показатель ровности по│Число просветов под│
│ │прибору ПКРС-2, см/км,│3-метровой рейкой, %,│
│ │не более │не более │
├─────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│ А │ 660 │ 7 │
├─────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│ Б │ 860 │ 9 │
├─────────────────────────┼───────────────────────┼─────────────────────┤
│ В │ 1200 │ 14 │
├─────────────────────────┴───────────────────────┴─────────────────────┤
│Примечание - Число просветов подсчитывают по значениям, превышающим│
│указанные в СНиП 3.06.03 │
└───────────────────────────────────────────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────┬─────────────────────────────────────────────┐
3.1.5. Время, необходимое для устранения причин, снижающих сцепные качества покрытий в зависимости от вида работ, устанавливают с момента обнаружения этих причин, и оно не должно превышать значений, приведенных в таблице 3.
Таблица 3
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
│Работы по повышению сцепных качеств│Время, необходимое для выполнения│
│покрытия │работ, сут, не более │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│1 Устранение скользкости покрытия,│ │
│вызванной выпотеванием битума │ 4 │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│2 Очистка покрытия от загрязнений │ 5 │
├─────────────────────────────────────┼─────────────────────────────────┤
│3 Повышение шероховатости покрытия │ 15 │
└─────────────────────────────────────┴─────────────────────────────────┘
┌─────────────────────────────────────┬─────────────────────────────────┐
3.1.6. Сроки ликвидации зимней скользкости и окончания снегоочистки для автомобильных дорог, а также улиц и дорог городов и других населенных пунктов с учетом их транспортно-эксплуатационных характеристик приведены в таблице 4.
3.1.7. На дорогах и улицах городов и других населенных пунктов снег с проезжей части следует убирать в лотки или на разделительную полосу и формировать в виде снежных валов с разрывами на ширину 2,0 - 2,5 м.
После очистки проезжей части снегоуборочные работы должны быть проведены на остановочных пунктах общественного транспорта, тротуарах и площадках для стоянки и остановки транспортных средств.
Таблица 4